В 2012 году автор Francois Rouze выпустил игру “Комната 25”. Она была основана на таких фильмах как “Бегущий человек” и “Куб” и предлагала игрокам сыграть за команду персонажей, пытающихся выбраться из смертоносного комплекса. Несмотря на то что игра получила не самые высокие оценки – 6.98 по версии сайта Board Game Geek, в 2014 году вышло дополнение к данной игре “Комната 25: Сезон 2”. Про базовую игру и про дополнение рассказывает читатель по имени Александр, по мнению которого игрушка очень даже неплоха.

Для начала расскажу про базу, ведь механика базы и есть механика дополнения (нужно заметить, что дополнение не является standalone, те играть в него можно ТОЛЬКО при наличии “Комнаты 25”). В комплекте игры были следующие компоненты: счетчик раундов, 6 персонажей, 6 планшетов персонажей, 24 жетона действий (по 4 на персонажа), 6 “ремайндеров” (фишки для пометки комнат), 6 карт ролей и 32 тайла комплекса. У игры имеется огромный выбор режимов. Тут тебе и полный кооператив, и полу-кооператив (те команда на команду). Старое доброе “каждый сам за себя” и соло режим. А также режим “Подозрение”, где использовались карты ролей. Каждому игроку в закрытую выдается одна из двух ролей: охранник или заключенный. Заключенные должны выбраться из комплекса, а задача охранников – помешать это сделать. Особую атмосферу режиму придает паранойя, которая сразу нападает на игрока. Стоит ли довериться тому, кто говорит, что он знает где выход?.. А специально ли этот вытолкнул другого персонажа или это роковое совпадение?..

 Для каждого режима имеется свое количество раундов и свой рекомендованный набор тайлов комплекса. Количество раундов отмечается на специальном двухстороннем планшете раундов. На нем очень понятно обозначены режимы и соответствующее количество раундов для каждого из режимов. Карту комплекса для начала можно упростить себе или же наоборот, по прошествии времени можно добавить трудностей. Все это очень сильно влияет на реиграбельность в лучшую сторону. Также, в правилах указано зависимость количества персонажей от количества игроков для каждого из режимов. Грубо говоря, играя вшестером в кооператив, каждый получает по одному персонажу. Играя же втроем, каждый получает по два.

Сама механика игры достаточно проста. Для начала, из всех тайлов выбираются голубые тайлы (все комнаты в игре имеют свой цвет, символизирующий опасность комнаты). Их всего два в базовой версии. Это начальная комната и Комната 25, та самая, которая дарует свободу нашим персонажам. Начальный тайл выставляется на стол. Затем выбирается 23 тайла комнат, замешиваются и выставляются крестом относительно начальной комнаты. После чего Комната 25 замешивается в оставшиеся комнаты и окончательно формируется поле размером 5х5. Каждый игрок берет персонажей и игра началась. Игра состоит из нескольких раундов, которые в свою очередь состоят из двух фаз.

Первая фаза – фаза планирования. Для каждого персонажа в закрытую выкладываются два жетона действий. Есть четыре разновидности: переход из одной комнаты в другую, толчок другого персонажа, проверка одной из соседних комнат и действие “контроля”. Первые два действия говорят сами за себя. При проверке комнаты игрок смотрит на одну из соседних комнат. После этого, он может сообщить цвет данной комнаты. Зеленый – безопасно, желтый – небольшая опасность, красный – смертельная опасность.

По опыту игры могу сказать, что иногда желтые комнаты могут быть опаснее красных, а красные почти так же безопасны, как и зеленые. Действие “контроля” позволяет сдвинуть ряд или столбец. При этом, есть два правила. Правило один – нельзя это действие совершать, если ряд или столбец содержит центральную комнату. Правило два – после каждого действие к ряду (или столбцу) прикладывается стрелка, указывающее направление “контроля”. После этого данный ряд(столбец) можно сдвигать только в данном направлении. При этом нужно помнить, что запланированное действие нельзя отменить или заменить, каким бы невыгодным оно не было.

Во второй фазе игроки по очереди выполняют свои запланированные действия. Сначала каждый разыгрывает по очереди свое первое действие, затем второе.

Главная цель в игре – попасть в Комнату 25 и выйти за пределы комплекса про помощи “контроля”.

Ну и теперь перейдем ко второму сезону. Что сразу бросилось в глаза лично мне – огромная коробка. Помня коробку базы и ее наполнение, сразу предсказал что и на этот раз коробка будет на 70% состоять из воздуха… Собственно, так оно и вышло. В коробку от базы можно сложить дополнение и еще куча места останется. Но должен сказать, что дизайн коробки и удобный органайзер мне пришелся по душе.

Очень обрадовало, что издатель положил в коробку фигурки не только новых, но старых персонажей. Ведь достаточно было положить новые планшеты для 6 старых и 2 новых персонажей. Нужно сказать, что каждый персонаж — аллюзия на какой либо фильм. Самая очевидная отсылка – Эммет Браун (Док из «Назад в будущее»). Есть отсылки на «Трон», «Терминатор» и «Охотники за привидениями». Остальных персонажей я не смог распознать или не уверен в правильности догадок. Из минусов могу отметить спорное решение оформить двух персонажей в похожие цвета – желтый и оранжевый. Что самое смешное – жетоны у этих персонажей различаются легко, но, в свою очередь, жетоны действий оранжевого персонажа имеют почти красную окантовку и путаются с жетонами действий уже красного персонажа.

В качестве подсказки в игре выступают планшеты игроков. Издатель решил не увеличивать планшет, а сделать небольшую отдельную подсказку с расшифровкой комнат 2 сезона.

Что можно сказать о новых комнатах? Ловушки в комнатах стали более разнообразными. Если в базу по прошествии 10 игр играть становилось скучновато из-за схожести некоторых комнат (особенно красных), то в дополнении авторские находки для ловушек вернули интерес к игре. Красные комнаты теперь действительно красные, желтые комнаты стали более опасными, а зеленые комнаты теперь отнюдь не бесполезны (иногда зеленые даже мешались. Были случаи, когда из-за них игра проигрывалась). В общем, по части новых отсеков комплекса дополнению можно поставить большой плюс. Появилась и новая голубая комната – “комната с замкОм”. Если данная комната в игре, то, для того чтобы выйти из комплекса, необходимо сначала зайти в нее и лишь после этого можно будет идти в комнату 25.

Впрочем, без ложки дегтя не обошлось и тут. Тайлы из дополнения имели другой цвет рубашки, что сразу выдавало их при выкладывании поля. Но говорили, что в случае получения жалобы, издательство высылало исправленные. На своем опыте я проверил данный факт. Действительно, стоило написать в техподдержку Матагот и на следующий день со мной связались и выслали новый комплект тайлов, причем без лишних вопросов. Причем в итоге прислали все тайлы и из 1 сезона, и из второго и абсолютно бесплатно для меня. Мелочь, а приятно.

Также в игре появилось новое, пятое действие. Теперь каждый персонаж получил свою особую способность. Это то, чего не хватало в базе. Ты смотрел на планшеты, выбирал персонажа, но он, кроме как цветом, ничем не отличается.

В игру ввели и новые жетоны — жетоны адреналина. У каждого персонажа есть один жетон, который он может использовать во время фазы планирования, для того чтобы совершить лишнее действие(одно из базовых 4). Еще в игру вносятся специальные МАС-карточки. Данные карточки играют за комплекс и сделан для того чтобы усложнить жизнь персонажей. Одни карты усиливают действие контроля, другие запирают комнаты, третьи скрывают незанятые тайлы, четвертые запрещают использоваьт способности определенных персонажей и тд.

Ну и как небольшая помощь — были введены роботы. При захождении в комнату управления, персонаж может отдать приказ совершить одно из действий роботу. Данное нововведение очень полезно для игроков. Ведь смерть героя может автоматически завершить игру, смерть же робота абсолютно ни на что не влияет. Если же в команде есть зеленый персонаж (который может управлять роботами), то исследовать комплекс становится занятием достаточно быстрым и легким.

В целом, дополнение «Комната 25: второй сезон» является очень удачным. Оно привносит в игру новую механику, новые действия, персонажей и новые комнаты. Теперь вполне реально проиграть в игре даже при идеальных ходах игрока(и это даже без использования МАС-карточек). Очень радует, что авторы действительно поработали над игрой и виден прогресс серии.  Я сильно рекомендую данную игру всем, ведь по сути в этой игре очень гибкий механизм конструкции партии, что очень влияет на реиграбельность. Никому же не хочется покупать игру и уставать от монотонности на 2-3 партии.

P.S. В момент написания обзора, к выходу готовится новое дополнение к «Комнате 25». Очень надеюсь, что второе дополнение будет не менее удачным чем первое.