Добро пожаловать в мир настольных игр

Обзор игры «Eclipse»

Читатель по имени Алексей прислал мне собственный обзор Eclipse, написанный по результатам нескольких сессий. Обзор, фактически состоит из двух частей: в первой объясняются правила игры, а во второй рассказывается о партиях, в которых автор принимал участие. 

За прошедшие две недели мне удалось познакомиться с игрой Eclipse и провести 4 партии в разном составе по численности играющих (вдвоем, втроем и даже в полной выкладке – вшестером). Игру я заказал еще до Нового года, но сумел получить ее на почте лишь на третьей неделе января. Сразу хочу выразить огромное спасибо магазину «Игровед» за скорый и качественный перевод правил к данной игре.

Первая партия для меня была в компании друзей, которые уже разобрались в нюансах игры и провели парочку баталий, а потому довольно быстро ввели меня в курс дела. После сыгранных партий не могу согласиться с указанным параметром времени на человека (30 мин). Все же надо рассчитывать минут на 50 на каждого игрока, особенно, если надо вначале игры пояснять правила новичкам.

На что вообще похожа эта новинка?! Меня с самого начала не покидало ощущение, когда я размещал т.н. «диски влияния», что расставляю «родичей» из Агриколы. Сам факт наличия в игре большого числа «еврокубов» (отрадно, что их размер оказался значительно больше чем в игре Stronghold) с самого начала обещало мне встречу именно с евроигрой. Евроигры довольно часто характеризуются тем, что в них можно продумать стратегию своего развития (что называется «от и до»), рандомом во многих из них и «не пахнет» в принципе, а потому все чинно и стройно, аки в шахматах.

Тем не менее, Eclipse меня приятно удивил великолепным сочетанием евроигры и америтреша, в частности: боевкой на кубиках, рандомностью прихода в игру технологий и значительной неоднородностью исследуемых миров, но обо всем по порядку.

Отрадно отметить, что разработчики игры создали, с одной стороны, несложную игру, но, в тоже самое время, относительно полноценную 4Х стратегию («eXplore, eXpand, eXploit, eXterminate» – «исследуй, расширяй, эксплуатируй, уничтожай»). Конечно, игра расчитанная на 1,5-3 часа почти наверняка не сможет сравниться по глубине и широте с подчас минимально длящимися по 8 часов партиями в те же Сумерки Империи, но полагаю, что свою нишу семейных стратегических игр она займет прочно.

Игровой процесс состоит из 9 раундов, в каждый из которых его участники осуществляют поочередно по одному действию. Эта череда длится до тех пор, пока все игроки не скажут «пас», после чего проводятся боевые сражения, подводится итог по трем трекам ресурсов (финансы, инженерной мысли и строительным материалам) и тут кто-то почивает на дивидендах, а кто-то старается удержаться на плаву (игрок, не сумевший выйти в ноль по финансам, признается банкротом и выбывает безвозвратно из игры) в результате не в меру разбушевавшихся аппетитов во время только что закончившегося раунда, неся порой значительные потери своих колоний.

Собственно обанкротиться может только исключительно беспечный игрок, которого его соратники «по опасному бизнесу» из принципа («фу быть таким!») или просто увлекшись происходящим (как это случилось с нами) не успеют уберечь от суровой долговой ямы. Все дело в том, что всякое действие в этой игре связано с финансовой стороной: для отображения того, какое действие вы собираетесь сделать, вы снимаете небольшой диск (т.н. «диск влияния») с соответствующего ряда, оголяя при этом отрицательное число ваших расходов (чем больше действий произвели, тем более весом ваш кредит) в этом раунде, которые сопоставляются с самым большим числом на треке населения, которые отвечают за финансы.

Надо отметить, что в игре любопытно представлена идея получения «прибыли» в трех ресурсных областях: каждый ресурс представлен треком, на котором располагается ряд кубиков, скрывающих под собой положительный доход. Таким образом, чем интенсивнее мы заселяем исследуемые миры своими еврокубиками-«населением» («финансистами», «инженерами» и «рабочими»), тем более значимое число (в положительном значении) того или иного ресурса открываем. Таким образом, в конце раунда мы сравниваем положительный дебет с отрицательным кредитом финансов, и откладываем на треке (расположенном по периметру персонального листа игрока) доход во всех трех областях развития. Хочу отметить, что при финансовом кризисе, чтобы не перейти границу нуля по деньгам, мы можем «продавать» накопленные дивиденды в науке и производстве из расчета 2:1 (например, если наш баланс составляет -2, то мы можем пожертвовать четырьмя очками накопленной инженерной мысли, чтобы покрыть образовавшийся дефицит бюджета).

Собственно возможных действий, на которые расходуются «золотые» диски влияния, всего шесть: Разведка, Расширение сферы влияния, Научное исследование, Улучшение, Строительство и Перемещение

Разведка космического пространства вглубь и вширь от уже обжитых систем посредством размещения той или иной гексоганальной плашки (или просто, гекса) на поле. Этот гекс, если он сильно не нравится, можно не выкладывать, но при этом диск влияния на трек обратно не возвращается (т.о. ход становится «пустым»).

Сразу отмечу, что с Разведкой можно и «прогореть», т.к. вы можете вытащить из доступных стопок гекс без общежитий для вашего населения (считай пустышку, если не учитывать одно победное очко (ПО) за данную территорию). В защиту таких гексов, помимо абсолютно незначительного прироста ПО, можно сказать, что чаще всего, если мы-таки решимся их присоединить к своей империи (и разместим для этого в центре гекса очередной диск влияния), нас ожидает приятный сюрприз в виде картонной плашки с изображением какой-нибудь «вкусности» на ее оборотной стороне (например, поди плохо, получить +8 очков на треке денег).

Второе, с чем вы можете встретиться на гексах – это оставленные по чистой случайности J боевые корабли (один или два, как повезет) древней цивилизации. Это приводит к тому, что пока остатки былой роскоши древней цивилизации не будут повержены, мы не сможем высадить так нужных нам поселенцев, обогащающих нашу империю.

Крайне сомнительно, что вы будете игнорировать действие «Разведка» в первые 5-6 раундов, поскольку без высадки населения на планеты новых миров не накопится нужное количество очков (по технологической шкале – для покупки технологий, и, следовательно, для проведения усовершенствования боевых кораблей; по шкале материалов – для производства кораблей и построек). Сразу скажу, что идти в бой против корабля/кораблей пришельцев с одним приданным в начале игры кораблем-перехватчиком – это чистой воды самоубийство (проверял на себе :)).

Следующие действие, на которое вы можете потратить свой драгоценный диск влияния – это:

Расширение сферы влияния, которое предоставляет возможность поместить на близлежащий гексы или же наоборот убрать с 1-2 гексов диски влияния.

Последнее особенно ценно тем, что вы действительно можете снять до двух дисков влияния с миров-пустышек и получить за счет этого преимущество на дополнительные действия в этом и последующих раундах.

Научное исследование предоставляет возможность приобрести вам одну из доступных технологий, уплатив за нее в единицах науки.

Жетоны технологий выкладываются в разном количестве (это зависит от количества играющих) в начале каждого раунда игры и чаще всего, начиная со 2-3 раунда, свой первый ход игроки тратят именно на приобретение новой технологии по принципу «кто первый встал, того и тапки» :). Приобретение одного и того же типа технологий (а их в игре три: военные – для усиления кораблей в атаке; сеточные – для усиления кораблей в защите; и, наконец, нанотехнологии (куда же без них) – для развития экономики), всякий раз будет стоить все меньше и меньше, но не ниже указанной пороговой стоимости на самом жетоне технологии. Следует отметить, что игрокам запрещено приобретать второй жетон технологии, которая у вас уже есть (антимонополизм в действии).

Обладая той или иной технологией, вы можете потратить диск влияния на Улучшение, которое позволяет взять до двух жетонов улучшений доступных именно вам технологий (плюс, разумеется, из списка бесплатно-халявных, но все равно не более двух), и установить их на свои боевые корабли.

При этом необходимо помнить, что на ваших кораблях есть 2 обязательных агрегата: реактор и двигатель, которые при любой модификации должны оставаться незыблемыми, а энергопотребляющие компоненты в сумме не должны превышать количественный показатель реактора.

Что ни говори, а навешивать на кораблики примочки, коими могут быть броня (берет на себя часть попаданий), поглотители (уменьшают значения на кубиках атаки от 1 до 3), навороченные компьютеры (позволяют точнее стрелять, предоставляя возможность поражать цель не только со стандартной 6, выброшенной на кубиках, но с 5, 4 и даже с 3!), различные пушки и ракеты (ракеты, в частности, стреляют мощно, но разово перед началом боя), а также более мощные генераторы и двигатели – дело очень увлекательное и почти всегда неповторимое :). Приятной особенностью процесса совершенствования является и то, что эффект одинаковых улучшений (на одном корабле, соответственно) суммируется.

Апгрейд-апгрейдом, но куда же мы без Строительства!? Выбрав это действие, мы можем рассчитывать в стандартном варианте (без дополнительного улучшения) построить только две вещи, которые будут оплачиваться очками с трека материалов.

Помимо боевых кораблей мы можем построить в каждом гексе (при наличии соответствующей технологии) по одному монолиту (приносит дополнительные победные очки) и одной орбитальной станции (позволяет разместить дополнительно один кубик населения – или «финансиста», или «инженера»). Интересный ход был придуман создателями игры: если на гексе нет возможности разместить весь ваш флот, то вместо него оставляете жетон с литерой А или В, а сам флот переносите куда-нибудь на свободное пространство.

Построив флот, его можно передвинуть, выбрав действие Перемещение, которое дает право на три перемещения.

Перелетать с гекса на гекс (без наличия соответствующей технологии) можно только лишь через т.н. «переходы». Весьма интересно реализован эффект «фильтра» перелета через гексы, где есть вражеские корабли. Например, если ваш флот из 5 кораблей обладает прокаченными двигателями, но на пути его продвижения встречается вражеский патруль из 3 кораблей, то вы можете продолжить движение только «избыточным» составом (в данном случае двумя кораблями), а все остальные вступят в бой. В любом случае, исход всех столкновений разрешается только когда все игроки скажут «пас». О проведении боя чуть ниже.

Мы с вами рассмотрели все шесть возможных действий: Разведка, Расширение сферы влияния, Научное исследование, Улучшение, Строительство и Перемещение. Когда игрок решает, что ему пора остановиться в своих изысканиях, он говорит «пас» (кто сделает это первым, становится первым игроком в следующем раунде), но за ним остается право на совершение трех полу-действий: можно выполнить одно Улучшение, Построить одну вещь и Переместиться, совершив одно движение. Это особенно приятно при ситуации, когда вы уже сказали «пас», а на вас совершается нападение.

Итак, давайте коротко все же остановимся на проведении «боевки». Опуская некоторые моменты, следует отметить, что все корабли обладают параметром Инициативы, и бой совершается именно в порядке этого значения. У кого выше значение инициативы (сравнение происходит по кораблям одного типа), та сторона и наносит в виде метания кубиков выстрел первой. При этом (если нет особых модификаторов на бросок) только 6 считается попаданием, а 1 всегда (даже при наличии модификаторов) засчитывается как промах.

Разное оружие (пушки) наносят разное количество повреждений за каждое попадание, и (если нет дополнительной брони) корабль погибает с одного попадания, но если есть броня, то ряд попаданий корабль может выдержать.

Если говорить о порядке самого боя, то, как я уже упоминал ранее, корабли, оснащенные ракетами, делают ими залп вне очереди (т.е. вне зависимости от инициативы), но это их единственный выстрел за бой (более того, ракетами невозможно уничтожить население планет). А далее в порядке инициативы корабли одного типа наносят сокрушительные повреждения, уповая на благоприятное стечение обстоятельств. Сам бой заканчивается, когда в регионе остаются корабли только одной стороны.

Вместо ведения огня, все корабли одного типа могут отступить на соседний гекс, при условии, что там нет вражеского корабля и есть диск влияния. В случае патовой ситуации (нет возможности отступить и вести огонь – корабли оснащены только ракетами), все корабли атакующей стороны погибают. После уничтожения кораблей, можно попытаться уничтожить население; орбитальные станции и монолиты уничтожить нельзя (просто переходят в ваше распоряжение).

После завершения 9 раунда, подводится окончательный итог и подсчитываются ПО с гексов, где есть ваши диски влияния, с различных мест на вашем персональном листе (ордена за битвы, за дипломатические отношения, за активно скупленные технологии и жетоны-«вкусняшки» с тех или иных гексов). Победителем нарекается игрок, обладающий большим количеством ПО.

Если говорить про отыгранные партии, то могу отметить очень хорошую динамику игровых партий, а незначительный даунтайм чувствовался только при игре вшестером. Поскольку мне удалось сыграть еще только вдвоем и втроем, могу лишь предположить, что состав игроков 4-5 человек является самым оптимальным.

Моя первая ознакомительная партия прошла для меня успешно, я победил. Всю игру наблюдал, насколько неоднороден игровой процесс у каждого игрока (забыл сказать, все партии отыграны исключительно за людские стороны). Одному из партнеров откровенно приходили не самые удачны гексы при Разведке (или «пустышки», или с кораблями пришельцев), что поставило его в самое неудачное положение, и отчаянная попытка справиться с древней консервной банкой продемонстрировало весь судьбоносность удачи при метании кубиков с непрокаченными кораблями. Одним словом, не везло всю игру. К нам же с хозяином игры госпожа Фортуна была более благосклонна, позволяя «разделять и властвовать». 🙂

Следующую партию я разложил на двоих с сыном (10 лет) дома и, не без напряжения, сумел отстоять первенство. Но партия на двоих показалась нам обоим при всей ее возможности довольно тусклой, поскольку враг всегда один и виден как на ладони. В итоге состоялось эпическое сражение «стенка на стенку» (вся армада кораблей даже не поместилась на гексе, поэтому красиво была выстроена на столе рядом с полем) на последних раундах игры. После этого опыта, партию на двоих мы вряд ли будем повторять.

Воодушевившись от игровых партий, Эклипс был принесен на очередную игротеку на работе, где собственно мы и сыграли в нее полным составом и проглядели, что двое наших коллег, увлекшись гонкой вооружений, ушли в такой (!) минус, что не смогли его покрыть в конце раунда, были признаны банкротами, и покинули игру. Считаю это своим недосмотром, несмотря на то, что работал за шестерых… 🙂 

Конкуренция в этой партии была очень высокой, право первого хода (в частности, чтобы сходить на рынок технологий раньше других) было крайне важным элементом, построить игру от обороны (выставлять гексы таким образом, чтобы было поменьше входов на вашу территорию) не получалось из-за высокой плотности играющих, мелкие стычки и мирные договора стало нормальным явлением… одним словом, игра получилась интересной и «мясной», как я люблю ;). Кстати, среди игроков была девушка, которой игра показалась исключительно мужской, и по завершению партии она попросила поиграть в «игру для девочек» – Dixit. 🙂

На днях вновь разложили на троих, и я был единственным, кто уже играл в нее. Среди нас вновь была девушка, но уже другая (между прочем она-то и выиграла, поскольку я, помогая ей вникнуть во все происходящее, играл за двоих, отдавая ей преимущество, но, положа руку на сердце, если бы она играла не первый раз, она поступила бы сама именно так, как я ей советовал).

Партия проходила захватывающе, все развивались и строились на протяжении 6 раундов, попеременно сражаясь со старой инопланетной рухлядью и зарабатывая ордена за отвагу. Все плотно подсели на Разведку, но гексы располагали от обороны, что привело к кризису передвижения, когда уже флот был отстроен – приходилось летать часто в обход.

В конце 8 раунда я прекрасно понимал, что мне не победить, и я пошел на неожиданный даже для самого себя акт – разорвал пакт о ненападении и вторгся в две системы лидирующей подруги. Она была стеснена в средствах и уже сказала «пас», а при беглом взгляде, ей не хватало даже на полу-действие Перемещение. Я тихо потирал ручонки предвкушая заработать 4 ПО плюс ордена, но все же помог ей все рассчитать и ввел в каждую из атакуемых территорий по три ее корабля (два из которых несли убийственные заряды с антиматерией). Итог плачевный: захватчики разбиты и у меня лишь третье место (счет 37-35-26). 🙂

8 комментариев

  1. Ильшат

    интересный обзор, читается легко,многие нюансы учтены. мне понравилось

  2. Braveden

    спасибо, хороший обзор

  3. LPx

    Спасибо. Прочитал с удовольствием

  4. paulz12

    отлично написано, читал с удовольствием 🙂

  5. Aleks1938

    Спасиб за обзор) А можно правила на русском как нибудь получить?))

  6. kosulya

    @Aleks1938
    правила в свободном доступе на сайте магазина «Игровед» в карточке игры

  7. Mart

    Здравствуйте, скажите пожалуйста можно ли совершенствовать виды кораблей, которые еще не построены?

  8. hk

    @Mart

    Да.

    Более того, на этом принципе построена стратегия «виртуального флота».

    см.: https://boardgamegeek.com/thread/740382/virtual-fleets

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑