На сайте Заметки новосибирского настольщика опубликован обзор игры 7 Wonders. Михаил пишет, что эта игра очень хороша, хотя при этом и отмечает, что на его взгляд она несколько переоценена в сообществе (с чем я готов согласиться).
Чудеса света… вы задумывались когда-нибудь, чтó делает их таковыми? Очевидно, всеобщее признание — чтобы весь свет признавал их чудесами. А это значит, что в нелёгком деле чудостроения никак не обойтись без соседей: и ресурсы у них купить в случае чего, и пиар себе обеспечивать за их счёт. Но, с другой стороны, соседи штука сложная — ресурсы вам продадут, чудом вашим повосхищаются… а потом возьмут, да и пойдут на вас войной. Как говорится, вот и верь после этого людям.
Обо всём этом и идёт речь в новой игре Антуана Баузы, которая так и называется — «Семь чудес света». Список чудес в ней классический, по Антипатру-Филону-Плинию, так что играть могут до семи человек включительно. Есть, правда, одна особенность, но о ней ниже. А по жанру мы получили “карточную цивилизацию” с очень интересной механикой, которую сегодня и рассмотрим.
Сначала давайте порассуждаем о коллекционных карточных играх. Я говорил уже, что тамошние идеи вполне ощутимо влияют на традиционные настолки. Вот «Доминион» — он использует идею колодостроения. А вот «Fairy Tale» использует идею драфта (кстати, к ней приложил руку не кто-нибудь, а Ричард Гарфилд — «отец Magic the Gathering»). В «Race for the Galaxy» (RftG) тоже можно играть с драфтом, — а Том Леманн прямо говорил, что корни RftG произрастают из его неизданной ККИ… Идея же драфта, напомню, заключается в передаче карт от соседа к соседу.
Вот и «Семь чудес» используют эту механику. Сделав что-то, нужно отдать свои карты соседу справа/слева, получить комплект карт от соседа слева/справа, и продолжать творить своё чудо. Каждый игрок представляет определённую культуру со своими амбициями и пытается развить её, оказавшись круче других.
Идейно всё довольно похоже на ту же «Race for the Galaxy». Игрокам случайным образом достаются «векторы развития» — планшетки с изображениями чудес, на которых обозначены начальные условия и выгоды, которые чудо будет приносить по мере своего строительства. У каждой планшетки есть две стороны, попроще (сторона “А”) и посложнее (сторона “В”). Исходя из этих данных, каждый будет развиваться по-своему.
Затем начинается само развитие, и проходит оно в три этапа — три эпохи. В каждую эпоху игроки получают по семь карт и шесть раз реализуют вышеупомянутую цепочку «сыграл карту — передал/получил карты». Последняя оставшаяся на руках карта уходит в сброс.
Конец эпохи ознаменован завоеваниями: игроки сравнивают свою военную мощь с мощью непосредственных соседей и в зависимости от результатов получают жетоны побед/поражений (в конце партии они принесут очки… а может, и отнимут). И наступает новая эпоха с новыми картами (в третью эпоху карты посложнее).
Имеется семь видов карт:
- Коричневые дают сырьё (глина, руда, камень, дерево);
- Серые производят товар (стекло, ткань, папирус);
- Синие дают непосредственно победные очки;
- Зелёные обеспечивают научный прогресс;
- Красные дают военную мощь;
- Жёлтые развивают торговлю (позволяя покупать у соседей дешевле);
- Фиолетовые дают победные очки согласно выполнению определённых критериев (аналог 6-developments из RftG).
Играть эти карты можно тремя способами:
- Скинуть карту с руки за деньги;
- “Построить”, то есть выложить карту на стол за её стоимость постройки ради получения её эффекта;
- Положить карту под планшетку, как отметку очередного этапа чудостроительства.
Чтобы “построить” карту, необходимо иметь для этого соответствующие ресурсы, а если их нет, то покупать у соседей. (Вся торговля и все войны происходят только с соседом слева и соседом справа — а это означает, что для нормальной игры требуются минимум трое участников.) Есть и другой способ: строить карты «по цепочке» в определённой последовательности, тогда это делается бесплатно. Обозначения на картах, в отличие от RftG, очень просты. 🙂
Вот примерно так. В конце игры все победы, поражения и постройки, а также деньги в казне и текущее состояние чуда — всё это выльется в победные очки. А теперь давайте разберём механику подробнее.
Взаимодействие есть. Торговля с соседями, победы и поражения в зависимости от военной мощи, да плюс ещё фиолетовые гильдейские карты дают очки в зависимости от ситуации у соседей. Но это не всё. Возможность скинуть карту за деньги — это тоже взаимодействие! Потому что она не достанется соседу, и иногда оказывается важнее напакостить другому, чем самомý получить выгоду. 🙂 В общем, по части взаимодействия всё в порядке. И следить за прогрессом соседей очень даже нужно.
Даунтайма нет. В том смысле, что его не будет, если все игроки соображают одинаково быстро. Потому что действия всех игроков одновременны.
Партии динамичные. Три эпохи по шесть карт — итого за партию разыгрывается 18 карт. Полторы-две минуты на каждую, и получается как раз около заявленного на коробке получаса.
Подготовка партии довольно длительная. Вспомните рассказанное ранее. На каждую эпоху раздаётся по семь карт вне зависимости от числа игроков — это значит, что предварительно нужно выбрать из колод “лишние” карты (там всё помечено). Да ещё на третью эпоху случайно выбрать несколько фиолетовых карт гильдий и втасовать в колоду. А после партии разобрать по эпохам все карты со стола, да выбрать из третьей эпохи гильдии. И на следующую партию случайно определить, кому какое чудо достанется. Минут пять-семь уйдёт.
По-настоящему играется от трёх человек. Выше я объяснил, почему. Вариант для двоих предусмотрен, но он сразу охарактеризован в правилах как “экспертный”. В игру вводится третий нейтральный город, за который по очереди играет каждый из оппонентов — это позволяет хитро получать от него выгоду путём интриг (причём с обеих сторон)… но тут немного общего с основной игрой. Хотя и интересно.
Всё это вытекает из механики логичным образом. А теперь скажу о нелогичном. 🙂 Во всяком случае, я этого не понимаю. Посмотрите, пожалуйста, сюда. И сюда. «Семь чудес» стремительно ворвались в топ BGG, на момент написания этих строк занимая в нём 13 позицию. А в рейтинге семейных игр вообще первую. И вот это сочетание стремительности с такими высокими рейтингами меня удивляет. Нет, поймите правильно — я первый подпишусь под словами, что «чудеса» в высшей степени хорошая и годная настолка… но как-то уж слишком высоко и стремительно…
С другой стороны, как говорил Винни-Пух, «это “ж-ж-ж” неспроста». Игру, которую так оценило настольное сообщество, определённо стоит попробовать — и под этим утверждением я тоже с готовностью подпишусь. Попробуйте обязательно.
А я попробую резюмировать вышесказанное, добавив ещё несколько замечаний.
Достоинства игры:
- Прекрасное сочетание лёгкости вхождения (несложные правила, динамичная партия) и интересного геймплея.
- Отсутствие даунтайма.
- Отменное оформление, в сочетании с тематикой позволяющее заинтересовать детей (игра вполне семейная). Хотя из вредности отмечу, что можно было бы в конце буклета правил разместить историческую справку.
- Независимость от языка. Правда, карты имеют названия, но всё что с ними реально нужно делать — сравнивать между собой на предмет проверки построения цепочки.
Недостатки игры:
- Довольно длинная подготовка к партии с выбором и сортировкой карт (см. выше).
- Нестандартный размер карт, для которого крайне трудно отыскать протекторы. Хотя протекторы в «Семи чудесах» реально нужны — карты активно передаются из рук в руки.
- У меня сложилось впечатление, что при более чем четырёх игроках механика приобретает критичную чувствительность к качеству раздачи. Это особенно касается зелёных научных карт: если при начальной раздаче они сконцентрируются на одной стороне стола, то другой стороне придётся туговато. Впрочем, это моё частное мнение, на котором я не настаиваю.
Неоднозначные особенности игры:
- Играется по-разному в зависимости от числа игроков. На двоих это вообще почти другая игра с транзитным взаимодействием через нейтрала. На троих-четверых ещё реально помнить состав каждой «руки» карт (и на троих даже можно иногда надеяться получить что-то нужное после круга через стол). На пятерых-семерых просто приходится играть тем, что пришло.
Техническая информация:
- По заявлению издателя — партия около получаса при 2-7 игроках от 10 лет.
- 157 карт размером 65×100 мм.
Не «немного» а вполне себе хорошо так переоценена.
Игра по сути — типичнейший еврогейм, не инновационная. Просто из-за драфта сократили привычное время таких игр до 40-а минут. А ведь в прошлом/этом году вышло такое умопомрачительное количество любопытных игр — и все в тени этой в общем-то и не плохой, но не шедевральной игры.
@ZoRDoK
Вот именно — «любопытных», но не более того. Эта — тоже любопытная. Может, просто чуть более любопытная, чем остальные.
По цене, я думаю, переоценки нет. Можно сравнить с комплектацией Доминиона. По игровому процессу тоже переоценки не ощущаю, ведь краткость партии, псевдо-стройка зданий с псевдо-получением ресурсов да еще и тематика приятная — сплошные плюсы. Я ни секунды не пожалел, что купил.