Читатель по имени Даниил поделился своим обзором игры 011. Это его первая работа, так что публикуется она в рубрике "Первый ход". Хотелось бы услышать от читателей не только мысли об игре, но и узнать впечатления от текста: понравился обзор или не понравился? Что в нём хорошо, а что можно улучшить?
ШЕСТЕРЕНКИ
Первый взгляд на игру «011»
Здравствуйте. Предлагаю вашему вниманию небольшой обзор настольной игры «011» — новинки от Марко Валтриани, итальянского гейм-дизайнера. Игра создавалась в сотрудничестве с группой «Therion» (шведские старички-металлисты, играют аж с 1987 года, любят мифологические темы и с удовольствием добавляют симфоническое звучание), что уже может привлечь внимание; ну а солидная порция стимпанк-стилистики (там есть ШЕСТЕРЕНКИ!!!), которой щедро приправлена настолка, и подавно вызывает вопрос: ядерная смесь, или бессмысленный китч? Попробуем разобраться.
Для начала – о сюжете. Действие происходит в 19 веке: некий ученый, разбирая неизвестную поэму известного скандинавского скальда Снорри Стурлусона, обнаружил, что ровно через 12 часов (!), начнется не что иное, как Рагнарек (да, скандинавский конец света!!), но его можно предотвратить, если найти некоего Избранного и особый артефакт – некий Орган (музыкальный инструмент такой), на котором этот Избранный должен исполнить особое музыкальное произведение – Песнь Сотворения; эту Песнь еще тоже предстоит сочинить. Ах да, а действие-то происходит в итальянском городе Турине… Так что от сюжета сразу повеяло клиникой: Снорри Стурлусон мог что-то знать об органе? Музыку, предотвращающую Рагнарек, сразу понятно, как сочинять? Рагнарек разразится через 12 часов после прочтения рукописи… и все это в Турине??? Понятно, откуда тут музыка (и кто бы против), понятно, откуда скандинавские мотивы, даже понятно, откуда в игре Турин – но все это вместе взрывает мозг. Ну и ладно. Завязка дает представление о том, что надо сделать, большего от нее не требуется. Проехали.
Собственно, уже в этом месте можно сделать небольшое пояснение. «011» — это евроигра в чистом виде (за исключением одного момента, о котором позже). Т.е., как и в случае с любой евроигрой, ее можно перенести в любой сеттинг, и от этого механика ничуть не изменится. Например, действие могло бы происходить в далеком будущем, ученый расшифровал бы послание со звезд о внеземном вторжении, и мы бы искали Пятый элемент, попутно собирая части супер-пушки, которая бы остановила вторжение. Было бы так же… ммм… логично.
Теперь поговорим о механике. Нет-нет, я не собираюсь излагать полностью правила (кстати, они небольшие и вполне усваиваются с первого раза), просто коротко обрисую то, что происходит во время игры, а также подчеркну показавшиеся мне нестандартные моменты.
Итак, есть поле, которое представляет собой карту Турина, поделенную на кварталы – по ним можно перемещаться как угодно, никаких расчерченных дорожек. Есть 8 персонажей, которые перемещаются по полю. И есть от 3 до 6 игроков – это НЕ персонажи игры, они играют… ну, скажем, сами за себя. Т.е., здесь первая неожиданность: игроков на поле нет, все персонажи игры – пешки в руках игрока, и он может влиять на каждого из них. Но именно игроки, «невидимые кукловоды», сочиняют Песнь, ищут Орган и Избранного и собирают их вместе – с помощью персонажей на поле.
В игре 11 ходов, отмечаемых часами, каждый ход поделен на фазы, каждую фазу игроки проходят по очереди. Порядок хода устанавливается на каждый ход заново с помощью аукциона. В качестве «валюты» в игре используется главная ценность – время: в начале игры каждый игрок имеет 45 условных единиц действий (или времени), которые расходует на все действия в игре: передвижение, торговлю за порядок хода и т.д. В игре есть способы экономить время: транспорт может облегчить передвижение, а один из персонажей может даже понемножку его восстанавливать.
В первую фазу «ходит игра»: вытягивается некое событие (которое, кстати, никаким событием и не является – просто слегка изменяются правила на этот ход, например, запрещено брать конкретного персонажа или другой персонаж получает бонусы при активации). Во вторую фазу происходит аукцион за порядок хода (тут можно торговаться не обязательно за первое место – часто игра предоставляет бонусы, например, третьему или даже последнему по счету игроку). В третью фазу – собственно сами действия: игрок выбирает персонажа, помощью которого хочет воспользоваться, и ходит им. Все 8 персонажей имеют свои свойства: кто-то сочиняет музыку, кто-то быстрей ходит, кто-то помогает найти Избранного; если персонажа перехватил другой игрок, то в этот ход задействовать его уже нельзя. Помимо свойств персонажей игрок задействует также возможности текущего хода – они определяются с помощью шестеренок, которыми уже, можно сказать, прославилась игра (да, там есть ШЕСТЕРЕНКИ!!! Три шестерни, скрепленные между собой и прикрученные к полю, которые каждый игрок обязан вращать во время своих действий; шестерни разные по размеру, и выдают поэтому разные комбинации каждый раз. Стимпанкеры тают от счастья))).
Собственно из нюансов механики хотелось бы отметить пару моментов. Во-первых, поиск Избранного. Дело в том, что избранным является один из 8 персонажей на поле. В начале игры каждому игроку дается по 1 карте персонажей – это точно НЕ избранные (т.е., получив карту на руки, вы уже можете исключить из поисков 1 персонажа). Одна из оставшихся карт кладется под доску – это как раз и будет Избранный. Далее, на руках у каждого игрока также есть по 4 карты «супердействий» — карт, которые дают особые преимущества в ходу; так вот, их рубашка идентична картам персонажей. Если игра или персонаж позволяют, игрок может вытащить наугад несколько карт у другого игрока из руки и посмотреть их – так он может вычислить еще одного «неИзбранного». Казалось бы, а почему всем не раскрыться в начале игры и таким образом поскорее предотвратить Рагнарек? А дело в том, дорогие любители Аркхэма, что в европейском апокалипсисе каждый играет за себя, и выигравший может быть только один (такие правила))). Собственно, в этом и интерес: раньше всех вычислить Избранного, довести его до Органа и протрубить победу.
Второй момент – поиск Органа. На поле есть особые, «мистические» локации, в небольшом количестве; и время от времени игроки тянут особые тайлы, которые обычно дают некоторые бонусы, а могут и обозначать просто данные локации. Если вы ходите последним, то имеете право выложить такой тайл на специальное место на доске, чтобы обозначить, в какой части города относительно данной локации находится Орган (вам за это еще и бонусов дадут). Т.е., с каждым выложенным тайлом локации место Органа на карте уточняется, и с последним тайлом вы просто выставляете Орган (а для него есть специальная фигурка) на какой-либо квартал в получившейся зоне.
Наконец, когда все уже вроде понятно, и игроки настроились на обычное вроде для еврогеймов соревнование (перехватываем друг у друга инициативу и нужных персонажей, экономим ресурс, идем к победе), игра выкидывает коленце, достойное Battlestar Galactica. На исходе 5 часа в игре появляется Фенрир.
Фенрир, если что – это такой мифический волк, который с началом Рагнарека начнет пожирать все в мире. Так вот, один из персонажей в игре становится одержимым Фенриром – тот стремится обрести свое воплощение, а для этого ему нужно, как ни странно, сочинить свою Песнь (покороче), поймать Избранного и, видимо, сожрать его)). Кто из персонажей Фенрир – знает только игрок, которому досталась особая карта (эта карта раздается в конце 5 хода, до этого игрок играет как все). Теперь для игрока, который знает о Фенрире, задача меняется: он должен, сочинив Песнь, довести «одержимого» персонажа до Избранного. Учитывая, что персонажей любой игрок двигает как хочет (зачастую ориентируясь на бонусы, которые они предоставляют), охота представляет собой далеко не легкое дело.
Самое интересное, конечно, состоит в том, что если до 12 часа никто из игроков не успел довести свое дело до конца, то проигрывают все – и Фенрир, поскольку не успел воплотиться до начала Рагнарека.
Подводя итог по механике, хотелось бы заметить следующее: перед нами евроигра, воторой ставится нетипичная для остальных евроигр задача. Обычно мы просто набираем очки – кто больше, тот и молодец; здесь же либо выиграл, либо проиграл, никаких вам вторых мест. Занятно.
Пару слов о компонентах. Все выполнено на высшем уровне – плотный картон, отличный арт, очень точно выдержанный стимпанк-стиль. Даже пресловутые шестеренки крепятся к полю не пластиковыми втулками, как, например, стрелки в Runewars, а латунными винтами на резьбе! А поле с прикрепленными к нему шестернями складывается так, чтобы они оказались снаружи и отлично легли в коробку. Пластиковые фигурки персонажей и Органа выполнены хорошо – на подставках даже есть руны, которыми обозначается каждый персонаж на картах, чтобы не перепутать; правда, мы пришли к выводу, что руны хорошо бы покрасить поярче, чтобы не вглядываться каждый раз. Наконец, сами персонажи представлены на картах в виде фотографий – для них позировали сами участники группы «Therion».
Большим плюсом игры для нашей аудитории также будет тот факт, что игра полностью языконезависима. В игре нет ни одной надписи – все обозначено пиктограммами, пиктограммы выучиваются после пары ходов – вспоминаем «Борьбу за Галактику».
Минусом можно назвать довольно большой даунтайм. Вроде бы и действий игроку отведено немного, а вот поди ты – как начнет планировать, да так еще и каждый, так полкомпании и уходит на перекур. Причем эта проблема почти нерешаема: меньше чем вчетвером играть вообще не так интересно (в этом случае нет Фенрира!!!), а планировать свои действия во время хода других игроков не всегда удается – неизвестно ведь, на кого из персонажей можно будет рассчитывать.
Наконец, для самых терпеливых скажу пару слов о стимпанк-составляющей игры. Наш товарищ, который игру приобрел, взял ее именно по причине «стимпанковости» — причем оценивал эту составляющую чисто визуально, о самой игре мы тогда мало что знали. Так вот, чисто визуально с точки зрения стимпанка игра выглядит на твердую «5». Костюмы персонажей, эпоха, поле, транспорт – дирижабли, железная дорога, трамвай, арт на картах, ШЕСТЕРЕНКИ!.. Но следует честно признать, что, кроме визуальной составляющей, стимпанка в игре не чувствуется. И, как нее кажется, это не беда данной игры – это проблема евроигр вообще. В них механика универсальна – это прекрасно, но она же не дает никакой привязки к сеттингу, никакого погружения в атмосферу. Насколько хороша «Борьба за галактику» в смысле механики, настолько же она безлика в самой сути – после пяти игр уже просто сидишь и вычисляешь комбинации, глядя на иконки, а не борешься за галактику. Даже игроки, честно отыгрывающее атмосферу просто ради удовольствия, после нескольких партий приходят к тому же самому. Еще раз подчеркну: это не минус евроигр, и «011» в частности, это их особенность, которую нужно иметь в виду.
Итог.
Пока что мы сыграли всего раз, и мне сложно говорить о балансе в игре (кому легче выиграть – Фенриру или простым игрокам?). На первый взгляд игра очень сбалансирована и обладает рядом нестандартных механик (ШЕСТЕРЕНКИ!!!). Знать Избранного примерно к 6 часу – не проблема, если только уж совсем не везет; далее начинается жуткая гонка на аукционах и сказывается правильный менеджмент оставшегося времени. Довольно жесткий подход к игрокам (неправильно определил Избранного? Вон из игры. Кончился запас времени? Прочь с поля!) может доставить неприятные минуты тем, кому иногда хватает и второго места. Отлично выдержанный стиль оформления радует глаз; однако если вы хотели именно стимпанковского геймплея – скажем, изобретения, конструирование, добыча и переработка ресурсов, пираты на дирижаблях и сражения с помощью паровых гаубиц – то этого здесь не ищите. На данный момент я бы оценил игру в 8 баллов из 10 – за стиль, качество и собственные находки.
ШЕСТЕРЕНКИ!!! 🙂 Понравилось, спасибо.
Хороший обзор. На мой взгляд, есть только два замечания. Мало фотографий. И, как следствие, текст сливается. Большие и излишне многословные абзацы. Немного утрирую: «…В том числе как, по моему мнению, несмотря на некоторые недостатки, как, например, отсутствие наличия некоторых…»
В больших «размытых словами» абзацах ускользает суть и либо пропускаешь куски, либо вынужден перечитывать еще раз, что бы попытаться понять о чем, собственно, речь 🙂
Но потенциал виден — прочитал с удовольствием
Здравствуйте. По поводу фото должен сказать: фото не мои, взято с BGG (в тексте потерялось это примечание). Просто в момент игры фото сделать не мог, к сожалению, а игра не моя. И спасибо за отзывы!