На сайте "Настольные игры для всех" опубликован перевод статьи Тома Васселя, посвящённой обзору игры Doom. В этом материале довольно подробно описываются правила игры и отмечается традиционно высокое для FFG качество исполнения всех компонентов.
В то же время Том Вассель предупреждает, что играть в эту настолку будут не все:
…эта игра подойдет не всем – моя жена, например, точно не станет в нее играть. В то же время, немало людей будут в восторге от «Дума». Время игры зависит от сценария, но у нас уходило обычно около двух часов. То были два часа сплошного удовольствия, практически без даунтайма, с радостными криками и весельем. Если твой морпех погибает – ничегострашного! – просто «воскреси» его и продолжай играть. Игра проходит достаточно интенсивно и морпехам, чтобы победить нужно постоянно помнить о выполнении своего задания; но это так увлекательно! Среди всех игр, которые я представлял в своем игровом клубе, эта привлекла больше всего новых игроков – даже больше чем Heroscape! Дети умоляют меня принести «Дума» на каждую игру нашего клуба. Впрочем, взрослые игроки тоже отлично проводят время. «Doom» не слишком сложна как стратегическая игра (хотя, я считаю, что тактического разнообразия ей не занимать), но она весьма увлекательна.
Я бы не поставил «Дум» в свою первую десятку игр – она интересная, увлекательная, но все же довольно простая; однако я с удовольствием сыграю в нее, когда настроен на геймплей в стиле убей-их-всех (что случается не редко). Эта игра привлекает множество новых игроков-детей в мой игровой клуб, что без сомнения здорово; физически игра выполнена на очень высоком уровне, ее приятно видеть на столе. Конечно, она подходит не всем; но мне она нравится. Я бы поставил ей «9» из «10». Если вы ищите хорошую настольную игру, сделанную по мотивам компьютерной, и если вам нравится «ползать в катакомбах», то «Doom» — это как раз то, что нужно. Можно сказать, что это современная классика, так что не стоит оплакивать «Space Hulk». В «Doom» можно играть даже вдвоем. Если Fantasy Flight Games продолжит выпускать подобные игры, то очень скоро она будет вне конкуренции. Удовольствие, тема, отличные компоненты – все это вы найдете в этой игре.
На форуме Ролемансера в адрес Doom высказываются ещё более строгие упрёки:
Единственное, что вызывает в этой игре интерес — это исследование карты уровня и вытягивание карточек-модификаторов пехотинцев в начале игры. Собственно, эти два фактора и определяют весь процес игры. Какие карточки вы получите в начале игры, от этого зависит, как далеко продвинитесь. Ну и насколько угадаете в порядке исследования карты. Однако незная карту выиграть пехотинцам невозможно в принципе. Зная же карту выиграть хоть и возможно (хотя очень сложно и необходимо недюжее везение), но игра становится уже не интересной, т.к. от действий пехотинцев реально ничего не зависит — с самого начала игры мы уже знаем, какие у нас есть бонусы, как ими надо пользоваться, и как и куда идти. Всё решает рандом. Обычно после 30 минут игры становится ясно, что карту пройти не получится, и игра превращается в унылое ожидание, когда же мастер наберёт уже 6й фраг (что ознаменует конец игры и поражение).
Ну, то есть в коробке мы получаем 5 уровней (один из которых, а именно второй, не проходим вообще никак), и весь интерес в их исследовании. При этом один из игроков "жертвует" собой, чтобы быть мастером, остальные получают немного фана открывая карту, но этот фан омрачён тем, что всем ясно, что победить в этот раз не получится, и тем, что в процессе исследования карты надо совершать кучу рутинных действий по киданию кубиков, движению монстров и пехотинцев, длительному достраиванию карты и т.п.
Ну и после этих пяти уровней (+5 в дополнении), играть в игру уже смысла нет (м.б. есть фанатские уровни, но "из коробки" мы их не получаем, а потому опустим). Плюс огромный дисбаланс в сторону монстров (особенно если пехотинцев 3 — они все всумме могут умереть только 4 раза + 1 раз "промотать" колоду у мастера, пятая смерть — Game Over). В правилах есть множество "модов", из которых можно попытаться собрать что-то сбалансированное, но нам это сходу сделать не удалось. Либо пехотинцы мега-звери и рвут монстров голыми руками, либо сливают в самом начале, а дальше только оттягивают получение мастером шестого фрага.
С расширением можно играть дизматч (вплоть до 3 на 3), но мы не пробовали. Для войнушки есть игры с гораздо более интересной и менее рандомной механикой, например тот же Nexus Ops.
В общем, по-видимому, Doom — не такая уж интересная игра. Её исполнение на высоте (всё-таки, игра от Fantasy Flight Games), а вот механика подкачала. Поэтому мой вам совет: если хочется поиграть в "стрелялку", попробуйте Нашествие зомби.
Обидно, что обзор вышел после того как мы приобрели эту игру. Постараюсь быть конструктивным:
Плюсы:
Отличное оформление. Все очень просто сортируется.
Отлично выполненные фигурки.
Внятное и понятное описание игрового процесса.
Желание сыграть в игру появляется с первых секунд, после открытия коробки.
Качественный перевод.
НО, Минусы:
Не сбалансированный игровой процесс. Либо десантники «рвут» мобов. Либо «мастер» не дает шанса десантникам.
Играть скучно. В первый раз, интерес добавляет «закрытая карта». Во второй ту же карту играть не интересно.
Нормальная партия, в которой стороны более менее сбалансированы стороны проходит часа 4, никак не 2.
Общее: Играть не интересно. Даже «модифицировать» игрувводя свои правила желания нет. Давно хотели попробовать игры такого плана и сильно разочарованы. Игра практически сразу «легла на полку». Играем в «каргазон», «сетлеров», «цивилизацию» и «манчикина».
P.S. – играли вчетвером 2 «мальчика» и 2 «девочки». Так же пробовали игру втроем и вдвоем. Вдвоем вообще неинтересно играть.
здесь я вижу два мнения. Одно возвышает, другое унижает. я хочу выступить в пользу первого. я скажу по факту — мы забросили все(!) игры которые были в офисе (а их уже с десяток). чтобы поиграть в эту игру, начинают выстраиваться очереди (уж полный комплект из 4 игроков всегда….). играть очень интересно и вдвоем, и втроем, и вчетвером. проверено на себе. на механику жалоб нет — все очень просто и удачно сбалансировано. Тот факт, что сложно пройти миссии, наоборот, поддерживает спортивный интерес к игре. высказывая общее мнение по крайней мере 6-ти человек, мы нарекли эту игру «Doom: Jagged Aliance edition» из-за большой похожести механики боев и устрашающего общего антуража игры.
ЗЫ…есть у меня подозрение, что игра не нравится более искушенным игрокам, хотя встречаются и исключения.
Мастер на то и мастер, чтобы корректировать баланс игры. Если он этого не умеет, играйте в пасьянс.