На сайте Настольные игры в Латвии появился обзор дополнения Leaders для игры 7 Wonders. В нём подробно рассматриваются все составляющие игрушки и разбираются свойства лидеров. Резюме автора: дополнение получилось хорошим, но дороговатым.
7 Wonders – добротная карточная игра, в короткие сроки завоевавшая симпатии, как любителей семейных посиделок, так и суровых настольщиков. Дополнение к ней было более чем предсказуемо, но не менее ожидаемо. Ещё до его представления широкой публике все, извините за каламбур, карты были раскрыты, тем более что раскрывать там особо и нечего. Немного карт и ещё один драфт за 20 евро – дороговато, но на том пике популярности, на который взобрались Чудеса, коробочки с Лидерами разлетались, да и разлетаются, наверное, до сих пор, как горячие пирожки. Радует то, что за такую цену пирожки нам подсовывают не пресные, а с вкусным повидлом, другими словами – 7 Wonders: Leaders дополнение добротное, как и сама игра.
В дополнении все, так или иначе, завязано на Лидерах и их способностях.
- Новое чудо света Колизей в Древнем Риме с карточкой для его выбора. Чудо не производит ресурса, но позволяет нанимать Лидеров дешевле или вовсе бесплатно. Строительство Колизея приносит победные очки (сторона А) или позволяет ввести в игру дополнительного Лидера (сторона В).
- Четыре новые гильдии. Гильдия Игроков приносит дополнительное ПО за каждые три монеты, гильдия Зодчих приносит три ПО за каждую фиолетовую карту соседа, гильдия Дипломатов даёт одно ПО за каждого соседского Лидера, который был нанят и, наконец, самая занятная гильдия – гильдия Куртизанок, которая при появлении «соблазняет» одного из соседских Лидеров (на него кладётся специальных жетон Куртизанки) и позволяет игроку пользоваться его способностью.
- 17 монет номиналом 6 для особо зажиточных игроков.
- Блокнотик для подсчёта победных очков с новой строчкой «Лидеры».
- Ну и собственно 37 карт Лидеров, одна из которых пустая. Она позволит вам проявить буйство фантазии и придумать своего собственного супер-лидера.
Изменения в игровом процессе незначительные и в основном касаются выбора и розыгрыша Лидеров. Теперь на старте вместо трёх монет все получают по 6. Партия начинается с фазы выбора Лидеров. Игрокам раздаётся по 4 карты, затем каждый тайно выбирает по одной карте, а остальные передаёт соседу. В общем, всё происходит по той же схеме, как и при выборе карт эпохи до тех пор, пока не распределятся все Лидеры.
После того, как Лидеры на партию были выбраны, начинается первая эпоха. Теперь в начале каждой эпохи можно нанять одного из ранее выбранных Лидеров. Для найма необходимо просто заплатить указанную на карте стоимость. Кроме того, с Лидерами можно провернуть уже знакомые действия – скинуть за три монеты или пустить на постройкусвоего чуда. С этим всё понятно, что же даёт наем? Бонусы, бонусы и ещё раз бонусы. Рассмотрим Лидеров в зависимости от их стоимости.
Заплатив всего одну монету, игрок уже может значительно улучшить своё финансовое положение (одно исключение Сафо, дающая 2 ПО). Тут есть, как и единоразовые вложения в виде Креза, который сразу же приносит 6 монет, так и очень выгодные – долгосрочные.
Нерон принесёт две монеты за каждый жетон победы в военном конфликте, Витрувий – за постройку здания методом цепочки, а Меценат позволит бесплатно нанимать всех последующих Лидеров.
Как видно, Крез предоставит неплохое денежное подспорье в самом начале партии, в то время как Нерон и Витрувий принесут гораздо больше выгоды в очковом эквиваленте, чем Сафо. Мецената же стоит брать, если дальше вы планируете играть только дорогих Лидеров.
Среди двухмонетных Лидеров трудно кого-то выделить: если не брать во внимание Зенобию, дающую 3 ПО, откровенно слабых или сильных тут нет. Хатшепсут и Ксенофонт выглядят заманчиво, но итоговая выгода на очках отразится совсем блекло.
Среди Леонида и Хаммурапи, позволяющих возводить военные или культурные здания дешевле на один ресурс, мне ближе второй. Синих карт в колоде больше и спектр ресурсов, требующихся на их постройку, шире. Но самая привлекательная карта за две монеты, на мой взгляд – это Ганнибал. Один щит в начале партии заставит соперников понервничать и позволит с лёгкостью разрешить военный конфликт в вашу пользу.
Перейдём к Лидерам, стоимость которых равняется трём монетам. Тут выбор становится более рискованным, а наилучший эффект от него возможен только при связке с другими лидерами или гильдиями.
Судите сами: Мидас принесёт в конце партии 1 ПО за каждые три монеты, Александр даст 1 ПО за каждый жетон победы в военном конфликте. Не густо, тем более если брать во внимание то, что денег на конец партии остаётся на так уж и много, а победить во всех шести сражениях удаётся далеко не всегда. Хирам заставит скупать гильдии, а насколько известно, не все гильдии одинаково полезны.
Аристотель не плох, но надо собрать как минимум два набора научных зданий, чтобы он себя оправдал. Соломон – рискованный выбор, ведь вероятность, что в сбросе окажется стоящая карта, очень мала. Проксителис – не вариант, серые карты ресурсов чаще покупаются или берутся с жёлтых торговых карт. Имхотеп не оправдает вложений – обычно первые две части (одна уж точно) чуда возводятся без проблем. Фидий с его коричневыми картами ресурсов выигрывает у Варро и даёт гарантии хоть на какие-то очки.
Для приверженцев усреднённых стратегий, в которых есть место культурным, военным и научным зданиям, неплохой вклад – Юстиниан. По сравнению с остальными представителями этой категории, вероятность того, что Юстиниан принесёт 6, а то и 9 ПО очень велика. Конечно, риск присутствует, но кто не рискует, тот берёт Нефертити и довольствуется четырьмя очками.
4 монеты или кто же сравнится с Клеопатрой и её пятью очками? В этой категории есть много полезных Лидеров, которые гарантированно оправдают вложенные средства. Амитис не плоха, но её надо рассматривать в контексте самого чуда. Билкис и Архимед будут очень полезны при постройке научных зданий.
Платон – одна из самых рискованных карт, ведь распыление на радугу цветов может стоить очень больших вложений. Томирис, сыгранная перед первой эпохой, гарантированно избавит вас от всех минусовых фишек конфликта и подпортит жизнь соседям – а это уже как минимум шесть ПО. Гипатия иНавуходоносор раскрывают вашу стратегию, и набрать нужное количество карт будет проблематично.
Лидеров за 5 и выше монет стоит играть в третьей эпохе или при полной уверенности в своей стратегии. Рамсес полезен настолько, насколько будут полезны пришедшие к вам в руки гильдии. Перикл самый дорогой, но он с лёгкостью может принести не только 6 ПО, но и косвенно повлиять на соперников, заставляя их участвовать в гонке вооружений. Цезарь хорош, особенно в первой эпохе. Он припугнёт соперников и позволит вам не беспокоиться насчёт красных карт. Евклид, Пифагор и Птолемей подойдут для завершения набора научных символов и принесут как минимум 8 ПО.
- Вариантов много, но правило одно – вложенные средства должны себя оправдать. Для этого Лидер должен принести такое количество ПО, которое будет больше потенциальной выгоды от потраченных монет.
- Впечатления от игры с дополнением только положительные, и это не только моё мнение, но всех с кем довелось поиграть. Изюминка Чудес именно в выборе, и Лидеры полностью вписываются в эту механику и предлагают кучу интересных решений. Игра не перегружается, а партия становится длиннее лишь на 10-15 минут. Единственное, что на картах Лидеров уйма новых символов, которые придётся объяснять новичкам.
- Лидеры дают направления на определённые стратегии, но в то же время возможность выбора позволяет подстраховаться и не сковывает игрока. Они являются своеобразными козырями, которые дают возможность подправить финансовое положение в начале партии и, не раскрывая замыслы, совершить рывок по очкам в конце.
- К выбору необходимо подходить со всей серьёзностью – это проверено на практике. Нанятый Лидер, который был забыт и не принёс должное количество ПО, окажется балластом, тянущим вашу цивилизацию на дно.
- Отдельно хочется отметить образы Лидеров. Иллюстрации исполнены просто великолепно.
Общее положительное впечатление подпортили некоторые моменты внешнего исполнения компонентов. У меня первое издание с деревянными монетами, поэтому с новыми картонными фишками получается сборная солянка.
Кроме того, в немецкой версии рубашки гильдий и карты нового чуда немного светлее – приходиться делать выбор под столом.
Порадовало то, что пластиковый вкладыш из коробки с дополнением навёл хоть какой-то порядок в базе и позволил избавиться от картонного инлея, постепенно превращающегося в тряпку.
В общем, если бы не мелкие косметические недостатки и слегка завышенная цена, то придраться было бы не к чему – всё сбалансировано и гармонично.
Что же дальше? А дальше анонсировано ещё 7 мелких дополнений. Опять игроков будут планомерно доить, и этого даже никто не скрывает. Меня лично больше бы порадовало дополнение, включающее в себя сразу несколько мелких, а так остаётся уповать на то, что новые допы не будут требовать наличия более ранних. Тогда можно будет почитать обзоры и прикупить понравившиеся дополнения по отдельности, т.е. получается прямо как в самой игре – вероятно перед нами будет стоять интересный выбор.
Да блин скока партий сыграли, никто никогда не смотрит, на твои рубашки, все углублены в собственные карты!
Чо вы все разного цвета да разного цвета…
Чего еще за Гипатия? Звучит как болезнь.
Правильно ИпАтия (дочь Теона)
Многие из нас придирчивые фетишисты. Я в их числе, люблю когда все в своих коробочках, ровное, красивое и одного цвета )
@Henrylee
Ну древние имена не все звучные были, а с дочкой Теона я точно не знаком и руководствовался доступным переводом правил 😉
Отличный емкий обзор, спасибо.