Зордок разместил у себя на сайте обзор 51st State. По его словам это хорошая игрушка, но её можно было бы безболезненно облегчить, да и правила написаны далеко не идеально.
Речь идёт, как некоторые догадались, о карточной "Нейрошиме" — игре под названием 51 state. Заказал я её с амазона, благо что текста значащего там нет, а есть уже привычные по RtfG иконки.
Коробка и компоненты средней паршивости. Внутри лишь карты и малюсенькие жетоны, коих очень много (почти как в играх FFG). Трекинг очков отпечатан на дне коробки — экономия, такая экономия. Карты довольно пёстрые, совершенно не эрогономичный дизайн. Иконок много.
По правилам я бы не назвал это клоном RTFG — общее у них только то, что это карточные сложные игры с высоким порогом вхождения.
Играется она примерно так — любая карта может быть сыграна с руки обычным способом, а может быть "подоткнута" под базу, высовываясь либо ресурсом, либо красной полоской (которую можно сбросить, чтобы получить сразу и много). Каждый ход карты приносят всевозможные ресурсы, игроки затем эти карты активируют, меняют одни ресурсы на другие, получают в конце концов победные очки.
Основными нюансами игры стали высокая сложность, огромная вариативность действий (автор игры любит "выбор" всегда и везде), множество микро-ходов игроков. Ресурсы здесь не копятся, сбрасываются в конце каждого хода. Очки победы накопить легче, но и они имеют свои ограничения. Взаимодействие очень любопытное — есть карты, которые могут использовать только ваши противники (вам эти карты приносят перманентный бонус), также карты игроки получают драфтом.
По впечатлениям следующее — очень сложная, но интересная карточная игра. По сложности как Борьба за Галактику с парой (если не со всеми) допов. Нет такого, что один игрок вырвался, а у второго нет шансов — любые комбо в игре работают всего 3 хода, затем распадаются (основная фича игры). Нельзя построить империю, а потом клевать носом, пожиная плоды — нужно играть до самого конца.
Правила написаны чудовищно. Я прочитал их 4 раза, прочитал FAQ по игре, объяснения автора — и до сих пор многого не помню и не понимаю. Есть очень мутные места. Игра явно не для семьи, даже гиковской — а для суровых любителей карточных баталий. Rtfg,Dominion + All Ext, London, Gosu, MTG + prof — вот какие игры можно сравнить с 51 штатом. На мой взгляд, игру можно было бы совершенно безболезненно облегчить. Хотя она мне и понравилась, даю 7 баллов с тенденцией к снижению (ибо порог очень крутой, и играть мне будет фактически не с кем, а London понравился больше).
p/s По поводу названия статьи. Есть описание автором этой игры на форумах BGG — там он рассказыват историю карт. Как раз история карты "школа" показывает всю меру испорченности и цинизма этого поляка. =)
Не сказал бы, что правила написаны непонятно. Я понял все с первого раза, но не всё правильно. Есть там такие места, которые просто по инерции неправильно воспринимаются. Типа как город Мусохранск сперва читается совсем не так, как надо.
Что касается высокого порога вхождения, то я тут не согласен. В RTFG ОСОЗНАННО я начал играть после 10 первых партий, а в 51 state — со второй партии.
Мутных мест в правилах я нашел пока 3.
1. Распространяется ли «правило 3-х стотов» на DEAL, приносящие ПО? Исходя из общих соображений — нет.
2. Что происходит с «лишними» занятыми слотами, если карту, которая позволяет увеличить их количество перестроить?
3. Если в фазе Lookout количество карт на руке достигло 10, то должен ли игрок сбрасывать только что взятые карты или может выбросить какие угодно?
В 51штат вообще можно играть осознанно? По-моему, по полной независимости от действий игроков он опережает даже Death Angel :] Оптимальный курс виден сразу, «нужные» карты легко отличаются от мусора, знакомые CCG-шники играют на автомате с закрытыми глазами, победитель обычно определяется приходом карт «VP за такой-то тип».
Динамика игры полностью зависит от количества пришедших в игру Heavy Gear’ов :/
А еще — очень жаль, что атмосфера и «цинизм» есть только на картинках, а сама механика — обычный огород.
У меня предложение для Юрия (его можно выложить для обсуждения отдельной темой) и всех интересующихся.
Зачастую правила к играм сложны для восприятия (пример эта статья), как в отношении языкового барьера, так и в заковыристости написания и двоякости изложения. Не найдутся ли люди, готовые за деньги переводить правила настольных игр и выкладывать их в общий доступ со своими комментариями и разъяснениями?
Выглядеть это может так:
1. Выбирается игра. Путем голосования.
Например DungeonQuest (third edition). Вроде на слуху, но локализовывать ни кто не собирается, а игра интересная.
2. Вызывается человек, готовый предоставить перевод правил и разъяснить туманные места. Он объявляет сумму за свою работу. Это может быть просто перевод, а могут быть красиво сверстанные оригинальные правила, но с русским текстом.
3. Заинтересованные люди переводят «работнику» деньги в какой-нибудь платежной системе (Яндекс-деньги например). Так как людей, желающих иметь правила, должно быть довольно много, сумма перевода может быть 100-200 рублей с человека.
4. Переводчик, получив все деньги, представляет общественности свою работу (выкладывая ее здесь) и общается с заинтересованными людьми, устраняя последние пробелы.
Надо внимательней читать правила. карты «VP за какой-то тип» в принципе не могут приность больше 3 VP. Не верите — спросите у Белякова, он эту фишку тоже прохавал.
@Надмозг
1. Вопрос не понятен (DEAL?)
2. Слоты сбрасываются (ответ есть в FAQ; из правил — косвенно следует).
3. Взял карту и немедленно ее сбросил, в руку она не идет (правила, стр.3).
Я про карты вроде Refinery, где «топливный тип = VP», не про переработку ресурсов. Можно поподробней, где написано про ограничения на такой эффект?
Про карты, на которых указан тип ресурс=ПО.
Когда их строишь, то на них кладётся столько фишек ПО, сколько у игрока построено зданий с таким типом ресурса. За каждое такое здание игрок кладёт 1 фишку ПО на карту. Поэтому, будь у вас хоть 10 таких зданий, больше трёх фишек ПО со значением 1 вы не получите (лимит).
Про карты, на которых указан тип ресурс = ПО.
Когда их строишь, то на них кладётся столько фишек ПО, сколько у игрока построено зданий с таким типом ресурса. За каждое такое здание игрок кладёт 1 фишку ПО на карту. Поэтому, будь у вас хоть 10 таких зданий, больше трёх фишек ПО со значением 1 вы не получите (лимит).
Ну да, примерно так. Если у вас 1 здание (сама карта) — 1 жетон с 1 VP, если 2 — 2 жетона по 1 VP, если 3 и более — 3 жетона по 1 VP.
Причем если здание у вас только одно, то следующим ходом еще один жетон вы не получаете, так и остается 1 жетон, пока не появится второе здание.
На аналогичные здания, которые приносят ресурс за определенный тип карты это ограничение не распространяется. Если у вас 10 зданий — будете получать 10 ресурсов за ход!
Спасибо, ребята! Прошляпил правило.
З.Ы. А как это сочетается с перестройкой зданий, за которые уже получен VP? Мы всегда по инерции начисляли VP за такие домики в конце партии, поэтому такого вопроса не возникало.
В правилах это не освещено. Но я думаю, что «закон обратной силы не имеет».
Т.е. если это здание перестроить и соответствующий значок исчезнет, жетон не снимается. Но для того, чтобы получить третий, придется постоить 2 соответствующих здания.
1. DEAL — освоение «синей стороной карты». Т.е. когда ПО приходит каждый ход.
2. Понятно
3. А нельзя разве сбросить карту с руки в любой момент игры? В таком случае можно перед набором избавится от бесполезных карт.
Там единственный способ регулярно получать VP — это именно очковые DEAL. Но мне почему-то кажутся красные карты мощнее — т.к. синие забивают количество карт под базой, а все карты из руки не выложишь как локации — не хватит карт контактов.
1. Все, поняла — т.е. прикрепить карту как «Соглашение». Правило 3-х слотов здесь не действует; все что получаем по «Соглашению» или за «Трофей», не зависимо от того, куда они прикреплены, кладем на «Базу» (она не лимитирована по количеству жетонов).
3. А где написано, что так делать можно? В любой момент игры можно сбросить только «Трофей»/»Соглашение» (т.е. уже прикрепленную Красной/Синей стороной карту). С руки от карт можно избавиться, например, по действию «сбрось 2 карты, возьми 1 из колоды».
Если перестроить это здание и соответствующий значок исчезнет — жетон с карты со свойством «=» снимается! Т.е. свойство локации со значком «=» (каждая карта этого типа в твоей игровой зоне дает Х) как бы динамическое.
@x_master
Возможно и так. Буду искать в FAQ.