В блоге Записки новосибирского настольщика появился обзор абстрактной карточной игры Arne. Михаил пишет, что несмотря на низкую оценку этой настолки на BGG (менее 4-х баллов из 10), общую казуальность и рандомность, Арне ему нравится. Надо будет присмотреться к этой настолке. Ведь если у нас в компании, например, "на ура" идёт Свинтус, то, может быть и Арне стоит попробовать? 

Эта игра не пользуется особой известностью среди настольщиков, и даже те, кому она известна, ставят её не слишком высоко. Желающие могут убедиться в этом здесь (на момент написания этих строк рейтинг BGG 3.32 при 97 проголосовавших — говорит само за себя: чуть выше уровня плинтуса, не более).

Тому есть причины: «Arne» имеет множество недостатков, и в конце обзора я их традиционно перечислю. Но… я просто люблю эту игру. Вопреки недостаткам, прекрасно мной осознаваемым. Ну, вот понравилась она мне с первой же партии, и всё тут. 🙂 Это, а также тот факт, что на неё нет нормальных обзоров, послужило мне достаточной мотивацией для написания собственного.

Поскольку игра совершенно абстрактна, никаких литературных предисловий не требуется. Коробочка обещает нам филлер на 10-25 минут для 2-4 человек, и это вполне соответствует истине. Хотя нижняя оценка времени нереальна, за 10 минут вы не сыграете никогда. 🙂 Я бы, скорее, указал рамки от 20 до 35 минут.

Суть игры, как и положено филлеру, несложна. Каждый игрок выбирает себе цвет и пытается набрать как можно больше очков, выкладывая перед собой карты этого цвета. Изюминка заключается не в этом выкладывании, а во вспомогательных средствах, которыми можно помогать себе и пакостить другим. Средств очень много — да вот, посудите сами, что позволяют делать карты:

  • Удваивать и утраивать номинал карт;
  • Играть себе на стол карты чужого цвета (при наличии специальных средств!);
  • Забирать карты из руки другого игрока;
  • Воровать карты из сброса или со стола других игроков (не всё уворованное, правда, можно обратить себе на пользу);
  • Перехватывать ход задолго до того, как он дойдёт до игрока обычным порядком;
  • Меняться местами с другим игроком (!!!), присваивая себе все его труды;
  • Устраивать тотальную передачу карт всеми игроками друг другу;
  • Добирать карты из колоды сверх положенного;
  • Уничтожать карты очков и восстанавливать уничтоженное;
  • Играть на других карты в минус им.

Добавлю сюда, что все карты колоды делятся на «белые» и «чёрные». Первые можно играть только в свой ход; вторые можно играть когда угодно. Что нередко позволяет получать дополнительную выгоду между чужими ходами. В общем, можно сказать так, что любителям карточных «Манчкинов» эта игра, скорее всего, понравится. 🙂

Автором «Arne» является бельгиец Арне Лауверс (Arne Lauwers), основатель компании «Lauwers Games». Да, вы правильно поняли: дядька, недолго думая, назвал игру своим именем, а компанию своей фамилией. 🙂 Посмотрев сюда и сюда, вы увидите, что компания не может похвастаться длинным списком выпущенных игр, да и выпущенное-то… см. начало обзора…

Я пытался найти информацию о данном гейм-дизайнере, но не особо преуспел. Наиболее часто встречающееся изложение «истории успеха» вкратце выглядит примерно так. Мужик руководил частной школой, которая ему же и принадлежала. Пока однажды в 2002 году не пришёл домой, сильно припозднившись. На сонный вопрос жены невнятно ответил, что придумал игру, которая станет бестселлером, и сам завалился спать. Нетрудно догадаться, что именно так оно и случилось, после чего Лауверс оставил руководство школой и переключился на игровой бизнес. 🙂

В общем, типичная бизнес-легенда о Парне, Который Добился Всего Сам. 🙂 К тому же очень сильно преувеличенная. Ну не тянет гордо самопоименованная игра на бестселлер, а компания на сколько-нибудь серьёзный статус в настольном мире. Опять же см. вышеприведённые ссылки. Хотя какой-то профит Лауверс, безусловно, получил, и наверняка вполне приличный.

Одно в этой истории бесспорно: до изобретения «Arne» он действительно не был и не мог быть гейм-дизайнером. И опыта явно не имел. Опытный игродел не допустил бы в правилах большую дырку, которая там есть.

Дело вот в чём. Карта уничтожения «CRASH», вопреки своему назначению, не уничтожает карту минус-очков. А уничтожать её надо картой «LOCK», которая вообще-то предназначена для отмены уничтожений. Этот момент явно идёт «от мозгов» («CRASH» работает только во вред), а с точки зрения игрока совершенно неестественен. При игре с новичками многократно проверено, что данный момент правил воспринимается ими с огромным трудом и служит причиной кучи ошибок.

В «шапке» этого обзора вы видите коробочку того сáмого варианта игры, с которого Лауверс начал свою карьеру. Ныне он носит название «Arne Classic». А потом была ещё одна дилетантская ошибка: выпуск варианта «Arne Start».

Эта версия предназначалась для игры вдвоём. В принципе, дуэльный вариант предусматривался и в «классике», но тамошняя идея (каждый контролирует два цвета вместо одного) явно неудачна и неинтересна. «Старт» недалеко от этого ушёл и оказался, похоже, провальным. Во всяком случае, он очень быстро перестал продаваться, и сейчас его уже не найти.

Зато Лауверс объединил «классику» и «старт» под названием «Arne Total» ради возможности играть впятером и вшестером. Релиз получил великолепную коробочку (см. справа), явно сыгравшую не последнюю роль в ценообразовании. 🙂 При этом, что очень странно, баланс «старта» остался без изменений, а он не такой, как в «классике»! Так что если вы надумаете играть более чем вчетвером по «мягким» правилам (с удалёнными наиболее подлыми картами), то получите мощный дисбаланс: два цвета составятся из совершенно другого набора карт по сравнению с остальными четырьмя! Ладно хоть, что при полных правилах карты будут идентичны… Было это в 2003 году: как видно, автор лихорадочно старался получить со своей идеи прибыль разными способами — иногда явно ленясь хоть чуть-чуть подумать.

Заметим, что при всём при том игра ещё и очень специфична. Перечитайте список «пакостных» средств, и вы ничуть не удивитесь тому, что игра чрезвычайно рандомна и непредсказуема; победить в ней мастерством нереально. «Arne» принадлежит к числу тех, в которые играют не ради победы, а ради весёлого проведения времени. Пропихнуть такую игру во взрослую аудиторию — задача архисложная. Иногда, конечно, такое удаётся: пропихнул же Мерль Роббинс в 1971 году примитивную и откровенно дебильную «Uno!», явно скопированную с классической карточной «Mau Mau» (в exUSSR известна как «101»). И по сей день за «Uno!» простаки охотно выкладывают деньги, хотя она проигрывает «Arne» по всем статьям многократно…

Потом новоявленная компания «Lauwers Games» сделала правильный ход, выпустив детскую версию игры. Она получила название… вы угадали, «Arne Junior», и продавалась в столь же шикарной коробочке, только поменьше (см. слева). Самые подлые карты были удалены из колоды, счёт очков был упрощён (числа поменьше, чтобы детям проще было считать), ну и внешний вид карт подвергся переработке: они получили симпатичный многоцветный арт, в котором некоторым действиям придали детскую интерпретацию. Мне дважды доводилось дарить эту игру, и я могу засвидетельствовать, что дети 7-9 лет играют в неё с удовольствием. Для детишек она самое то.

Потом пошлó продвижение игры на рынки разных стран, в число коих попала и Россия (2007 год). Интересно, что здесь, судя по всему, взялись прежде всего за детскую версию, а уж потом и за «тотальную». Иначе трудно объяснить, почему детский вариант был локализован абсолютно нормально, а полный — с дичайшими ляпами и ошибками, многие из которых со всей очевидностью вызваны копипастом из перевода упрощённых детских правил. Об этом я подробно писал здесь, а вот здесь выкладывал нормальный перевод правил.

Как уже было сказано, игра эта мне просто нравится. Совершенно иррациональным образом. Могу также отметить, что она обычно хорошо воспринимается в компаниях людей, незнакомых с серьёзными настолками, и «казуалы» охотно проводят за ней время. При всех недостатках она таки довольно неплоха.

А теперь об этом — достоинствах и недостатках — подробнее.

Достоинства игры:

  • В отличие от большинства абстрактно-карточных игр, весела и весьма эмоциональна.
  • Как и большинство абстрактно-карточных игр, допускает игру по правилам со множеством вариантов.
  • «Arne Total» и «Arne Junior» идут в великолепных жестяных коробочках, отлично пригодных для переноски других карточных игр, если возникает такая потребность. 🙂

Недостатки игры:

  • Дырка в правилах относительно карт «CRASH» и «LOCK» (см. выше).
  • Дисбаланс цветов при игре впятером-вшестером с «мягкими» правилами.
  • В отличие от большинства абстрактно-карточных игр, плохо масштабируется. Играть вдвоём по штатным правилам неинтересно (см. ниже мой вариант), для 5-6 игроков требуется полный набор, а более чем вшестером играть невозможно в принципе.
  • Бумажка с русскими правилами, прилагаемая к «Arne Total», не имеет ничего общего с действительностью.
  • Объяснение правил новичкам занимает минут 10-15 и сопровождается полным перебором колоды с пояснением действия отдельных карт и их комбинаций. Потом в игре всё равно приходится это повторять, ибо информации слишком много, и с первого раза она не запомнится. 🙂 Слишком долго и трудоёмко для филлера.

Неоднозначная особенность, которая для кого-то будет достоинством, а для кого-то недостатком, у игры всего одна. Но зато глобальная:

  • Игра рандомная, пакостная, и в принципе не выигрывается опытом/мастерством. В неё следует играть исключительно для развлечения и времяпрепровождения.

Как видите, даже если приписать эту последнюю особенность к достоинствам, то недостатков я всё равно указал больше. И всё-таки я люблю «Arne». 🙂 Посему бонусом — вот вам мой вариант правил для игры вдвоём. Гарантирую, что он всяко интереснее штатного.

Игра вдвоём

Используйте набор карт для четырёх игроков. Два цвета берут себе игроки, два других кладутся на стол как «болваны».

В свой ход игрок может положить карту в цвет либо себе, либо любому из двух «болванов». Игра идёт обычным порядком, за исключением того, что изменяется действие двух карт:

Карта «Разворот!» позволяет игроку немедленно в любой момент забрать контроль над любым из двух «болванов». Эти карты становятся теперь его собственными, а прежние карты превращаются в «болвана».

Карта «STOP» позволяет игроку немедленно в любой момент отменить действие карты «Разворот!» или «STOP», сыгранной другим игроком.

Карты «Разворот!» и «STOP» могут играться «в ответ» с использованием принципа стека. Например, если один игрок разыгрывает карту «поменяться местами», то его оппонент может в ответ разыграть «Разворот!», подставив тем самым для обмена карты «болвана», и затем забрать себе свои прежние карты другой картой «Разворот!». С другой стороны, ничто не мешает прервать эти обмены картой «STOP», разыгранной «в ответ» «развороту».