В Блоге о настолках опубликован обзор игры Age of Empires III, которую Бруно Файдутти считает лучшей настолкой 2008 года. Недавно эта игра была переведена на русский язык стараниями компании Смарт, так что в неё могут поиграть и российские бордгеймеры. Если же кто-то не слышал про эту настолку или хочет узнать про неё больше — читайте обзор.
Закройте глаза и представьте, что вы только что принесли свежекупленную коробку с игрой домой, сорвали с нее пленку и… Откройте глаза, а-то как же вы будете дальше читать?
Открываете вы коробку и видите:
— миниатюры юнитов 5 разных типов, в общем счете по 60 штук каждого из пяти цветов;
— 10 пластиковых каравелл самого что ни на есть коричневого цвета;
— 40 “золотых” дублонов и 50 “серебряных” песо;
— огромное игровое поле;
— кучу картонных жетонов товаров, открытий и значимых достижений, тоненькую колоду карт открытий и брошюру с правилами.Вы, конечно, правила сначала откладываете подальше и начинаете рассматривать обилие пластиковых фигурок и художественные изыски игрового поля. Когда глаза сполна насладятся картиной, можно брать правила в руки. Вы начинаете читать…
Поле состоит из трех основных частей: карты Нового света слева, столбца из линий событий справа и счетчика игровых туров снизу. Карта Нового света состоит из 9 колоний, в каждой такой колонии нарисован символ какого-то товара. Где серебро, где табачок, где сахар… Именно в эти колонии игроки будут стараться отправить своих юнитов, чтобы получить победные очки.
Столбец линий событий — это набор зон, куда игроки будут расставлять свои юниты в первой фазе хода, после чего, во второй фазе, каждая зона будет срабатывать в строго определенной последовательности, а именно, сверху вниз. Итак, линии событий в порядке срабатывания: Инициатива, Гавань колонистов, Товары, Торговый порт, Значимые достижения, Открытия, Герои и Война.
В начале каждого тура (а их всего восемь) каждый игрок берет себе из запаса 5 фигурок колонистов. В первой фазе игроки в порядке очередности хода выставляют своих юнитов в линии событий по одному. Порядок очередности на следующий тур генерируется линией Инициативы, а в первом туре — обоюдным согласием игроков. При этом, следующие игроки всегда получают чуть больше денег, чем предыдущие.
А теперь разберем подробнее, что дает игрокам каждая линия событий во второй фазе тура.
Инициатива. Состоит из 5 квадратов. В каждый квадрат можно поставить не более одного юнита. Ряд квадратов заполняется слева направо, тем самым генерируя очередность хода на следующий тур. Во второй фазе немедленно дает игрокам соответствующее количество песо (хозяин юнита в первой ячейке получит одно песо, а в четвертой — четыре).
Гавань колонистов. Состоит из некоторого количества пронумерованных ячеек, а также ячеек X и Y — они используются только в паре с соответствующими значимыми достижениями. Из основных же ячеек в игре используются только первый 2*x-1 ячеек, где x — это число игроков. Например, при игре вчетвером, последней доступной ячейкой будет 7-ая. На 8-ую ставится фигурка каравеллы, чтоб у игроков соблазна не было. В первой фазе ячейки этой линии заполняются строго друг за дружкой, начиная с первой. Во второй фазе, юниты, начиная со стоящего первым, уходят в Новый свет. Игроки расставляют эти юниты на уже открытые колонии. В начале игры открытая колония только одна, чтоб заселить своими юнитами остальные, нужно их еще открыть с помощью юнитов в линии Открытий.
Товары. В начале игры и в конце каждого тура на каждый из четырех квадратов этой линии в открытую выкладываются по одному случайному товару. В первой фазе игроки расставляют свои юниты здесь последовательно слева направо. Во второй фазе хозяин юнита, стоящего здесь первым, может выбрать тот товар, который он заберет себе. Хозяин второго юнита будет выбирать из оставшихся и т. д. Полученные товары остаются у игрока на столе всю игру, а их комбинации будут давать игроку прибыль в конце каждого тура.
Торговый порт. В начале игры и в конце каждого тура в эту зону ставится миниатюра каравеллы. Она достанется во второй фазе тому, кто поставит в эту зону больше юнитов, чем другие. Добытая фигурка корабля может использоваться игроком, как джокер для составления комбинаций товаров.
Значимые достижения. В каждом туре доступно 5 карточек значимых достижений. Бонусы на этих карточках могут быть как мгновенные и одноразовые, так и длящиеся всю игру. Карточки достижений первой эры (1-3 тур) стоят по 10 песо (или 1 дублон), второй эры (4-6 тур) по 14 песо, а третьей эры (последние два тура) — целых 20 песо (или, соответственно, 2 дублона). Но чтобы купить одну из пяти этих карточек, нужно поставить юнита в квадрат линии значимых достижений. Квадраты заполняются последовательно, начиная с первого. Соответственно, игрок, чей юнит стоит на этой линии первым будет выбирать, какую карту ему купить тоже первым. Выбор и покупка идут в открытую.
Открытия. Здесь игроки формируют силы, которыми будут открываться новые земли. В отличие от остальных линий, на этой линии юниты могут стоять из хода в ход, пока игрок не захочет отправить в путешествие часть юнитов или всех сразу. На каждой неоткрытой территории существует заранее неизвестное количество местных жителей (жетоны открытий лежат на неоткрытых территориях взакрытую). Общая сила экспедиции должна быть равна или больше количества местных. Только в этом случае, новое географическое открытие состоялось. В этом случае, игрок ставит на открытую территорию одного колониста (остальные юниты экспедиции идут в “запас”), получает жетон открытия с некоторым количеством победных очков и денег.
Герои. Здесь пять ячеек. Четыре ячейки — четыре вида специалистов. В пятой ячейке “выращивается” любой спец на выбор игрока, поставившего туда юнита, но за 5 песо. В каждую ячейку можно поставить только один юнит. О самих специалистах позднее.
Война. Война — последняя линия. Игрок, поставивший сюда юнит, может во второй фазе хода, объявить единичную стычку или глобальную войну. Единичная стычка происходит в одной из заселенных колоний. Каждый солдат противоборствующих игроков убивает любой юнит противника. Глобальная война (зачинщику придется заплатить за нее 10 песо) — это цепь стычек в каждой колонии, где есть юниты обоих игроков и хотя бы один солдат хотя бы одного из них.
Победные очки за заселение Нового света рассчитываются в конце каждой эры (то есть в конце 3, 6 и 8 тура). Победные очки дает каждая заселенная колония, где есть хотя бы три юнита одного цвета. Причем, игрок, обладающий здесь большинством юнитов, получит 6 очков, а второй по численности — 2. Если первых игроков два (одинаковое количество юнитов), то каждый из них получит по 2 очка.
Помимо этого, победные очки игроки получают за успешные открытия, вследствии срабатывания жетонов некоторых значимых достижений и, в конце игры, единовременно, за общий доход от комбинаций товаров. Кобминации товаров следующие: три разных товара дают 1 песо, три одинаковых товара — 3 песо, четыре одинаковых товара — 6 песо. Напомню, что фигурка каравеллы — суть джокер. Однако, в каждой комбинации джокер может быть только один.
Осталось рассказать о юнитах-специалистах. Фактически, это такие же колонисты, но со своими специальными возможностями. Специалистов всего 4 типа. Капитан (5 шт. каждого цвета), купец (5), миссионер (10) и солдат (10). Каждый капитан считается за двоих в линиях Открытий и Торгового порта. Каждый купец считается за двоих в линии Торгового порта. Более того, в случае прибытия в Новый свет через линию Гавани колонистов, купец дает игроку единовременно и немедленно 5 песо. Миссионер, прибывая в Новый свет, позволяет поставить в ту же колонию, куда он сам прибыл, еще одного колониста прямо из запаса. И наконец, солдат может принести дополнительные деньги в случае успешной экспедиции в неоткрытую колонию, а также может участвовать в войне, если стоит в уже заселенной колонии.
Игра была создана в 2008 году геймдизайнером Гленном Дроувером и отмечена на библиотеке игр Бруно Файдутти, как лучшая игра 2008 года. На BGG она совершенно точно имеет рейтинг выше 7.5 (а может и 8.0), но этот гадский сайт до сих пор лежит.
Очевидно, что игра впятером будет наиболее горячей, ибо места в Новом свете на всех будет явно не хватать, да и обязательно один игрок в каждом туре будет оставаться без новенького товара. Однако, вчетвером игра тоже весьма захватывающа. Мне пока сложно сказать, что будет при игре втроем. Наверное, вполне возможно мирное сосуществование без войн — всем будет всего хватать и насолить игроку можно будет лишь в секторах Торгового порта и Товаров. Ну а игра вдвоем, как мне кажется, вообще потеряет свою интригу. Однако, это не факт, а лишь умственная аппроксимация правил.
Игра хороша, но не настолько, чтобы броситься за покупкой, сломя голову, и выложить за нее две с половиной тысячи рублей. Я понимаю, тут тонны пластиковых юнитов и все такое, но… Вот если стоила бы она 60-70% текущей стоимости, то уже была бы в моей коллекции.
В целом я склонен согласиться с этой рецензией. Уверен, Age of Empires III — интересная и увлекательная настолка. Вот только игр с такими характеристиками в моей коллекции уже не один десяток. Я бы с удовольствием приобрёл AOE3, но не вижу в этом смысла, т.к. заранее знаю, что играть мне в неё — не с кем. А денег за неё просят столько, что купить игру дабы удовлетворить своё любопытство и познакомиться с ней поближе меня душит жаба.
Добавить комментарий