Тов. Amsh прислал мне собственный обзор игры Drakon (третья редакция). Обзор получился занятным и обстоятельным. Помимо практически традиционного для многих русскоязычных описаний пересказа правил, в нём есть ещё и личные впечатления, дополнительные варианты правил, а также сравнение Drakon с другими играми "про подземелья".
Дизайнер: Том Джолли
Время игры: около 40 мин.
К-во игроков: 2-6 человек
Игровая механика: карточная игра, сборное поле
Рейтинг игры на BGG: 6.461. Сюжет
Представьте себе dungeon, начисто лишенный всего того, что больше всего ценится в играх такого типа – ловушек, зомби-скелетов, всяческих монстров и т.д. и т.п. – и вы получите полное представление о подземелье Drakon*a. В этом подземелье дуют сквозняки, играет какая-то музычка, привлекающая внимание приключенцев, взрываются, вращаются и летают разные комнаты, разбросаны магические порталы, однако в целом подземелье – ПУСТОЕ. Лишь один монстр нарушает унылую пустоту этого места – неубиваемый Дракон.
Как и в ролевых играх, в начале игры у вас есть выбор – кого из искателей приключений взять в поход по подземелью. Однако различия между героями минимальны: у каждого из них одно спецсвойство, использовать которое он может лишь однажды за всю игру. Нет привычного для любителей ролевых игр распределения атрибутов и параметров – силы, ловкости, здоровья и т.д. Нет и инвентаря…
По сравнению с другой игрой этого автора — Cave Troll, погружение в атмосферу игры более глубокое, так как у каждого игрока свой персонаж, да и цель похожа на цель в ролевых подземках – нахапать побольше золота и уйти. Но понравится ли подобный сюжет любителям ролевых игр? Я думаю ответ ясен – конечно нет. Это просто не та игра, о которой можно думать при взгляде на коробку. Фэнтезийный сюжет, как и в других играх этого автора, просто притянут за уши к игровой механике.
2. Игровая механика
Игровая механика в «Драконе» складывается из двух основных составляющих:
• Во-первых, выкладываемое (и динамически изменяемое в процессе игры) игровое поле
• Во-вторых, перемещение персонажа по игровому полю в соответствии с игровыми правилами
Таким образом, строго говоря, эта игра не может быть отнесена к играм на доске. Это карточная игра с большой долей случайности, в которой роль карт играют тайлы комнат. Однако, в отличие от карточной игры, реализация эффекта карты происходит не после ее выкладывания, а после того, как персонаж на нее наступит. Это очень важный нюанс, имеющий практическое значение. Дело в том, что в свой ход каждый игрок или может выложить карту комнаты на игровое поле, или пойти своим персонажем по стрелочкам на одно поле. Получается, что игрокам невыгодно держаться вместе, так как если, к примеру, игрок выкладывает перед собой комнату с монетой, то в случае, если рядом с ним стоят фигурки противников, то первыми монеты получат они. Таким образом, теоретически обоснованной выглядит тактика обманывания и торможения своими картами других игроков.
Однако у нас на практике выходило другое: мы играли вдвоем, и у нас формировалось 2 разных «хороших» коридора с монетками, и с периодическими гадкими эффектами для соседа. Периодически между нами метался обезумевший Дракон в надежде хоть кого-то съесть J. В общем, на мой взгляд, игровая механика работает (хотя и не так, как думалось при знакомстве с игрой) на твердую пятерку.
3. Правила игры.
Правила написаны понятно и хорошо (даже для тех, кто читает и переводит, как и я, со словарем), занимают 2 странички и содержат иллюстрированные примеры. Кроме базового, как и в других играх этого автора, имеются альтернативные варианты, для повышения игрового интереса и реиграбельности. В целом же правила объясняются за 5 минут (от силы еще 5-10 минут понадобится для объяснения эффектов комнат, но для этого каждому игроку дается памятка).
Вкратце правила выглядят так: На руках у каждого игрока по 4 комнаты, сделав ход, мы добираем до 4-х карт из колоды. В свой ход мы можем или выложить комнату, или походить персонажем. После того как персонаж зашел в комнату, наступает ее эффект и мы выполняем условия этой комнаты. Условия эти различны, они могут быть полезными, и вредными для игрока (потерял/нашел монету, повернул комнату, полетел куда надо и т.д.). Некоторые комнаты позволяют в ходе игры модифицировать игровое поле: уничтожить комнату, на которой, естественно, никто не стоит, поменять карту с руки с комнатой на поле. Ну и так дальше. Интересно, что некоторые карты позволяют вызвать и двигать дракона, отбирать золото у других игроков, управлять их фигурками – в общем, всячески усиливают внутриигровое взаимодействие.
Изначально предполагается, что все персонажи лишены каких-либо способностей и различаются только внешним видом, однако в варианте «Heroes!» приводятся эти спецсвойства.
1. Рыцарь – может лишний раз придержать монету
2. Амазонка – может разок пробежаться через комнату
3. Маг — может пойти один раз не по правилам (не по направлению стрелки)
4. Гном – может один раз поменять все тайлы в руке
5. Вор – находясь на одной клетке с другим игроком, может украсть у него монету
6. Варвар – находясь на одной клетке с игроком, может выгнать его из комнаты по своему выбору
Использовать их можно лишь однажды, и для учета того, использовал ли ты свою способность, игрокам выдаются маркеры в виде глаза. Ну и соответственно, использовав свою способность, маркер с глазом надо скинуть. За это игроки окрестили данное мероприятие, как «ВЫРЫВАНИЕ ГЛАЗА». Скинуть больше одного глаза нельзя (не ходить же по подземелью слепым :).
Цель игры – набрать 10 золотых (по номиналу, а не по количеству очков). Золото в игре имеет разный номинал 1, 2, 3 . Из-за того, что монеты вытягиваются вслепую, и противнику не показываются, он может только приблизительно догадываться о том, сколько золотых у тебя. С конечной целью также имеются альтернативные варианты – играть до большего количества золота, вести учет монет по количеству, а не по номиналу, и т.д.
Лично мы вдвоем играем так: играем со спецсвойствами персонажей, до 20 монет по номиналу, набравший 20 золотых должен выскочить в «дверь» (карта Escape). После этого игра заканчивается.
4. Все познается в сравнении
Игр с подземельями такое множество, что сравнивать можно до утра. Понятно, что в связи с глобальными различиями в игровой механике, сравнивать игру с такими ролевками, как Descent, или Castle Ravenloft, или Claustrophobia, нет смысла. Из общего тут только подземелье. Противостояние между игроками в Драконе состоит в возможности модифицировать игровое поле во время игры. И вот тут круг сравнения сужается.
Dungeon Twister – возможность модификации игрового поля появляется тогда, когда игрок наступит на определенную клетку в определенном месте подземелья. Суть модификации заключается в повороте тайла одного цвета по/против часовой стрелки, что в теории должно усложнить жизнь противнику. На практике такие повороты усложняют жизнь всем. Вообще с DT такая история – кажется, что это стратегия, но просчитать ходы противника крайне сложно. Повороты игрового поля только усложняют игру. На мой взгляд, уж лучше бы поле собиралось в начале игры и не двигалось. Эта возможность – интересный, но лишний элемент игровой механики DT.
Dungeon Quest – отличная игра, в которой выкладывание тайлов подземелья служит цели «проложения маршрута» к центру игрового поля. Модификации игрового поля в процессе игры как бы и нет, но всегда есть альтернативные варианты маршрута. Вообще, когда мы играем в DQ есть ощущение, что это не игроки играют друг с другом, а игра с игроками. Простите тавтологию. Взаимодействия, по сути, гораздо меньше, чем в Драконе.
Master/Amazing Labirinth – на самом деле, по-моему, гораздо ближе всех к Дракону. Игровое поле модифицируется каждый ход, на этом элементе, как и в Драконе, построен игровой процесс. Но вариантов затруднения игроку жизни, т.е. взаимодействия, опять — таки меньше, так как все сводится к загону противника в тупик. Хотя в «Мастере» также есть фигурка дракона, эпизодически прожигающая туннели лабиринта пламенем, управление им случайное (с помощью специального кубика). Кроме того, случайное расположение жетонов, необходимость собирания их в правильном порядке, на мой взгляд, перегружают интересную игру. Есть, конечно, и плюсы – игровое поле, хоть и модифицируемое, всегда остается одного размера (у нас подземелье Дракона постоянно пытается выбраться за пределы игрового стола J). На мой лично взгляд, более простой и «детский» — Amazing вариант лабиринта является куда более интересной игрой, нежели оснащенный драконом «Мастер». Однако детское оформление Amazing*а и меньшее кол-во игроков (4) все-таки ставят его несколько ниже Drakon*а.
5. Игровой процесс
Сначала о компонентах – они выполнены, как обычно у FFG, на пятерку. Коробка – классическая, без органайзера, однако его и не надо, поскольку компонентов немного: золотые монетки, тайлы комнат, маркеры способностей, фигурки приключенцев и дракона. Тайлы комнат выполнены из плотного картона. Миниатюрки хорошо детализированы и большого размера.
Игровое время – у нас игра длится обычно около 30-40 минут, и это притом, что мы играем по своим (модифицированным) правилам. Игровой интерес – по мне, так на пятерку, особенно в большой компании. Интересен также и командный режим 2 х 2 или 3 х 3, мы его пока не пробовали, но обязательно сыграем.
Впечатления от игры сугубо положительные, игра получается веселой, несколько хаотичной при увеличении количества игроков (максимально мы играли вчетвером), однако вполне разумной – можно просчитать наперед действия оппонентов и сделать им какую-нибудь гадость J.
Итог:
Сюжет: 4/5
Игровая механика: 5/5
Качество исполнения: 5/5
Игровой процесс и реиграбельность: 5/5
Общая оценка: 4.75
Не знаю, нам игра не очень понравилось. Есть в ней что то склочное.
Что значит «что-то склочное»? Не «что-то», а весь смысл этой игры: «навреди соседу». Мне это нравится. Но совершенно не нравится её дурацкая механика, которая напрочь убивает атмосферу dungeon crawling’а. Настолько дурацкой, что игра воспринимается как некая абстракция.
«Сначала о компонентах – они выполнены, как обычно у FFG, на пятерку.»
В корне не согласен. Да, обычно у FFG всё на пятерку, но Drakon — это максимум 3. Оформление игры абсолютно серое и невзрачное. За тайлы комнат, а точнее за шершавые вонючие куски картона хочется кому-то отрвать руки. Миньки обычные и их (по сравнению с тем же Cave Troll) мало.
«Сюжет: 4/5»
Ничего, что в затерянных городах сюжета больше, чем здесь 😉
Имхо:
1. Игра абстрактна до мозга костей
2. Оформление унылое
3. Если смотреть на игру, как на tile-laying, то игровой процесс гораздо лучше в тех же Каркассонах с допами
4. Если смотреть как на dungeon crawl, то тут, вообще, всё печально
Drakon — типичный представитель посредственности. Ругать особо не за что, да и хвалить тоже. Возможно, когда-то Drakon и был хорошей игрой, но сейчас игра выглядит этаким монстром, пытающимся сесть одновременно на несколько стульев. Проблема в том, что стулья уже заняты гораздо более лучшими представителями своих жанров.
@Дима
Ну, не всё так печально. При всех её недостатках, есть одно достоинство их перекрывающее: игра очень быстрая. То есть, засесть с друзьями на 20-30 минут потырить друг у друга монетки и поделать друг другу подлянки иногда можно. И весело!
Автору статьи: А было бы круто — если бы по мимо картинки с названием игры — хоть распечатанная каробка ещё из илюстраций была, а то читаешь про игру, а что бы представить как она выглядет — приходится по другим сайтам лазить.
Из разряда: «Казалось бы, а причем здесь подземелье и дракон?»
есть в ней большие минусы — царство рандома; даже только севший новичок легко способен победить в этой игре просто выкладывая под ноги карты. персонажи вообще не сбалансированы,рыцарь и вор бесполезны. на драконе стратегию не построить.
но все же 2х2х2 в эту игру играть забавно, иные варианты унылы