Готовы вступить в предвыборную гонку за должность мэра Нью-Йорка? Новая игра City Hall от издательства Tasty Minstrel Games предоставляет вам эту возможность! Автор блога «Board Game Reviews by Josh» Джош Эдвардс в своём обзоре отмечает, что новинка практически лишена недостатков и прекрасно играется с любым количеством «кандидатов». На русский язык материал перевёл Сергей Синцов.
Как энтузиаст настолок, я иногда играю в прототипы игр. Они могут быть удачными и не очень, но большинство, так или иначе, нуждаются в улучшениях. Однако время от времени попадаются отличные прототипы и очень хочется поиграть в такую игру подольше. Именно таким мне показался прототип игры City Hall. Наконец, после двух лет ожидания выпуска этой игры, я стал счастливым обладателем заветной коробки!
Участники игры соревнуются за право стать мэром Нью-Йорка. Чтобы стать мэром нужно получить большинство голосов избирателей. Для этого нужно увеличивать население города и иметь высокий рейтинг среди «добавленного» вами (лояльного вам) населения. Игра состоит из раундов, и каждый раунд соперники выбирают и отыгрывают роли различных должностей. Когда какая-либо роль отыгрывается, происходит аукцион очков влияния (одна из валют игры), и игрок, поставивший наибольшее количество очков влияния, выигрывает аукцион и выполняет действие, связанное с этой ролью. Если игрок, выбравший роль, отказывается от выполнения действия (проигрывает аукцион), он получает очки влияния из ставки, выигравшей аукцион. Роли позволяют покупать земельные участки, застраивать их, запускать кампанию по повышению рейтинга, увеличивать лояльное игроку население города, получать дополнительные очки влияния или деньги, а также изменять очерёдность хода в раунде. Невыбранные роли в конце каждого раунда получают очки влияния, чтобы стимулировать игроков выбирать их в следующем раунде (игрок, выбравший роль с очками влияния на ней, получает эти очки влияния в своё пользование – прим. перев.). Игра продолжается пока один из игроков не повысит свой рейтинг до максимума, или пока игроки не улучшат достаточное количество земельных участков (жетон звезды, символизирующий прирост населения города, дойдёт до максимальной позиции на треке – прим. перев.). Затем проводится последний раунд, где активируются все роли, проводится окончательная проверка численности населения и, наконец, голосование по выбору мэра. Замечу, что у парня из Бостона, который появился на последних минутах игры и не участвовал в ней, нет шанса победить на выборах. Выборы всегда выигрывает один из игроков. Понимаю, что разрушил всю интригу, но это факт (это должно было быть шуткой, хотя мне кажется, что шутка не удалась).
Первое достоинство игры с моей точки зрения – сочетание выбора роли и аукциона за действие этой роли. Эта механика поощряет вас иногда выбирать ненужную роль просто для того, чтобы получить больше шансов выполнить действия ролей, которые вам действительно необходимы. Например, если вы не можете получить много денег от налогов, а ваши оппоненты могут, плюс у вас не так много очков влияния, возможно лучше будет выбрать роль налогового асессора, нежели роль, которую вы действительно хотите выполнить. Надейтесь, что все ваши оппоненты захотят выполнить действие роли налогового асессора, тем самым позволив вам заполучить достаточное количество очков влияния, чтобы иметь возможность оплатить нужное вам действие. И наоборот, если у вас много очков влияния, выбор нужного вам действия может быть очень сильным ходом. Как игрок, выбравший роль, вы имеете право на последнее слово в определении того, кто будет это действие выполнять (игрок, выбравший роль, последним делает ставку – прим. перев.). Если у вас есть достаточно очков влияния, чтобы перебить любую ставку, вы гарантировано сможете выполнить это действие, не поставив больше, чем нужно, и не рискуя, что вашу ставку кто-то перебьёт.
Второе достоинство игры – я не увидел плохих ролей (что впечатляет, так как их целых семь штук). Есть несколько ролей, которые выбирают чаще остальных, но даже самые редко выбираемые роли могут оказать огромное влияние на игровую ситуацию, когда их, наконец, выберут. Наименее популярные, на мой взгляд, роли – заместитель мэра (позволяет вам переместиться в начало очереди ходов в раунде) и лоббист (позволяет получить очки влияния в соответствии с рейтингом, а затем продать или купить очки влияния). Преимущества этих ролей могут показаться незначительными, но очки влияния, которые накопятся на этих ролях за несколько раундов, могут серьёзно повлиять на игровой баланс. Выбор роли заместителя мэра позволит вам в последующих раундах первым выбирать роль (с учётом накопившихся на ней очков влияния), а также избежать лишних трат на сумме ставки нужной вам роли. Выбор роли лоббиста, когда у вас много очков влияния, позволит вам перевести эти очки влияния в деньги, и иногда запас денег получится такой, что наличность до конца партии больше вам не понадобится.
Наконец отмечу, что мне нравится, как игровой механизм «предлагает» игрокам покупать непопулярные земельные участки. Каждый раз при получении нового участка земли вы можете выбрать один из трёх вариантов. На два невыбранных участка кладётся по 5 долларов (при покупке участка земли за него нужно заплатить 20 долларов, но в начале партии каждому игроку несколько участков даётся бесплатно). Если какой-то участок несколько раз не выбирался, на нём может лежать 20 и более долларов, и вы можете выбирать между «бесплатным», но не самым удачным участком, и оплатой нужного вам участка в нужном вам месте. Принятое вами решение (и то, как вы сможете на нём заработать) может сильно повлиять на исход игры.
Итак, похвалы я раздал, теперь игру можно и поругать. Мне кажется, что предигровая раскладка очень сильно влияет на игру. Поймите меня правильно: я хочу, чтобы она влияла на игру, но я не хочу, чтобы это влияние было так заметно. Каждый тип строения, который игрок возводит на участке земли, имеет ограничение по количеству звёзд, которое на это строение можно разместить (звёзды используются для определения прироста населения города и каждый игрок хочет иметь их как можно больше). Каждый тип строений получает или теряет звёзды в зависимости от типов соседних строений. Например, жилой квартал может быть прибыльным, если соседствует с другим жилым кварталом. У жилых кварталов наибольший предел получения звёзд (5) и такие кварталы получают больше звёзд за соседство с другими жилыми кварталами (2), чем любой другой тип строений. Также ваши здания взаимодействуют со зданиями других игроков. Если два игрока начнут партию с жилыми кварталами, граничащими друг с другом, а остальные игроки начнут партию в другом месте и без возможности получить схожее количество звёзд, игроки с жилыми кварталами могут сильно опережать остальных по росту лояльного им населения в течение всей партии, а их оппоненты не будут иметь возможности сократить этот разрыв. Ситуация усугубится, если один из лидирующих игроков сможет разместить ещё один жилой квартал рядом с уже существующим. Я недостаточно много играл в эту игру, чтобы утверждать, что стратегия с жилыми кварталами побеждает все остальные, или что в игре есть единственный «правильный» первый ход. Если быть точным, я так и не думаю, так как любое первоначальное размещение может быть «испорчено» вашими оппонентами. Однако у меня остаются опасения, что раннее лидерство по звёздам практически непреодолимо. Для справки: любые варианты начального размещения, отличные от жилых кварталов, дают вам дополнительные деньги, но приносят меньше звёзд.
Итого, я готов поставить игре 9,5 баллов из 10. Мне понравились те партии, которые я уже сыграл, и я хотел бы поиграть в City Hall ещё. Мне редко попадаются игры, которые оставляют одинаково прекрасные ощущения вне зависимости от количества игроков. Мне понравились партии и на двух, и на трёх, и на четырёх игроков, и я был бы счастлив снова поиграть в эту игру с любым количеством участников.
Если вам нравится City Hall, советую обратить внимание на такие игры, как Goa, Notre Dame и Puerto Rico.
Выражаю благодарность компании Tasty Minstrel Games за предоставленную для обзора копию игры City Hall.
Добавить комментарий