Dan Edelen, один из авторов сайта Gaming Trend, в своём обзоре новой игры Людовика Моблана и Бруно Каталы «Desperados of Dice Town» приходит к выводу, что практически по всем параметрам новинка проигрывает King of Tokyo, но как недорогой дуэльный дайсомёт она вполне неплоха. На русский язык материал перевёл Сергей Синцов

Последние несколько лет игровой мир наблюдал всплеск популярности настолок, основанных на бросках кубиков (дайсомётов). Мы увидели King of Tokyo, Quarriors, Zombie Dice, Alien Frontiers, Castles of Burgundy, Marvel Dice Masters и т.д. Desperados of Dice Town от издательства Matagot, распространяемая Asmodee, также намеревается получить свою долю в растущем сегменте подобных игр.

Поддерживая ещё один тренд в мире настольных игр, действие новинки разворачивается в игровом мире Dice Town, который впервые явил себя в одноимённой игре известных авторов Людовика Моблана (Ca$hnGun$, Cyclades, Mr. Jack) и Бруно Каталы (Cyclades, Mission Red Planet, Five Tribes). Людовик и Бруно объединились для разработки нескольких успешных проектов и взяли в команду художника Pierô для создания этой игры в сеттинге Дикого Запада.

Что в коробке?

Внутри небольшой коробки вы найдёте:

  • 48 картонных покерных фишек номиналом 1, 5 и 10 долларов.
  • 28 карт Дикого Запада
  • 20 карт бандитов: 4 банды по 5 персонажей в каждой.
  • 4 карты банд (с одной стороны описание банды, с другой – описание действий Умника). Названия банд: Los Libertadores, Red Damnation, Mavericks и
  • 4 одинаковых шестигранных кубика со сторонами: Босс, Леди, Плохой, Злой, Умник, действие.
  • Правила игры на четырёх страницах.

Нижняя часть коробки содержит вставку с наклонными краями, в которую невероятно удобно бросать кубики. Отличная задумка!

Качество компонентов приемлемое, гравировка на кубиках сносная, но окраска гравировки не так хороша, как в Seasons, например. Размер кубиков – 5/8 дюйма, что не дотягивает до стандартов King of Tokyo с кубиками размером 3/4 дюйма и до огромных кубиков в Seasons, размером 7/8 дюйма.

Двусторонние карты бандитов показывают одного и того же героя в тюрьме и на свободе. Одна из механик игры – вращение стороны с изображением героя в тюрьме вдоль набора цифр по краю карты (подобно вскрытию банковского сейфа) для освобождения бандита. Именно поэтому карты бандитов круглые, размером с подставку под пивной бокал. Карты на ощупь немного кажутся пластиковыми (возможно они имеют специальное покрытие). Скорее всего, это позволит служить им дольше обычных. Карты Дикого Запада толще, но без покрытия.

Мультяшное оформление хорошо сочетается с темой игры.

Правила игры

Цель игры – освободить своих бандитов из тюрьмы и расстрелять сидящих в тюрьме бандитов других банд (что выражается в потере денег контролирующим банду оппонентом). Для победы нужно первым освободить всех пятерых участников своей банды, имея при этом на руках больше всего денег, или просто обанкротить всех оппонентов.

В начале игры каждый игрок получает фишками $50, и выкладывает карты членов своей банды стороной «в тюрьме» вверх слева направо в порядке убывания максимального номера по краю карты (Босс — 6, Леди — 5, Плохой — 4, Злой — 3, Умник — 2). Число определяет количество «поворотов» карты бандита, которые нужно выполнить для его освобождения.

На каждом кубике 6 пиктограмм, пять из которых соотносятся с участниками банды:

  • Перекрещенные кольты – Босс
  • Пистолет дерринджер – Леди
  • Нож – Плохой
  • Кулак – Злой
  • Бутылка виски – Умник
  • Взрыв – действие

Игрок может бросать и перебрасывать любые или все кубики три раза за ход. Три одинаковых пиктограммы персонажа (не считая действий) позволят игроку посмотреть три карты Дикого Запада и оставить себе одну. Четыре одинаковых пиктограммы персонажа (не считая действий) позволят игроку посмотреть четыре карты Дикого Запада и оставить себе две. Если после трёх бросков ничего полезного не получилось, игрок просто берёт себе одну карту Дикого Запада. Эти карты изменяют правила игры и их можно играть только в свой следующий после покупки ход. На каждой карте указано, как и когда она действует. Например, «Облегчённый» заставляет другого игрока в текущем ходу кидать два кубика вместо четырёх, а «Мэр» отменяет эффект любой карты, сыгранной другим игроком.

Однако это дайсомёт, а не карточная игра.

Комбинация пиктограммы персонажа и действия даёт вам возможность выполнить этим персонажем одно действие. Пока персонаж в тюрьме, действие заключается в повороте его карты на 1 цифру ближе к освобождению (к символу ключа). За один ход персонажем можно выполнить столько действий, сколько символов действия выпало на кубиках. Если персонаж уже на свободе расшифровка действий указана на его карте. Обычно это потеря денег другими игроками. Например, если ваш Босс на свободе, и в результате бросков вы получили три действия и перекрещенные кольты, каждый игрок, чей Босс ещё в тюрьме, сбросит из своего запаса $18.

Это и является основной стратегией. Заставить других игроков потерять деньги можно только при помощи своих освобождённых персонажей, и только если идентичный персонаж оппонента ещё в тюрьме.

Рассмотрим пример:

Игрок 1: освобождены Босс и Леди.

Игрок 2: освобождены Босс и Умник.

Игрок 3: освобождены Злой и Умник.

Если игрок 1 выбрасывает дерринджер, перекрещенные кольты и два действия, он может:

  • Назначить оба действия на Босса и заставить игрока 3 потерять $12.
  • Назначить одно действие на Леди и заставить игроков 2 и 3 потерять по $5, а второе действие на Босса, чтобы игрок 3 сбросил ещё $6.
  • Назначить оба действия на Леди, чтобы игроки 2 и 3 потеряли по $10.

Если то же самое сочетание кубиков выбросит игрок 2, он может:

  • Назначить оба действия на Леди и повернуть соответствующую карту два раза, чтобы приблизить её освобождение.
  • Назначить оба действия на Босса и заставить игрока 3 потерять $12.
  • Назначить одно действие на Леди, чтобы приблизить её освобождение, а второе на Босса, чтобы облегчить игрока 3 на $6.

Чтобы добавить разнообразия, банда каждого игрока и бандиты в её составе имеют уникальный внешний вид. Помимо этого, Умник в каждой банде имеет своё особое, отличное от других действие. Например, Умник в банде Oleson (Дядюшка Пат) может ускорить освобождение заточённого партнёра или даже освободить его при нужном сочетании действий и бутылки виски.

Все сброшенные покерные фишки выходят из игры. Первый игрок, который освободит всех своих бандитов, имея при этом в наличии больше денег, чем оппоненты, становится победителем. Если такой игрок не лидер по деньгам, он может выиграть, если станет таковым в одном из следующих ходов. Если все игроки кроме одного стали банкротами, этот игрок выигрывает, даже если кто-то из его бандитов остался в тюрьме.

Впечатления от игры

В партии на двоих игра кажется спринтом по освобождению бандитов, занимающим по времени примерно 25 минут (что и указано на коробке). К сожалению, партия на четверых больше похожа на марафон. В то время как лимит в 10-15 минут на игрока в партии на двух человек вполне соблюдается, в партии на четырёх человек этот лимит скорее 15-20 минут на игрока, так как каждому необходимо отслеживать лидера по деньгам, определять кому какой картой можно нанести больший урон, какие участники банд освобождены и т.д.

Некоторые дайсомёты управляются большим количеством кубиков, и эти кубики часто отличаются друг от друга. В этой игре четыре одинаковых кубика. Это ограничивает не только доступные комбинации, но и снижает интерес. Пятый кубик, особенно если бы он отличался от остальных и давал шесть новых предметов, мог бы оживить игру и придать ей большую глубину. В одной из моих партий девушка за 9 раз (три хода) не выбросила на кубиках ничего, что ей было необходимо, и ей приходилось каждый раз брать совершенно ненужную карту. Слишком много случайности и ограничений.

Использование карт Дикого Запада для изменения атаки, защиты и взаимоотношений с другими игроками не является новой механикой, так что авторам стоило более интересно продумать этот момент. Вместо этого мы получаем небольшую колоду, большинство карт в которой дублируются. В сочетании с небольшим количеством кубиков игра становится менее интересной, чем могла бы быть.

Некоторых участников эти ограничения могут привести к ощущению, что «игра играет игроком». В этом обвиняют настольные и карточные игры, а также игры на кубиках, в которых рандомизатор (в данном случае кубики) не даёт широкого выбора действий. Лучшая стратегия игры в Desperados of Dice Town частенько либо слишком очевидна, либо не существует в принципе.

Есть ли в игре хоть что-то хорошее? Да. В неё легко играть, правила просто объяснить, и она стоит всего $25.

Настало время вспомнить о King of Tokyo.

В King of Tokyo несколько похожих игровых механик (иногда противоположных по действию):

  • Два состояния, меняющих механизм игры с точки зрения игрока (KoT – в Токио и вне его, DoDT – в тюрьме и на свободе).
  • Карты изменяют правила игры.
  • Набор значений на кубиках (как в Yahtzee) определяет действия.
  • Кубики используются для атаки других игроков (KoT – лапы, DoDT – действия + персонажи).
  • Кубики используются для улучшения положения персонажей (KoT – вылечить раны, DoDT – сбежать из тюрьмы).
  • Наборы одинаковых значений используются для поощрения игрока (KoT – победные очки, DoDT – карты Дикого Запада).
  • Наборы значений на кубиках используются для получения карт (KoT – через жетоны энергии, DoDT – непосредственно).
  • Игроки выходят из игры при полной потере очков (KoT – жизнь, DoDT – покерные фишки денег).
  • Игроки изменяют состояние своих персонажей поворотом (KoT – счётчики на планшете монстра, DoDT – карты бандитов).

В каждой партии Desperados of Dice Town, в которой я принимал участие, кто-то из игроков обязательно восклицал: «Мне больше нравится King of Tokyo»! Другими словами, каждый, кто играл в King of Tokyo, понял, как похожи эти две игры.

По сравнению с Desperados of Dice Town в King of Tokyo больше (в целом и различных) кубиков, намного больше изменяющих игру карт, больше вариантов выбора, сильнее связь между персонажем игрока и доступными ему при помощи карт и кубиков действиями, а также более захватывающий способ принятия решений на удачу. К тому же, монстр на подставке усиливает связь между игроком и персонажем. Наконец, встаёт вопрос: гигантские монстры, рвущие друг друга в клочья, или бандиты и их хитрые дуэли? Большее количество лучших игровых решений даёт преимущество King of Tokyo. Есть ли недостатки? King of Tokyo стоит на 20 долларов больше, и играть в него меньше, чем вчетвером, неинтересно. Кстати, лимит игроков в King of Tokyo – шесть, что на два больше, чем в Desperados of Dice Town.

Выводы

Нужно ли вам покупать эту игру?

Некоторые игроки предпочитают не покупать несколько однотипных игр. Это называется «правило Джонса» (в честь Коди Джонса, ведущего в прошлом популярного игрового подкаста Game On! With Cody and John).

Применительно к данной ситуации это правило звучит как «простой, семейный, конфликтный дайсомёт на составление наборов с ценой меньше 50 долларов». Если цена является важным фактором, вы в основном играете вдвоём, и у вас ещё нет King of Tokyo, рассмотрите вопрос покупки Desperados of Dice Town. Во всех остальных случаях лучшим вариантом будет King of Tokyo.

Название игры: Desperados of Dice Town
Авторы: Людовик Моблан и Бруно Катала
Издательство: Matagot, распространяется Asmodee
Год: 2014
Количество игроков: 2-4
Возраст: 8+
Время партии: 25 минут
Механики: броски кубиков
Сложность: Простая-Средняя – «Бабуля сможет поиграть и даже объяснить правила»
Стоимость: $25
Рейтинг: 65 из 100