Представляю вашему вниманию обзор настольной игры Agricola, написанный читательницей моего сайта Анастасией Вальтер, скрывающейся за ником Anastasia. Я мог бы написать, что эта игра завоевала множество наград и приобрела множество поклонников за весьма короткий промежуток времени, но это было бы излишне, поскольку обо всём этом (и многом другом) вы прочитаете в обзоре.
Немецкая награда „Spiel des Jahres 2008“ („Игра года 2008“), австрийская – „Spiele Hit für Experten 2008“ (Игра-хит для экспертов 2008), первое место, а следовательно и награда "Немецкий игровой приз 2008" („Deutscher Spielepreis 1.Platz 2008“), финалист „International Gamers Awards 2008 Finalist“, в списках лучших игр „JogoEu Users Game“, „Hall of Awards 2008“, „Wiener Spiele Mischung Selektion 2007“. Плюс первые места в номинациях «Любимая игра», «Самая любимая большая игра», второе место в номинации «Самая инновационная игра» и третье место в "Самая приятная игра" от "H@ll 9000“, а также специальный приз от "Spiel des Jahres 2008" — как лучшая комплексная игрa…внушительно, не так ли? А если добавить еще улыбки, полученное удовольствие десятками, а может, и сотнями тысяч людей и пустые прилавки в немецких магазинах пару месяцев? По-моему, немало. И это всё — "Agricola".
Создателем игры является Uwe Rosenberg, который уже прославился и заслужил уважение одной своей карточной игрой „Bohnanza“. Воодушивившись игрой "Caylus" и некоторыми другими, Уве (Uwe) разработал „Agricola“ всего за 3 месяца. В то время он и не предполагал, что игра будет пользоваться такой популярностью, что доказывает сумасшедшая раскупка всех 900 экземпляров на выставке в Хэссене в 2007 году после релиза в 5000 экземпляров. Да, идея строительства своей фермы, а также ее стратегический маркетинг действительно инновационна.
Нельзя не упомянуть об австрийском иллюстраторе этой игры – Klemens Franz -, мужественно работавшем над 360 картами, из которых только 10 одинаковые (5 идентичных друг другу „карт нищенства или попрошайничества“ и 5, так называемых, "обзорных карт", дающих подсказку о количестве возможных очков и представление о действиях в тот или иной раунд). И этом мы не берём в расчет работу над всей иллюстраторской сферой — общие игровые планы, обложки для карт и коробки с игрой и прочее.
Игра "Агрикола" не оставит равнодушным никого. У вас есть архитектурные способности — совершенствуйте свой дом. Вы всегда хотели иметь несколько детей — потренируйтесь с 3 детьми вашей супружеской пары в игре (ведь в начале партии вам даются 2 игровые фишки — муж и жена, живущие в двух комнатах). А если вы без ума от животного мира и всегда хотели попробовать себя в роли фeрмера, что-нибудь выращивая, то у вас есть возможность позаботиться об овечках, поросятах и коровках. Также можно посадить и вырастить овощи и злаки, собрать урожай с полей. Надо отдать должное иллюстратору Клеменсу Францу за возможность решать, как лучше сеять — по диагонали, вертикали или горизонтали. Пусть это роли в игре и не играет, но создает приятное ощущение.
Цель „Agricola“ банальна и проста — получить как можно больше очков с помощью фермы, с способ её достижения – оригинален, сложен и требует разнообразных стратегических навыков. Мастера со стратегическим складом ума, не подумайте, что все так легко. В игре существует 110 миллионов карточных комбинаций, что делает её абсолютно разнообразной и нужную стратегию вряд ли удасться сразу подобрать.
Помимо того, что в игру могут играть от 1 до 5 человек, существуют еще и несколько вариантов игры: семейный вариант (самый легкий, включающий в себя общий набор карт), комплексный (каждому игроку дается 14 дополнительных карт, имеющие разные функции), соло (позволяет найти наилучшие стратегии для себя с немного изменен-ными начальными условиями, но также с дополнительными картами). Игра настолько хорошо скомбинирована, что позволяет совершенствовать тот или иной вариант.
Нельзя не сказать несколько слов о нескольких колодах и видaх карт: общий небольшой обязательный набор карт для каждый игры независимо от количества игроков и уровня сложности ("большие приобретения". (зд. и далее: оригинальный перевод с немецкого языка)), далее маленькая колода в 14 карт-раундов (дополняет поочередно в каждый из 14 раундов новое условие/возможное действие, например, вводится в игру дополнительный ресурс (камень), добавляется возможность выращивать овощи и т.д.), колода, каждая карта которой отмечена буквой "Е" и определенным количеством игроков (включает в себя "Маленькие приобретения" и "Обучение" для начального уровня "Einsteiger"), колода с буквой "К" и тоже определенным количеством игроков („Komplex“ включает в себя такие же виды карт как и в предыдущей колоде, только с другими возможностями) подобного рода колода "I", как и колоды "Е" и "К" („Interaktiv“ — еще один вариант возможностей) и некоторые другие маленькие наборы карт, например, "обзорные карты", дающие возможность контролировать очки.
Ошибочно было бы считать колоды "K" и "I" другими уровнями сложностями, т.к. они являются готовыми дополнениями для разнообразия игры. Однако возможность использования таких дополнительных карт ("Маленькие приобретения", "Обучение") уже нелегко получить, так как для той или иной карты надо сделать, во-первых, ход/действие, которые в начале игры ограничены 2-мя шагами, а во-вторых, потребуется выполнить условие, изображенное на карте — например, отдать определенное количество древесины или уже иметь определенное количество карт "Обучения".
Перейдём непосредственно к игре. Каждый игрок получает свое поле, где уже построена деревянная хижина из двух комнат и счастливую, но пока бездетную пару — фермера и его жену, которые будут оба работать над совершенствованием фермы в средневековой Германии. Каждый из них может сделать только один ход, выбрав и совершив то или иное действие, изображенное на общем игровом поле или дополненное из колоды 14 карт-раундов. Для совершенствования фермы и своего участка, а также для развития животноводства каждый раунд вам предоставляются oпределенные ресурсы на выбор: 3 дерева (с помощью которого вы, например, за определенное количество деревянных (любом смысле) фишечек сможете построить загон для овцы или поросенка, или коровки), 1 фишечка глины (также за определенное число которых можно приобрести, например, костер для приготовления пищи), также один камыш (например, в комбинации с другими ресурсами может позволить вам сделать отремонтировать ваш дом — из деревянной хижины в глиняный домик, и из глинянного домика в каменное жилище -, или построить дополнительные комнаты для новорож-денных членов семьи), и по мере появления в раундах — камни, овцы, коровы, поросята.
Фермерская пара, как и в жизни, через определенное действие может получить нового члена семьи. Всего семья может быть из 5 „чело-фишек“. В этом есть и плюсы, и минусы: плюс — чем больше семья, тем больше очков в конце игре, а также больше действий, которые может сделать игрок за раунд; минус — надо больше еды. Прокормить семью можно несколькими способами — с помощью посевов, урожаев и изготовления хлеба через определенные действия ("вспахать землю", "взять зерно" и "печь хлеб") и, к примеру, сделав знатный свиной шашлычок на костре, полученном из "Больших приобретений" .
Казалось бы, не так уж и сложно, но при игре необходимо следить за всеми сферами вашей фермерской деятельности иначе вам грозят минус-пункты, также надо учитывать, что действие, которое вы хотели бы использовать, может перехватить другой игрок (каждое действие можно сделать только один раз за раунд). Принцип "кто успел — тот и съел" подходит к игре как нельзя лучше.
"Агрикола" легко привлекает ценителей стратегический комплексных игр оригиналь-ностью тематики: фермерская семья с утреца по-раньше занимается хозяйством (кто-то добывает пищу, ловя рыбу в реке, кто-то печет хлеб для того, чтобы прокормить семью в период урожая, ну а кто-то еще добывает, например, древесину для строительства еще одной комнаты в доме или для загона с овечками…а как же иначе? животные ведь могут убежать…), поздним вечером вся семья возращается домой и на следующий день все тоже самое, только… только… время сбора урожая, когда надо кормить всю семью, приходит очень быстро…
Прекрасной игры и отличного настроения вам, дорогие игроки!
Ах, да… при покупке "Agricola" будьте осторожны, беря игру в руки: все-таки немного-немало 2 кг.
Отличный обзор.
Вот только разработка «Агриколы» заняла у Уве почти 2 года, а вовсе не 3 месяца 🙂