На сайте клуба настольных игр Triominos.ru опубликована заметка, в которой описывается игра Container. Прочитав её вы узнаете, что Контейнер — отличная игра, у которой, к сожалению, подкачало исполнение. Например, фишки окрашены неудачно подобранными цветами и постоянно путаются, а игровые деньги вообще неудобно использовать. Однако несмотря на все эти сложности автор утверждает, что для четверых или пяти любителей экономических настолок сложно найти игру интереснее.
Это самая голландская игра, которую я знаю! Раньше таковой была игра "Before the Wind!", сыграв в нее я думал, что это и есть самая настоящая голландская игра… есть в ней какая-то магия, гармония, которую трудно ухватить, осознать, играешь как во сне…
И вот Container, очередное чудо природы! Уже в процессе объяснения правил, я понял, какая это замечательная игра. И про Before the Wind, конечно, вспомнил, может быть из-за кораблей или скорее из-за модели аукциона. А еще вспомнил вот эту сказку (можно не читать).
Игровой процесс
Процесс состоит в том, что фабрики (machines) производят ресурсы пяти сортов, продают их в гавани, гавани продают их на корабли, корабли продают их на Остров местным. Все счастливы. Все навариваются на перепродажах. Остров скальный без признаков жизни. Не знаю, что это за товары и зачем они там нужны, но кажется, что Остров, где-то в заполярье, — свалка радиоактивных откходов. Их туда привозят корабли и сваливают. Остров поделен обводкой на зоны ответственности игроков. И еще есть общая прибрежная территория. Пристани на острове нет, в отличие от родных городов игроков.
Если бы игра была немецкой, то игрок производил бы товары на своих фабриках, отвозил их на своем корабле в точку назначения и пристраивал куда нужно. Иногда торгуя с другими игроками на рынке.
Но в нашей игре так делать нельзя. Нужно производить товар на своих фабриках и продавать его другим игрокам (больше ничего с ним сделать нельзя, не хотят другие игроки покупать — твои проблемы). Но можно в принципе и не производить. Еще нужно закупать товары в чужих фабриках и размещать их на складе своей гавани. А потом впаривать заходящим в гавань кораблям. Но можно и не впаривать. А еще очень здорово плавать своим сухогрузом по морю, покупать в гаванях товары и отвозить их на главный Остров-свалку.
Когда ты плаваешь кораблем, ты покупаешь ящики в гаванях по той цене, которую запросил хозяин гавани. В свою гавань заходить нельзя. Эти ящики могли быть произведены на твоем заводе кстати. Но придется их покупать на общих основаниях. И наоборот, нужны тебе, например, на Острове черные ящики. Очень нужны. Но почему-то их никто туда не возит. И вот ты налаживаешь на своей фабрике производство замечательных дешовых черных ящиков. Но до портов они не доходят! Не хотят ж/д компании возить твои черные ящики в порт. Оранжевые — возят, черные — не хотят.
Итак, игроку придется одновременно играть за 5 субъектов. Фабрикант, хозяин порта, капитан. Кто еще двое? Сторож свалки на Острове, он торгуется с капитанами при покупке ящиков. А еще рабочий! Фабрики как известно, работают не сами (не совсем сами). Там работают рабочие. И рабочим на вашей фабрике работает ваш сосед справа! Каждый раз, когда ваша фабрика что-то производит, вы платите ему зарплату $1!
Игроку приходится выступать в роли этих пяти личностей попеременно, или даже эти личности поочереди вселяются в игрока. Эта версия звучит глупо, но как еще объяснить, что эти личности никогда не встречаются между собой, а только с ролями _других_ игроков?
Фабрикант устанавливает цены на свой товар в момент его производства, т.е. когда его кто-то хочет купить, торгов не происходит. Фабрикант может передумать и изменить цену на старые товары только, когда произведет что-то еще Аналогично хозяин порта объявляет цену на ящики сразу при их получении. Отношения между капитанами кораблей и жителями Острова более сложные. Когда корабль приплывает на Остров, начинается голландский аукцион. Все игроки предлагают деньги в кулачке от имени своих сторожей (кроме того игрока, который atm капитан). Капитан выбирает самую высокую ставку, берет ее себе, получает из банка еще столько же денег(!), ящики сваливает на территорию победителя аукциона. ЛИБО, капитан вываливает кубы на свою территорию Острова, заплатив в банк максимальную из предложенной другими игроками ставки.
Продолжается это безумие, пока в банке не кончатся ящики двух сортов из пяти. После этого происходит конкурс "образцовая свалка" aka подсчет победных очков. Очки Доллары, они выступают и победными очками тоже, дают по секретному прейскуранту(!), который каждый игрок получает в начале игры. Например, у меня был такой: $10 за бежевый ящик, $10 за белый ящик (но только если есть ящики всех 5 сортов), $6 за черный ящик, $4 за коричневый ящик, $2 за оранжевый ящик. Чтобы не скучно было, перед этим каждый игрок сбрасывает в море самую длинную масть, т.е. мне надо было копить как можно больше бежевый ящиков + еще больше морквы, чтобы торжественно ее утопить!
Дизайн
Дизайн суров.
Во-первых, очень интересные цветовые решения. Из пяти цветов ресурсов два цвета (коричневый и коричневый) путаются даже при идеальном освещении. В уютном полумраке ресторана третий цвет (оранжевый) будет равен этим двум. Цвета игроков тоже не классические, но по крайней мере различимы без проблем. Цветом игрока отмечена зона на Острове, его корабль этого же цвета, а еще тоооненькая полоска внизу его игрового листа.
По поводу кораблей. Они керамические (гипсовые? я не разбираюсь) и очень суровые, мне не понравились. Игровые листы очень скучные. Часть цифр на них написана вверх ногами, видимо, чтобы они были виднее тем, кто у вас покупает. Но проблем для игрового процесса это не создает.
В-третьих, в игре есть деньги. Это карты, размером меньше стандартного. Номиналы банкнот $1, $2, $5, $10, $20. Надписи на деньгах обрезаны полями, но это мелочи. Главная подстава, как вы наверное уже догадались, в том, что их неудобно зажимать в кулачке. То бишь предлагать сколько-то денег в темную. Особенно явно отличается ноль денег от не ноль. Имхо, лучше взять круглые деньги из другой игры.
Итоги
Это замечательная игра для расширения сознания! В игре сбалансированная экономическая модель с инфляцией, кризисами перепроизводства и другими эффектами. А еще интересно, можно ли выиграть, не играя какие-то из основных ролей, например, не продавая ничего в своем порту? Формально этому ничего не мешает. (Форумы на БГГ не смотрел, сразу предупреждаю)
Важно, что один игрок ничего вообще не может без помощи других. И очень зависит от их действий. Если все кроме одного будут бойкотировать игру, конец никогда не наступит. И еще игроки могут устраивать преступные сговоры, предлагая завышенную цену друг другу при продаже товаров на Остров. При этом будут возникать лишние деньги из банка. По этим причинам я не рекомендую играть в это втроем, только 4-5. Пожалуй, возможность преступных сговоров и недобросовестной концкурецнии — главный недостаток.
Подтверждаю — отличная игра. Правда я скорее к минусам отнес бы длинное время партии, нежели возможность сговоров.