Конец прошлого 2015-го года получился урожайным на дополнения для многих настольных игр. Благодаря шопингу на выставке в Эссене, Дмитрий Шугаев ещё в октябре пополнил свою коллекцию и с тех пор неторопливо осваивает приобретения. Теперь же пришла пора поделиться впечатлениями и рассказать о некоторых из них поподробнее. Для начала – о дополнении к Стамбулу.
Для первого обзора я выбрал дополнение к игре Istanbul под названием Mocha and Baksheesh.
Преамбула.
Istanbul — несложное семейное евро о буднях мелких стамбульских торговцев, получившее престижную немецкую премию Игра Года (Spiel des Jahres 2014). Среди основных достоинств Стамбула стоит выделить оригинальную механику выставления и сбора рабочих и удачно переданную атмосферу стамбульских торговых улиц. В качестве главного недостатка критики чаще всего отмечают ограниченность выбора победных стратегий, во многом зависящих от стартовой раскладки игрового поля. При всех очевидных плюсах Стамбула, после нескольких партий игра и вправду стала казаться мне несколько простоватой, из-за чего я долгое время не приобретал Istanbul в свою коллекцию, ограничиваясь игротеками в клубе и у знакомых.
Следить за информацией о «кофейном» дополнении для Стамбула я начал ещё перед февральской выставкой в Нюрнберге. К лету оно обрело окончательную форму и стало выглядеть ещё более многообещающим. В итоге, благодаря поездке в Эссен, коробка с дополнением Mokka und Bakschisch появилась у меня на несколько месяцев раньше базовой версии Istanbul, которую я прикупил себе только на Новый Год. Можно с уверенностью сказать, что в данном случае выход дополнения повлиял на моё решение купить базу. Какие же новые возможности открывает перед стамбульскими торговцами Кофе и Бакшиш?
Что внутри?
NB! Обзор дополнения предполагает знакомство читателя с базовой версией игры. Если вы ещё не играли в Istanbul, получить общее представление о сути и игровом процессе можно, например, из моего обзора двухлетней давности.
Итак, город-рынок вырос: площадь Стамбула увеличилась ещё на 4 новые локации. Т.о. карта города стала больше и приобрела вид решётки 5х4. Определённый порядок раскладки плиток локаций предлагается использовать только для первой партии. Каждый следующий раз карту Стамбула рекомендуют собирать случайным образом, придерживаясь нескольких несложных правил.
Одно из двух главных нововведений дополнения – это новый ценный продукт – Кофейные зёрна. В отличие от Товаров на тележке, Кофе в игре представлен 30-ю деревянными фишками в форме коричневых мешочков. С юридической точки зрения, Кофейные зёрна не относятся к товарам, а являются отдельной категорией продуктов. С точки зрения механики, в игровом уравнении, наряду с Деньгами, категорией обычных Товаров и Рубинами, появляется ещё одна переменная.
Кофейные зёрна плотно вплетаются в игровой процесс. Получить и потратить Кофе можно множеством способов. Так, например, на карте появляется фигурка Торговца кофе, третьего брата Губернатора и Контрабандиста – при встрече с ним один мешочек с Кофе обойдётся вам в один любой товар или две Лиры.
А на Заводе по обжарке (Roasting plant, #17) можно получить два Кофе, заплатив две Лиры, один любой Товар или одну любую Карту.
В Кофейне (Coffee House, #20), работающей по аналогии с Ювелиром и Дворцом султана, можно поменять от 6 до 10 Кофейных мешочков на 1 рубин.
Настоящим «местом кофейной силы» является Таверна (Tavern, #19). За небольшой кофейный бакшиш здесь можно сделать одно из трёх действий:
А) Поставить Барьер между двумя локациями и выполнить действие в одной из них. С этого момента и до тех пор, пока Барьер не сменит хозяина, ни один торговец, кроме вас, не может проходить через Барьер.
Б) Купить один из двух «кофейных» тайлов, наподобие тех, что предлагают Мечети. Первый позволяет, вместо обычного хода, пройти любое количество клеток по горизонтали или вертикали. Второй навсегда освобождает от необходимости платить за услуги Губернатора, Контрабандиста и Торговца кофе.
В) За 4 Кофе и набор Товаров, указанный на тайле Бакшиша, можно украсть Рубин из Дворца султана, Кофейни или у Ювелира.
Последней, но не по важности, новой локацией является Гильдия (Guild Hall, #18). За ней скрывается второе главное нововведение Стамбула — Карты гильдии. Эта новая категория состоит из 20 уникальных карт. Эффекты всех карт достаточно крутые, поэтому розыгрыш одной Карты гильдии заменяет целый ход игрока.
Вместе появлением Кофейных зёрен и новых локаций в Каравансарае добавились 9 новых видов Бонусных карт (Писем), делающих ассортимент бонусов ещё более разнообразным и привлекательным.
Что же получается в итоге добавления всего этого добра в Стамбул?
Игровой процесс.
Кофе, как «третья валюта», делает жизнь торговца существенно более увлекательной. Причём, его ценность в зависимости от места и обстоятельств может сильно разниться: так, например, можно прикупить два Кофе за две Лиры, а продать один Кофе за восемь. В качестве бонуса к основному действию Кофейком бесплатно «угощают» в Каравансарае и Гильдии. Им же можно разжиться с помощью нескольких новых Бонусных карт. Доступность кофейных зёрен умножается на универсальность их применения. В зависимости от ваших потребностей, возможностей и местоположения за кофе можно получать деньги, Товары, бонусы и Рубины. Причём, при необходимости (и за исключением Рубинов), торговля отлично работает и в обратном направлении!
Карты Гильдий – это ещё одна отдельная песня. Каждая из них позволяет один раз получить деньги, Товары, Кофе, бонусы или Рубины на очень выгодных условиях, например, бесплатно прокачать Тележку, получить тайл Мечети всего за 1 Товар, продать три товара за 20 Лир, купить Рубин в Кофейне за полцены и т.п. Причём делается это без перемещения по карте. Это не только избавляет от необходимости переться за чем-то или посылать Племяшку на другой конец города, но и позволяет ещё на один круг остаться на привлекательном месте, вокруг которого уже ждёт группа не желающих платить вам соперников.
Проблему больших расстояний помогает решить и Таверна с её Бонусным тайлом перемещения и возможностью выполнить действие при установке Барьера. Кроме того, одна из Бонусных карт позволяет переместиться в любой угол карты.
Время партии, кол-во игроков и порог вхождения.
Поскольку жизнь в Стамбуле стала более насыщенной, теперь, вне зависимости от числа игроков, для победы необходимо собрать 6 рубинов. На длительность игры это влияет незначительно: партия на 4-5 человек занимает обычно немногим более часа.
На двоих Стамбул с дополнением тоже играется неплохо, но всё же не так азартно и весело, как в большей компании.
Тем, кто уже освоил базовую версию Istanbul, вникнуть в нововведения дополнения будет очень просто. Несмотря на появление в игре дополнительных элементов и новых возможностей, коренных изменений игровой процесс почти не претерпевает. Научить ещё не знакомого со Стамбулом играть сразу с дополнением тоже возможно. Новой информации, конечно, будет многовато, но уже после первой партии «новичок» будет вполне осознанно и самостоятельно ориентироваться в переплетении и многообразии узких стамбульских улочек.
Впечатления.
После десятка партий могу авторитетно заявить – игра раскрывается по-новому! Больше мест дают больше возможностей и делают пути к успеху на порядок более разнообразными и вариативными. Первым делом, конечно, хочется опробовать все нововведения – активно барыжить Кофейком и прошерстить колоду Карт Гильдии и новых Писем. Всё новое кажется очень крутым и приоритетным. Но, после первого ажиотажа, со временем приходит понимание, что все «кофейные прелести» очень органично вписываются в общую картину, нисколько не ущемляя, а только дополняя игровой процесс. При желании в новой версии всё ещё можно победить можно и по старинке — почти без использования Кофе и вообще без Карт Гильдии (проверено лично). С другой стороны, вовремя разыгранная Карта Гильдии может стать настоящим тузом в рукаве, в идеальном случае позволяющим даже вырвать победу из-под носа у ничего не подозревающего соперника.
Увеличение энтропии делает игровой процесс в целом и эффективность каждого хода менее просчитываемыми. Фактор удачи присутствует и при систематическом (не)везении может расстроить приверженцев холодного расчёта. Но, на мой взгляд, этот момент отлично вписывается в общую концепцию и делает игру «живее». Как тут не вспомнить традиционное пожелание продавцов и торговцев: «Удачи! И лохов побогаче!»
Одним из важных критериев в оценке игры для меня являются эмоции игроков, как по ходу партии, так и после её окончания. Чем мне нравился Стамбул, а с дополнением стал нравиться ещё больше, так это тем, что игроки действительно вживаются в роль соперничающих друг с другом торговцев и активно проживают свои и чужие успехи и неудачи. А после окончания игры все участники начинают делиться своими впечатлениями от выбранных стратегий и обсуждать ключевые моменты прошедшей партии.
Качество и оформление.
Качество компонентов не вызывает никаких нареканий. Карты и тайлы из моего англо-немецкого допа неотличимы от чешско-словацких компонентов базы. Стиль иллюстраций и иконографики также сохранён. Любителей визуально-тактильных ощущений порадуют деревянные фигурки кофейных мешочков. Если нужно к чему-то придраться, то не были заменены планшеты подсказок для игроков — эффекты новых Бонусных карт описаны только в правилах.
Вообще-то комплектация дополнения не очень богатая, но разнообразная: карты, компоненты из толстого картона, более трёх десятков деревянных фишек, несколько дополнительных рубинов и новый комплект наклеек персонажей. 90 процентов довольно большой коробки занимает воздух, органайзера, как и в базовой версии, нет. Зато, если вынуть картонную вставку, в коробку с дополнением легко помещается вся игра (кроме оригинальных правил). Цена за доп – более, чем гуманная – на Эссене коробка Кофе и Бакшиш стоила 15 евро.
Вместо заключения.
Кофе и Гильдии не превращают Стамбул в другую игру, они просто делают старую версию свежее и интереснее, сохраняя её оригинальный дух и идею. Поэтому я бы рекомендовал Mocha and Baksheesh не только поклонникам оригинального Istanbul, но и тем, кому базовая версия показалась простоватой или недоделанной. Только учтите, что «Кофе» вызывает привыкание. Однажды попробовав его, вы уже вряд ли вернётесь к обычному Стамбулу – без допа игра оставляет впечатления семейной версии.
Mocha and Baksheesh стало одним из двух лучших дополнений прошлого года, в которые мне довелось поиграть. О втором лучшем дополнении 2015 – в моём следующем обзоре.
В статье были использованы фото из личного архива и инстаграма pilot63.
Добавить комментарий