Представляю обзор игры Bruxelles 1893, подготовленный читателем по имени Юрий в рамках нашего конкурса обзоров. "Брюссель" – это появившаяся пару лет назад игра европейского стиля с большой буквы "Е". Тут всё как положено: много кубиков, победные очки, многоходовые комбинации и всё прочее, за что кто-то любит, а кто-то не любит еврогеймы.
В 2013 году на полках магазинов появилась игра «Bruxelles 1893», которая привлекла меня не только уникальным артом и темой архитектуры, но и одной из любимых механик worker placement в жанре евро. Поскольку здесь перед игроками открываются широкие возможности в плане использования миплов и локаций и выиграть не удастся, если планированию не уделять должного внимания, игра вполне подходит под определения комплексная и даже гиковская.
Автор игры подошел к ее реализации с позиции темы: все оформление выдержано в стиле арт-нуво. Чтобы убедиться в этом, можно сравнить игровые планшеты и оформление коробки с художественными произведениями в этом стиле.
По-моему, явное сходство с произведениями арт-нуво очень на пользу игре: во-первых, сразу отпадают сомнения в том, что она тоже произведение искусства, во-вторых, оформление очень способствует погружению в 1893 год.
Игровое пространство состоит из планшета Совет Брюсселя, планшета Арт-нуво, состоящего из шести модулей, которые для каждой партии раскладываются в произвольном порядке, и личных планшетов игроков. Каждая область предоставляет определенные возможности для действий, планирование которых традиционно определяет пути к победе, которых здесь достаточно много.
Компоненты игры очень качественные, хотя жетоны раундов и предметов искусства можно было сделать и покрупнее (слоты для них – пустые рамки на планшете), и для этого даже не надо было увеличивать планшета Совета.
Поскольку речь идет о Брюсселе, естественно, не обошлось без Писающего мальчика: он представлен на жетоне первого игрока, на бонусных картах и на жетонах раундов (с обратной стороны).
Кроме перечисленного имеются монеты, карты общественных деятелей, карты бонусов, карты раундов, кубики ресурсов, которые, кстати сказать, довольно большие и удобные (как в «Lords of Waterdeep»).
Автор, отлично понимая, что знакомую механику нужно чем-то разнообразить, ввел в игру ряд компонентов, которые пока что нигде не встречались и которые в общем-то органично вписываются в общую схему.
Первый элемент – это «компас», расположенный на планшете Совет Брюсселя. У «компаса» есть шесть делений, которые в начале партии в произвольном порядке выкладываются на предназначенные для них места. Стрелки устанавливаются на два деления, и в процессе игры будут постепенно перемещаться. «Компас» определяет для игроков набор ресурсов, на основе которых они будут строить здание на личном планшете. Например, для первого уровня здания необходимо два ресурса, стрелки «компаса» указывают на дерево и камень, значит нужно использовать именно их. Если же одна стрелка указывает на пустое пространство, то нужно использовать два одинаковых ресурса для постройки и т.д. Построив часть здания, игрок передвигает одну из стрелок, из-за чего у соперников могут возникнуть сложности с реализацией их собственных планов.
Второй элемент игры – это вот такой угольник, который отмечает на планшете Арт-нуво игровую область, доступную в конкретном раунде. Чтобы его разместить, мы первоначально открываем карту раунда, на которой указаны координаты по белым (расположены на планшете Совет Брюсселя) и серым цифрам (расположены на нижней части планшета Арт-нуво), и в зависимости от количества игроков выбираем нужную строку, затем располагаем угольник таким образом, чтобы он указывал игрокам наибольшую область из двух возможных.
Наконец, третий элемент – маркер на поле в магазине для продажи предметов искусства. Расположение этого маркера определяет стоимость продажи созданных вами произведений. Перед продажей маркер можно переместить по вертикали или по горизонтали на столько делений, сколько жетонов предметов лежит перед вами (цвет жетона соотносится с расположением части маркера соответствующего цвета).
Итак, чтобы подготовиться к партии, нужно: расположить в центре стола планшет Совет Брюсселя, рядом с ним в произвольном порядке пять модулей с локациями действий Арт-нуво, в внизу модуль для расположения бонусных карт.
Выкладываем на Совет карты общественных деятелей, жетоны раундов, карты раундов, маркер в магазин, готовим «компас». В нижней части получившегося планшета Арт-нуво выкладываем бонусные карты.
Каждый игрок получает личный планшет, закрывает на нем слоты будущего здания специальными тайлами, получает стартовую карту общественного деятеля, пять монет, одно произведение искусства (случайным образом), семь помощников, двух из которых размещает в здании суда. Круглые маркеры располагаются на дорожке подсчета очков, на личном планшете на вертикали престижа архитектора, на Совете в локациях, указывающих количество карт, которые можно активировать, и гербов – очков, которые мы получим при выполнении определенных условий.
При достаточно большом количестве компонентов игра занимает не так уж много места, фактически нужная площадь равна примерно трем планшетам Совета Брюсселя (то есть пространства метр на 60-70 сантиметров будет достаточно).
Остаток денег, материалы для строительства и предметы искусства (в том числе черного цвета) располагаются в игровой зоне и составляют общий запас.
Собственно основа игрового процесса вполне ясна: выставляем фигурку помощника на локацию и совершаем действие. Однако писать в обзоре было бы не о чем, если бы на этом все и заканчивалось. Нет, автор поработал над геймплеем очень тщательно, так что даже расстановка помощников в пределах раунда определяет в конечно фазе возможности получения дополнительных бонусов.
Как это работает? Мы выставляем помощников на поле Арт-нуво. Здесь у нас есть несколько действий: создание предмета искусства; продажа предмета искусства (используется маркер продаж); сбор материалов (два на выбор, кроме белого кубика-джокера); строительство (используется «компас»); получение поддержки (карты) от общественного деятеля (в конце игры придется за него заплатить указанную на карте сумму). При этом настоятельно рекомендуется выкладывать помощника вместе с деньгами, потому что в конце раунда все игроки, чьи помощники стоят на одной вертикали, участвуют в своеобразном аукционе за право владения картой внизу ряда. Кто больше монет потратил, того и карта, которая дает приятные бонусы сразу (забрать помощника из тюрьмы, передвинуться по треку престижа или гербов) или же поможет получить больше очков в конце игры (для этого ее надо разместить под планшет игрока таким образом, чтобы видно было количество очков, указанных на ней). Кроме того, на карте есть иконки Писающего мальчика, их количество укажет на очередность хода в следующем раунде (кто больше собрал иконок на картах и на жетонах раунда, получает жетон первого игрока). Помимо этого если гербы, которые расположены на Арт-нуво, окажутся со всех сторон окруженными помощниками, то владельцы последних получат дополнительные очки в соответствии с расположением своего маркера на гербах Совета Брюсселя (если у кого-то большинство, то получит только он, если равенство, то получают все игроки, каждый в соответствии с личным маркером).
Поскольку в каждый раунд нам доступны не все слоты планшета Арт-нуво, может сложиться ситуация, когда у игрока не будет возможности выставить фишку помощника и тогда придется рассматривать варианты действия, которые предоставляет Совет.
На Совете Брюсселя доступны следующие действия: взять три белых кубика (это материалы-джокеры, однако при их использовании в строительстве игрок не получает дополнительных очков); получить деньги (сумма указана на карте раунда); выполнить любое действие с планшета Арт-нуво (очень полезно, когда заняты все нужные локации); активировать карты (количество карт, которые возможно активировать за раз, указаны на соседнем треке).
Однако при использовании локаций Совета нас ждут сюрпризы. Во-первых, каждое последующее действие в уже занятой локации потребует от игроков на одного помощника больше. Во-вторых, тот игрок, чьих помощников на Совете окажется больше, оставит одного из них в городском суде.
Заканчиваются ли на этом все возможности игроков? Конечно, нет!
Помните, у нас есть возможность строительства собственного здания? Когда мы строим один из слотов, освободившийся тайл располагается на планшете Арт-нуво (но только за пределами текущей игровой области). И теперь как только кто-то выберет действие с нашим тайлом, мы сможем совершить дополнительное действие: взять черный жетон предмета искусства; получить очки за свои произведения искусства; взять один материал; получить очки за построенные слоты здания; активировать одну карту общественного деятеля.
Наконец, то, кто спасует раньше всех, получит жетон раунда, одно победное очко за него, победные очки за произведения искусства, пока что принадлежащие игроку. Все остальные в конце раунда получат победные очки только за свои предметы искусства.
После этого карты бонусов сбрасываются (иногда уходит очень даже нужная карта), вытягивается новая карта раунда и первый игрок снова решает, какая область будет доступна на Арт-нуво.
На первый взгляд, перед нами оказывается нагромождение правил, тонкости которых легко забыть. Однако на десяти страницах буклета все это расписано последовательно и логично, так что никаких сложностей в понимании процесса не остается. Другое дело, что нельзя научиться сразу использовать все возможности, которые перед игроком открываются, для этого потребуется несколько партий и поиск многоходовых комбинаций, что, собственно и привлекает меня в «Bruxelles 1893».
Нужно все время помнить, что хороший ход может быть перехвачен соперником, так что взаимодействие хотя и не является прямым, все же не позволит проводить миролюбивую стратегию. Конкуренция между игроками здесь принимает довольно острую форму и это тоже большой плюс для такого типа игр. Игра хорошо масштабируется за счет карт раунда, время партии не затянуто (если играть не в первый раз, то даунтайма практически нет), уровень сложности чуть выше среднего, есть отличные возможности комбинаций действий и получения победных очков разными способами. Поэтому не случайно на BGG у «Bruxelles 1893» достаточно высокий рейтинг: 204 место. И тут нужно учесть, что игра эта по сравнению с лидерами списка новая и с ней еще не успели ознакомиться многие игроки, так что, думается, ее позиция изменится в сторону повышения.
Интересный обзор! Спасибо большое! До этого об этой игре не слышала! Удачи на конкурсе! 😉
Очень красивые у этой игры компоненты
Обзор понравился. Игра давно в листе пожеланий. Только вот английское издание по приемлемой цене не найти. Кто-нибудь знает издание от Pearl Games содержит правила на английском языке?