В 2016 году издательство Z-MAN Games выпустило новую улучшенную версию игры Фила Уокера-Хардинга — Archaeology: The New Expedition, в которой автор произвел ряд улучшений по сравнению с оригиналом. Более подробно об игре и ее новых нововведений расскажет нам пользователь hawks.
Archaeology: The Card Game вышла в 2007 году и к тому моменту, когда я начал увлекаться настолками, игру было сложно достать, но на одной из игротек мне удалось пару раз сыграть в археологию. Игра мне показалась сильно рандомной и завязанной на удаче, если в руку приходят сокровища с большим номиналом, то ты либо их сдашь и получишь много денег в конце игры или с легкостью будет скупать на рынке нужные тебе карты, но позднее я к ней проникся.
Благодаря этому блогу я смог сделать пнп версию Archaeology: The Card Game и распробовал игру в самой разной компании и с разным числом игроков, и почти всем с кем я играл археология понравилась. Археология хорошо играется как с опытными настольщиками (которые запоминают, кто какую карту взял), так и с теми, кто мало играл в настольные игры. Правила игры объясняются за пару минут, а после пары ходов игра становится понятна всем.
Археология очень азартная игра, ты хочешь собрать самую ценную и быстро конвертируемую коллекцию, но в твои планы могут вторгнуться другие игроки через песчаную бурю или грабителя, поэтому нужно знать момент, когда скидывать в музей все свои пожитки, чтобы не остаться потом ни с чем.
Чем больше игроков, тем веселее игра, хоть новая версия и рассчитана уже на пятерых игроков, но я в нее играл в составе на шестерых, филер есть филер. С другой стороны игра хорошо играется и на двоих, так с женой я не один вечер коротал за игрой в археологию, где главным фактором была быстрая продолжительность партии.
В Archaeology: The New Expedition игроки выступают в роли археологов участвующих в раскопках древних монументов в Египетской пустыне. Археологи пытаются собрать воедино найденные ценности, чтобы как можно дороже сдать их в музей. Если просто, то игрокам необходимо собирать комбинации одинаковых карт (сетов), сдавать в музей, пока их у него не украли или не заставили скинуть на рынок.
Подготовке к игре
Archaeology: The New Expedition хоть и быстрая игра, но для подготовки к игре необходимо потратить время. Вначале необходимо отдельно отобрать карты с песчаной бурей, вором, тентом и шестью специальных карт (map) для доступа к монументам, в общем, убрать все карты кроме карт с сокровищами.
В зависимости от количества участников партии необходимо отобрать определенные типы сокровищ. Всего в игре восемь типов сокровищ и в отличие от предшественницы в новую версию можно играть впятером, поэтому автор добавил в игру две новых ценности для увеличения игральной колоды в зависимости от числа участников.
Как видно из картинки выше на новых ресурсах есть памятка, при каком количестве участников они вступают в игру. Так обломок таблички добавляется при игре 4-5 игроков, а сломанная табличка только при пяти участниках. Если играется игра не на полный состав участников, то необходимо в начале игры убрать неиспользуемый тип сокровища.
После того как убрали ненужные типы сокровищ (если неполный состав игроков), необходимо раздать каждому игроку по четыре карты в закрытую лицом вниз и еще пять карт выложить в центре стола лицом вверх – это будет общий рынок для обмена картами.
Если раньше в базовой версии игры археологи могли найти ценные артефакты, используя карту (map) только в пирамиде, то теперь появился выбор между пирамидой, гробницей, древней руиной, шахтой, храмом и Сфинксом. В начале игры необходимо выбрать только один из шести доступных тайлов монументов, на который будут разыгрываться карты (map).
Вкратце расскажу про каждый монумент:
- Пирамида – в начале игры необходимо сформировать вокруг монумента три стопки карт из оставшихся карт сокровищ, в стопках будет 2, 5 и 8 карт. Если игрок использует одну карту (map) – он берет 2 карты из пирамиды, если 2 карты – берет 5 карт, а если три карты – то он забирает 8 карт.
- Гробница – в начале игры необходимо сформировать вокруг монумента две стопки карт из оставшихся карт сокровищ. В одной стопке будет 8 карт, а во второй 7 и после разыгрывания карты (map) игрок может взять две любые карты из стопки.
- Древние руины — в начале игры необходимо взять двенадцать карт сокровищ и положить их возле монумента. Каждый раз, когда будет разыгрываться карта песчаной бури из подготовленной стопки необходимо взять три карты и выложить их вокруг монумента, так со временем три стопки вокруг тайла будут расти и при использовании карты (map), игрок забирает все карты из соседней стопки.
- Храм — в начале игры необходимо сформировать вокруг монумента три стопки карт по пять карт сокровищ. Каждый раз, отправляя сокровища в музей, игрок может просмотреть любую стопку карт, а при использовании двух карт (map) игрок забирает себе все пять карт монумента.
- Шахта — в начале игры необходимо сформировать вокруг монумента стопку карт из пятнадцати сокровищ. Когда игрок использует карту (map), то он перемешивает всю колоду шахты и выкладывает перед собой по одной карте, пока не скажет «стоп». Если сумма стоимости выложенных карт больше пяти, то игрок возвращает все карты обратно в стопку шахты.
- Сфинкс — в начале игры необходимо сформировать вокруг монумента стопку карт из пятнадцати сокровищ. Когда игрок хочет использоваться карту (map) он называет два типа сокровища и берет в слепую пять карт из стопки монумента, так за каждый угаданный тип сокровища игрок получает карту себе в руку, остальные возвращаются обратно к сфинксу.
После того как выбрали тайл монумента и сформировали его колоду сокровищ, необходимо к оставшимся игральным картам добавить шесть карт (map) и карты с песчаной бурей и вором. Для этого необходимо отобрать столько карт с песчаной бурей и грабителями, сколько указано на карте в зависимости от количества играющих и добавить отобранные карты к стопке оставшихся карт сокровищ.
Если при увеличении числа игроков возрастает количество грабителей, на двоих — 4 карты вора, а на пятерых уже 10 карт вора. То песчаные бури имеют обратную тенденцию и с ростом числа игроков их количество уменьшается, на двоих – 6 бурь, а на пятерых только 4.
После чего необходимо тщательно перемешать колоду карт, которая состоит из сокровищ, грабителей, песчаных бурей и карт (map) и положить в центр стола, чтобы каждый игрок мог легко до нее дотянуться.
Теперь необходимо раздать каждому игроку по карте с тентом, нововведению игры и можно начать играть. Как видно из процесса описанного выше игра занимает время при подготовке, хоть и состоит только из карт, но все просто и, наловчившись, игра раскладывается за пару минут.
Игровой процесс
В начале игры случайным образом выбирается первый игрок, который берет верхнюю карту из колоды, если это карта сокровищ он добавляет ее к себе в руку, если это карта с грабителем или песчаной бурей он обязан показать ее другим игрокам.
Если игрок достает из колоды карту с грабителем, то он может украсть у любого игрока случайным образом его карту, даже если это его последняя карта. После чего карта откладывается в сторону, чтобы можно было посчитать, сколько еще карт такого типа осталось, аналогично и с песчаными бурями.
Если игрок достает из колоды карту песчаной бури, то ее эффект срабатывает на всех игроков и каждый участник экспедиции должен скинуть половину своих карт с округлением вниз на местный рынок, после чего игрок берет еще одну верхнюю карту. Если у игрока всего одна карта, то он ничего не скидывает.
Так же появилась возможность один раз за игру защититься от песчаной бури палаткой. Игрок по желанию выбирает, от какой бури и когда сохранить карты, но если в пандемии при подготовке к игре все карты эпидемии замешиваются равномерно, то в археологии могут подряд две бури накрыть всех археологов. Мне идея с палатками понравилась, она подталкивает играть еще более рискованно и собирать большую коллекцию для сдачи в музей.
Теперь поговорим подробнее про карты сокровищ, которые мы получаем в начале своего хода из стопки карт. Карта сокровищ состоит из четырех частей – тип сокровища (название карты), цена карты при торговле на рынке (верхний угол карты), редкость (сколько карт данного типа замешено в колоде) и цена продажи в музее (сколько победных очков мы получим в конце игры за определенное число карт).
После того как вы взяли верхнюю карту и это оказалась карта сокровища вы можете совершить неограниченное число действий, а именно использовать карту (map), совершить обмен на рынке или отправить товары в музей.
В зависимости от выбранного в начале игры тайла монумента разыгрывается карта (map), и игрок получает определенное число карт сокровищ, после чего может их сразу обменять на рынке или сдать в музей. Так же карта (map) может разыгрывать по своей стоимости в момент обмена на рынке.
Торговля на рынке позволяет обменить карты с руки на карты с рынка. Главное чтобы суммарная стоимость отданных карт была равна или больше стоимости взятых карт с рынка. Например: отдав на рынок карту, монета (стоимость 2) и карту с обрывком пергамента (стоимость 1) можно взять карту с талисманом (стоимость 3).
Продажа в музей или зачисление победных очков. В любой момент своего хода игрок может отправить в музей сокровища одного типа, тогда он получит в конце игры столько победных очков, сколько указано в нижней части карты. Когда археолог решает отправить карты в музей, он должен положить отправленные карты рядом с собой лицом вверх в одну стопку и в дальнейшем нельзя будет добавлять в эту стопку подобные карты. Каждый раз, когда отправляются товары, они ложатся в отдельную стопку, поэтому лучше всего собрать максимальное количество данного сокровища для большей выгоды. Например, если отправить пять карт с монетой можно в конце игры получить 30 победных очков, а за пять карт талисмана уже 45 победных очков.
После совершения всех нужных действий игрок пасует и его ход переходит к следующему игроку по часовой стрелке. Когда очередному игроку предстоит взять карту сокровища, а колода пуста, то игра подходит к концу. После того как все игроки походят и у них не останется карт на руках, игра заканчивается и игроки подсчитывают свои победные очки из отправленных в музей карт драгоценностей.
Я долго описывал правила игры, поэтому выскажу свое мнение об игре в целом, а если что-то не понятно, можно посмотреть видео-обзор «Archaeology: The Card Game» в которой объясняется базовый процесс игры без новвоведений новой версии.
Если сравнивать первую археологию 2007 года с Archaeology: The New Expedition, то новая версия значительно лучше предыдущей по ряду факторов.
Нововведения
Внешний вид карт изменен в лучшую сторону, хотя художник остался прежний. Как по мне прошлый дизайн игры был ужасен, интереснее оригинала смотрелись любительские редизайны игры. Для сравнения сверху представлены карты в новом дизайне, а снизу в старом.
В филлерах не маловажным является численность играющих и чем больше игроков, тем веселее, особенно после песчаной бури, когда рынок мгновенно заполняется товарами. Поэтому значительный плюс возможность играть впятером, благодаря новым картам. Хоть новых карт не так много, но при полном сете они приносят много победных очков, поэтому игрокам придется лишний раз подумать, стоит ли производить обмен на рынке или нет.
Добавилось небольшое разнообразие в игру в виде тайлов с монументами и стратегия на партию немного меняется. Если раньше, кто первым вытащит карту (map) имел преимущество на три новых карты, а следующему счастливчику, который всеми правдами и не правдами соберет две таких карты, можно было думать о больших шансах на победу. То теперь в большинстве случает и с одной картой (map) можно получить профит. Правда, я не успел попробовать все монументы, хотя на глаз с некоторыми лучше играть с определенным числом игроков.
Фил Уокера-Хардинга произвел перерасчет победных очков за собранные сеты в конце игры. Если раньше во время моих игр игроки старались собрать полный комплект сокровищ из монет и другие мелкие сеты за 10-15 победных очков, то теперь хочется собрать более дорогой сет.
Особенно надежду придает спасательная палатка, которая может спасти в нужный момент, хотя у нас в игре была ситуация, когда подряд один и тот же игрок вытащил две песчаные бури и тут уже палатка не поможет. Для себя на будущее надо будет попробовать сыграть с небольшим хоумрулом, чтобы палатка один раз спасала не только от бури, но и от вора.
Раньше я предпочитал более сложные евро игры, но со временем понял, что в коллекции лишними не будут хорошие филлеры. Archaeology: The New Expedition простой азартный филер, местами затянут по времени, но веселый, особенно когда игроки начинают доставать карту грабителя и пытаться вычислить карту (map). Новая версия удалась, поэтому, как минимум в нее стоит сыграть, чтобы прочувствовать весь игровой процесс, а я поставлю игре твердые 7.5 из 10 баллов.
Добавить комментарий