Одной из ожидаемых новинок, представленных на последней выставке в Эссене, стала градостроительная игра издательства AEG «Dice City». Автор блога GoPlayListen Крис Марлинг в своём обзоре отмечает, что в игре властвуют случайность и даунтайм, и ничего принципиально нового она, к сожалению, собой не представляет, хотя и является неплохим гейтвеем. На русский язык материал перевёл Сергей Синцов.
Dice City – новый градостроительный дайсомёт с управлением ресурсами для одного-четырёх игроков, придуманный Вангелисом Багиартакисом. Поскольку в игре несколько условий завершения партии, её продолжительность может меняться, но обычно вам потребуется около часа свободного времени.
На коробке стоит ограничение по возрасту 14+. Не понимаю, почему так. Возможно, это как-то связано с законами, касающимися компонентов. Я уверен, что 10-летний ребёнок прекрасно справится с освоением правил.
В свой ход игрок бросает индивидуальный набор кубиков и размещает результаты в локациях своего города. Город представлен в виде сетки, колонками которой служат значения на кубиках, а рядами – цвета кубиков. Затем игрок использует свои кубики, чтобы улучшать здания в городе или зарабатывать победные очки.
Оформление игры довольно милое, и сделано неплохо, но понравится далеко не всем. В комплекте имеется 4 планшета игроков, 20 кубиков, более 70 картонных жетонов и более 150 небольших карт. Качество компонентов очень хорошее. С учётом того, что хотят за новинку меньше £30, это вполне приемлемое сочетание цены и качества.
Правила игры
Игроки, знакомые со стандартными механиками застройки по шаблону, размещения рабочих и управления ресурсами не найдут для себя в этой игре ничего сложного.
Хотя это не совсем семейная игра, мне кажется, она вполне подходит под определение «гейтвей». В каждом раунде у вас будет не очень много вариантов действий, да и те, что будут, не сильно отличаются друг от друга. В игре нет скрытой информации (кроме некоторого количества победных очков), поэтому в первых раундах помочь менее опытным игрокам будет легко.
Итак, у каждого игрока есть город в виде сетки 6*5 и пять шестигранных кубиков разных цветов. Игрок бросает кубики и выставляет их в свой город строго в соответствии с выпавшими результатами. Каждая ячейка города представляет собой строение, дающее игроку ресурсы (для строительства новых строений), военную силу (для сражений) или сразу победные очки.
Игрок может использовать каждый кубик в том строении, на котором тот находится, а может потратить один кубик, чтобы передвинуть другой на соседнее, более тактически полезное, строение. Затем игрок получает очки и размещает новые карты строений поверх имеющихся. Они помогают повысить процент удачных бросков для выполнения стратегии на игру.
Очень важно наблюдать за оппонентами. Как только один из игроков улучшит два ряда своего города новыми строениями, игра окончится. Есть и другие условия окончания партии, но у нас чаще всего случалось именно это.
Если вы планируете замысловатую стратегию, имеет смысл убедиться в том, что никто не стремиться использовать быстрые, хоть и приносящие мало очков, военные действия.
Четыре точки зрения
Итак, есть я и три придуманных игрока, которых я «описал» по особенностям и стилям игры моих друзей.
- Писатель. Эта игра – отличный гейтвей для будущих градостроителей. Подобно тому, как Lords of Waterdeep использует механику размещения рабочих, здесь взяли из набора разработчика компоненты для застройки по шаблону и представили их в более простом виде. Стратегии получения победных очков кажутся сбалансированными, и если вам нравятся несложные игры подобного типа, вы не будете разочарованы, но и удивить вас эта игра не сможет. Она предлагает ровно то, что написано на коробке.
- Мыслитель. Неужели в градостроительных играх мы ещё не ушли от простых бросков кубиков и надежды на удачу? Здесь я могу контролировать ход игры только удачными бросками или тратой кубика. Здесь фортуна благоволит удачливым. Я тоже могу быть таким везунчиком, если больше никогда не сяду за эту игру. В ней нет ничего интересного для серьёзного стратега.
- Агрессор. Мне нравится кидать кубики и взаимодействовать с оппонентами. В Dice City всего этого полно, так почему же игра мне не нравится? Как и в Race for the Galaxy и Deus здесь можно легко встать на скользкую тропу войны. У вас даже будет шанс порушить строения оппонентов (получив немного победных очков) и заставить их восстанавливать эти строения за кубик, если они снова хотят их использовать. Но в этом случае твои ходы настолько линейны, что игра становится скучной. Остальные строят свои красивые движки, а ты в это время слегка им мешаешь. Тоска!
- Дилетант. Мне игра понравилась, так как в ней много тактик. Конечно, вам может немного не хватить удачи, но это ведь игра на кубиках! Вы знали, на что шли! Оформление простое и красочное, как и сама игра. Несмотря на то, что другие игроки могут атаковать ваши строения, это не проблема. Если хотите, можете выстроить на них защиту. Все обозначения понятны, и выбор карты обычно не затягивается. Разновидностей строений много, поэтому игра не надоедает однообразием. Отличная штука!
Основные замечания
В игре много случайности. Вы можете купить отличные строения, и ни разу их не использовать, в то время, как ваши соперники, будут каждый ход попадать туда, куда им нужно. Если вам не нравятся игры с большим влиянием удачи, коробка честно предупреждает вас об этом крупной надписью.
Игра требовательна к свободному месту. В партии на четверых наш стол 150*90 см был полностью использован под игру, а двум игрокам даже пришлось повернуть свои планшеты на 90 градусов. Обычно это не проблема, но я счёл нужным отметить данный нюанс.
Даже с большим столом, четыре игрока – слишком много. Если несколько игроков в свои ходы проводят серьёзные операции с ресурсами, даунтайм будет довольно болезненным. В этом случае сложно сосредоточится даже на одном сопернике (помните, что на планшете каждого игрока 30 ячеек), не говоря уже о трёх. Партия на двух и трёх игроков вполне управляема.
Хотя, даже с тремя игроками даунтайм может стать проблемой, если броски неудачные или игрок совершает сложные манипуляции с ресурсами. После первых пяти-шести ходов потенциально выигрышная военная стратегия обычно превращается в стандартные ходы типа «Я атакую локацию X и деактивирую её». Если атакованный игрок превратит X в Y, чтобы получить Z, а затем превратит Z в P и позаботится о Q, такое положение дел может быстро вам надоесть. И именно активный игрок будет увязать в сложных картах и комбинациях.
В игре довольно неплохой сольный вариант. Он заставляет игрока набрать как можно больше очков за ограниченное количество раундов с учётом быстрой смены карт. Поскольку обычная игра не сложна, более трудная сольная версия производит приятное впечатление. Если вам нравится играть в одиночку, и вы любите игры такого жанра, она стоит того, чтобы попробовать.
Заключение
Поскольку я игрок со стажем, Dice City показалась мне очень ординарной. Я с большим удовольствием предпочту поиграть в Race for the Galaxy и Deus.
Однако и в Dice Town я тоже буду играть. В группах, где нужны гейтвеи, она может стать отличным вариантом, позволяющим объяснить некоторые сложные моменты обширного игрового мира. Я могу пережить этот невысокий уровень случайности, и, за исключением небольшого даунтайма, не могу назвать отрицательным опыт, приобретённый от этой игры. Однако и положительным тоже назвать не могу.
Все участники нашей ячейки считают, что игре чего-то не хватает. Я думаю, что, несмотря на красивое оформление и приятные компоненты, ей не хватает души. Она не рассказывает историю, в ней нет реальных людей, и интереса к игре я тоже не почувствовал. Каждый год появляется около тысячи новых игр, но что предлагает нам эта новинка? Она не тематична, в ней нет оригинальных идей. Это просто альтернативное использование обычного набора механик. К сожалению, этого явно недостаточно.
Судя по описанию — нечто среднее между «Поселенцами» (ресурсы и свойства карт) и «Мачи коро»(кубик и градостроение). «МК» при всей своей рандомности претендует на наличие стратегии по отстройке собственного города. Кто играл подскажите — есть ли здесь подобное? Или просто голимый рандом, создающий иллюзию выбора?