В сообществе живого журнала ru_boardgames в рамках проекта Пытливый взгляд размещён обзор игры Cadwalon: City of Thieves. Пожалуй, это один из самых необычных обзоров, что я читал. Потому что написан он — в стихах. 

«Кадваллон. Город воров» («Cadwallon: City of Thieves») – тактическая стратегия для 2-4 участников от крупнейшего мирового издателя «Fantasy Flight Games». «Кадваллон» – это не только настольная игра, но и целый фэнтезийно-венецианский мир, окунуться в события которого можно при помощи коллекционных карт и миниатюр. Где-то далеко за городскими стенами идёт ужасная война, весь континент опутан заговорами и интригами, но здесь, в Кадваллоне, царят мир и спокойствие. Многочисленные гильдии выполняют свою нелёгкую работу, ополченцы исправно несут службу, а городская знать никогда ещё не была так уверена в безоблачном будущем, как сейчас. Город разделён на 11 районов, и о жизни одного из них пойдёт речь в игре.

В чём суть?

Несмотря на то, что Вы и Ваши противники принадлежите к одной гильдии, гильдии Воров, соперничество между вами будет нешуточным. Видимо, слухи не врут – власть и деньги действительно вносят коррективы в отношения между товарищами. Надо заметить, разработчики игры потратили немало сил на создание особой внутренней атмосферы настолки. Своя история есть не только у персонажей, но и у города в целом. А последовательная цепь сценариев образует общий развивающийся сюжет. Мало какой автор уделяет внимание таким «мелочам».

Итак. Вы руководите одной из 4-х доступных банд. В каждую банду входят 4 персонажа, характеризуемых 3-мя параметрами и 1-м уникальным свойством. Параметры следующие:

— количество очков движения (максимальное число клеток, которое в свой ход может прошагать персонаж, если захочет);
— боевая сила (количество боевых кубиков, выкидываемых персонажем в бою);
— показатель разума (используется при взломе сундуков).

Численные значения параметров всех персонажей вне зависимости от принадлежности к банде и предпочтений в еде одинаковы.

Игровое поле представляет собой лишённый крыш район Сома города Кадваллон. Чем больше игроков участвует в воровских похождениях, тем теснее и агрессивнее будет на его улицах, поскольку район невелик. В начале игры на здания выкладываются жетоны сундуков с теми или иными сокровищами, добывать которые предстоит бандитам. Все сундуки лежат в открытую, поэтому спланировать свои действия можно сразу и на перспективу.

В порядке очереди игроки расставляют персонажей по свободным точкам входа-выхода из района (клетки между крайними зданиями игрового поля), и гонка за славой и почестями начинается. В зависимости от сценария (в игре их 8 штук) она длится несколько ходов (обычно 7, причём на 5-ом ходу район оцепляется армией ополченцев, и персонажам приходится спешно покидать его через внезапно сократившееся число точек входа-выхода).

Любой Ваш ход состоит из 3-х Фаз.

1. Вы берёте одну карту Арканы из колоды. Воздействуя на параметры персонажей и некоторые события, эти карты позволяют либо подсобить себе, либо напроказить конкурентам.

2. Вы перемещаете одного из ополченцев. В большинстве сценариев присутствуют 2 нейтральных стража, патрулирующих район и люто ненавидящих граждан вроде Вас. Чтобы отыграть Фазу ополченца (а в оригинале правил он называется «militiaman», то бишь «милиционер», и это наполняет душу необъяснимым трепетом), Вы показываете, какой именно стражник будет двигаться, и кидаете кубик. Выпавший результат покажет максимальное число клеток, которое он будет в состоянии преодолеть.

Правила передвижения для ополченцев и персонажей одинаковы: они не могут проходить сквозь стены и через клетки, занятые другими персонажами. Однако в отличие от персонажа стражник может остановиться на клетке с вором, автоматически начиная с ним бой (собственно, для этого игроки стражников и используют – натравливают несчастных служак на конкурентов, а те и рады). Атакованный персонаж вынужден защищаться. Если он хочет применить одну из карт Арканы, он делает это, после чего кидает 2 кубика. 2 других кубика кидает игрок, исполняющий обязанности ополченца. Самые высокие результаты одного из кубиков сравниваются между собой, и тот, кто выкинул больше, побеждает.

Например, если Вы выкинули «6» и «1», а напавший на Вас стражник – «5» и «5», то выиграли Вы. В случае поражения пристыженный ополченец двигается на 3 клетки в любом указанном Вами направлении. В случае победы – он двигает Вас, предварительно отняв 2 дуката, а дукаты – это, между прочим, победные очки.

3. Вы выполняете действия. На всю банду у Вас всего 7 очков действий, символизируемых красными полупрозрачными бляшками. Закончив тратить бляшки на одного своего персонажа, Вы переходите к другому, и так, пока все очки действия не кончатся (или пока все персонажи не сходят – в редких случаях это может произойти раньше), и Ваш ход не будет закончен. В идеале, Вам нужно успеть дёрнуть каждого персонажа. И вот, на что они способны.

— Переместиться, потратив на это 1 очко движения.

— Попытаться взломать замок на сундуке с сокровищем, оказавшись в одной с ним комнате и отдав 1 очко действия. Вы кидаете кубик, и, если результат оказывается меньше или равным показателю разума персонажа, жетон сокровища переносится на его карту. Если больше – ничего не происходит. Максимальное число сокровищ, переносимое одним персонажем, равно трём.

— Сорвать замок на сундуке за 2 очка действия. Если Вы не хотите испытывать Судьбу или чувствуете, что кубик относится к Вам менее лояльно, нежели к другим участникам, можете гарантированно получить сокровище, используя на его добычу в два раза больше очков действия.

— Подраться с конкурентом, потратив на это 1 очко движения. Для этого Ваш персонаж должен находиться на соседней с ним клетке. Он перешагивает на клетку противника и нападает на него. Схватка проходит по правилам боя с ополченцем с тем лишь исключением, что теперь карты Арканы могут разыгрывать оба драчуна. Победитель получает любое сокровище, имеющееся в собственности у проигравшего (или 2 дуката, если сокровищ нет), и двигает его на 3 клетки от себя.

— Выполнить задание гильдии, уплатив 3 очка действия (один раз в ход). Наворованные бандой сокровища (рубины, изумруды, свитки, отмычки, браслеты), не приносят победные дукаты до тех пор, пока Вы не продадите их. Обычно на картонках сценариев изображены 3 ячейки для специальных карт Миссий. Фактически, это заказы, посылаемые гильдией Воров своим активистам. Выкупая одну из открытых 3-х карт за 3 очка действия, банда тут же получает звонкие дукаты за сокровища, указанные на карте. Разумеется, жетоны этих сокровищ банда должна предварительно натырить. Как ни странно, после реализации жетоны награбленного добра не сбрасываются, а остаются на карточках персонажей, и игрок вполне может толкнуть их гильдии снова. Вынесенные из района сокровища окончательно сбываются игроком по курсу, указанному на жетонах.

Потраченные очки действия восстанавливаются на следующий ход.

По окончанию игры победителем признаётся самый богатый ворюга.

Что получилось?

Проведя за «Кадваллоном» несколько часов кряду, я проникся его псевдовенецианским духом Возрождения настолько, что стал мыслить стихами. В результате чего получился самый необычный из моих обзоров…

Не пойму, в чём беда с «Кадваллоном» –
Ну не тянет играть в него снова!
Может, это особенность жанра?
Но душа к «Сайлент Сторму» лежала.

Почему не лежит к «Кадваллону»?
Мне, боюсь, не ответить весомо.
Да и в чём же причина каприза?
Все мы видели, как он был издан!

Карта города с массой деталей
Под снесёнными крышами зданий…
Бляшки (ими счёт действий ведётся)
Как рубины сияют на солнце…

Деньги – главная мощь Кадваллона –
Из пластмассы, а не из картона…
Колоритнейшие персонажи
С предысторией, навыком кражи,

С свойством, жизнь облегчающим банде,
И, конечно, фигуркою, кстати,
Все фигурки не будут излишни
И в других играх в качестве фишек,

Их разглядывать можно до ночи.
Персонаж как живой, даже очень.
И как будто в движении замер –
Так подробно их сделал дизайнер.

Так чего не хватает настолке?
Ведь баланс получился глубоким,
И система сраженья простая –
Не привносит и капли раздрая.

Получается, смотришь и видишь
Идеал стратегических игрищ.
В чём же «но», если всё без обмана?..
Ватсон (блин!), это элементарно!

Нет интриги! И вовсе не странно,
Что игра не цепляет, ведь тайна
Уступила сюжетное место
Строгой чёткости слаженных действий.

Что предпримет противник, несложно
Спрогнозировать, правда, он тоже
Сможет вычислить Вашу затею,
Так что тактика малость не в тему.

Сундуки изначально известны,
Собирать их не так интересно.
Предсказуемость, однообразье
Как котёнок на штору залазят

И орут на Вас с самого верха…
Если это для Вас не помеха,
Я даю своё честное слово –
Вам понравится мир «Кадваллона»!