Любителям Оруэлла, Хаксли, «Дивергента» и «Голодных игр», а также почитателям красивых еврогеймов с нетривиальными механиками настоятельно рекомендую ознакомиться с игрой Euphoria: Build a Better Dystopia. Эта игра даст вам возможность поучаствовать в развитии антиутопического общества с позиции кукловода, а не винтика машины. Автор обзора в блоге Giant Fire Breathing Robot (пользователь BGG MyParadox) отмечает высокую реиграбельность, хороший баланс и шикарные компоненты. На русский язык материал перевёл Сергей Синцов. При желании можно поддержать издание локализованной версии игры на Бумстартере.
Новая игра Euphoria от издательства Stonemaier Games – нечто сногсшибательное. Действие происходит в мрачном утопическом будущем. Каждый игрок управляет несколькими рабочими, пытаясь поделить территории между четырьмя фракциями: Эйфорийцами, Подземлянами, Пустынниками и Икаритами. Достигнуть цели вам помогут рекруты этих фракций, но не забывайте своевременно препятствовать распространению знаний среди своих работников.
Правила игры
Каждый игрок начинает партию с двумя кубиками-рабочими, уровнем знаний 3 и уровнем морали 1. Также игрокам раздаётся несколько карт рекрутов. У каждого рекрута уникальная способность, которую можно использовать при выполнении определённых действий, чтобы сделать их более эффективными для игрока или затруднить игру оппоненту. Каждый игрок выбирает одного рекрута, передаёт карты соседу слева, а затем выбирает второго (это альтернативный вариант с драфтом, описанный не очень корректно; базовые правила просто предлагают каждому игроку выбрать двух рекрутов из четырёх полученных карт – прим. перев.). В начале игры каждый участник открывает одну из двух карт рекрутов. Открытый рекрут становится активным, а второй остаётся закрытым до тех пор, пока его фракция не обретёт достаточный уровень могущества.
После открытия рекрутов игроки по очереди делают ходы, размещая по одному рабочему за ход (иногда по два) на игровое поле. Бонусы в ячейках товаров (Еда, Энергия, Вода и Блаженство) варьируются в зависимости от суммарного значения на всех размещённых в ячейке кубиках рабочих. При низких значениях повышается уровень могущества фракции, при более высоких повышается или снижается уровень знаний игрока и выдаётся больше товаров. Также рабочих можно размещать для строительства туннелей. Каждая фракция (кроме Икаритов – прим. перев.) копает туннель к соседям, чтобы похищать их товары. Строительство туннелей позволяет игрокам получать карты артефактов и ресурсы (ресурсы и товары – это разные категории – прим. перев.).
В начале игры у каждого участника есть 10 фишек влияния, которые можно выложить на поле двумя основными способами. Во-первых, можно использовать артефакты для покупки территорий в одной из четырёх фракций. Во-вторых, игроки могут помогать строить заведения. Участвующие в строительстве размещают на построенном заведении свои фишки влияния. Игроки, которые не участвовали в постройке, до конца партии несут незначительные, но неприятные штрафы.
В свой ход вместо размещения новых рабочих игрок может снять одного или нескольких своих рабочих с игрового поля. Это можно сделать бесплатно, понизив на 1 уровень морали, или заплатить одну еду или одно блаженство, повысив уровень морали на 2. Уровень морали игрока показывает, сколько карт артефактов может быть у него на руке. Снятый кубик рабочего немедленно перебрасывается. Если общий результат на всех кубиках рабочих игрока вместе с его уровнем знаний превышает 15, один из рабочих сбегает из этого диктаторского режима. Он возвращается в общий запас, но позже его снова можно получить в личное пользование за отдельное действие.
Игрок, выложивший на игровое поле свою десятую фишку влияния, немедленно объявляется победителем.
Впечатления
Игра предоставляет участникам широкий спектр возможностей, одновременно жёстко их контролируя. Большинству игроков мог бы понравиться процесс накопления товаров и их последующего использования, но на это обычно не хватает времени. Поначалу темп игры относительно спокойный, но скорость резко возрастает, как только игроки начинают бороться за размещение фишек влияния.
Очень интересен процесс размещения рабочих на строительных площадках. Помощь в строительстве заведения даёт игроку возможность разместить на игровом поле фишку влияния. Однако можно не участвовать в строительстве, накапливая вместо этого товары, чтобы затем использовать их для активации построенных заведений, и выложить больше фишек влияния. Для усложнения этого выбора все тайлы строительных площадок расположены лицом вниз, чтобы игроки заранее не знали, какие товары накапливать. Помимо этого, если игрок не участвует в строительстве, его ждёт штраф. Такое положение дел выравнивает игру и позволяет идти к успеху двумя одинаково полезными стратегиями: строительством заведений или первым их использованием.
Штрафы строительства достаточно ощутимы, но не настолько ужасны, чтобы выбить игрока из борьбы за первое место. Например, некоторые обязывают игрока платить какой-то вид товара, если на его кубике выпало определённое значение. Другие запрещают игроку участвовать в следующих строительствах, если кто-то их уже начал. В моей первой партии победитель не участвовал в строительстве, а просто платил штрафы, в то время как остальные игроки были чрезмерно обеспокоены возможным ущербом.
Euphoria поражает прекрасным балансом в части получения дополнительных рабочих. В большинстве игр с механикой размещения рабочих увеличение штата – одна из лучших стратегий. Обычно, чем больше рабочих, тем больше действий можно совершить, а значит, успеть больше, чем оппоненты. Однако в этой игре дополнительные рабочие – весьма опасная штука. Каждый раз, когда рабочего снимают с поля, кубик перебрасывается, и как только совокупный уровень знаний превысит 15, вы потеряете одного рабочего. Это означает, что как только у вас появляется третий рабочий, вы оказываетесь в зоне риска. Чтобы справиться с этим ограничением игроки обычно единовременно снимают одного-двух рабочих, или рискуют, бросая «на удачу». Да, дополнительные рабочие здесь тоже полезны, но далеко не всегда являются лучшим вариантом, как в других играх.
Конечно же, такое ограничение привносит несколько стратегических вариантов размещения. Если вы снимаете двух из трёх рабочих, можно получить на них результат недостаточно высокий, чтобы потерять одного из них. Однако другой игрок может выполнить действие, на котором находится ваш третий рабочий, в результате чего тот покинет игровое поле, и вам придётся перебрасывать этот кубик. Это может привести к потере рабочего. Такие ситуации периодически случаются и могут быть очень неприятными.
В начале игры иногда могут возникать необъявленные альянсы. Например, если закрытые рекруты двух игроков принадлежат к одной фракции. В этом случае, им обоим выгодны действия, повышающие уровень могущества, например, Эйфорийцев, так как это приведёт к раскрытию их вторых рекрутов.
Ближе к концу партии игроки начинают более тщательно планировать свои действия. Частенько сразу несколько игроков отделяет от победы всего одна фишка влияния, и вопрос стоит в том, кто выложит её быстрее. Если бы времени было много, можно было бы накопить ресурсы или товары, обменять их на артефакты при помощи Икаритов, а потом использовать артефакты для покупки территорий. Однако частенько этого времени нет, и приходится искать более быстрый способ.
Несмотря на все достоинства, есть в игре и несколько сомнительных моментов. Во-первых, колода артефактов. В колоде шесть различных типов артефактов. Некоторые заведения дают игроку возможность выложить фишку влияния за сброс определённых артефактов. Если вам повезло, вы сможете получить на этом преимущество, но если удача от вас отвернулась, никаких фишек влияния вы не положите. В некоторых случаях нужно сбросить три артефакта или два одинаковых. Здесь также удача на стороне тех, кто смог собрать пары. Это небольшой бонус, дающий фору не более чем в одно действие, но роль удачи непостоянна даже при 6 игроках (хотя, это коренным образом не изменило ни одну из сыгранных мной партий).
Во-вторых, некоторые рекруты явно сильнее других. В большинстве своём рекруты либо дают небольшой бонус при совершении определённого действия, либо позволяют отдавать товары за повышение эффективности действия или затруднение игры оппонентов. Однако некоторые рекруты немного выбиваются из этой схемы. В моей первой партии у одного из игроков был инженер Josiah. Когда его рабочий вставал на одну из трёх ячеек получения товаров, уровень знаний каждого оппонента, чьи рабочие также находились на этой ячейке, увеличивался на 1. Уровень морали самого игрока также увеличивался на 1. Вот так-то! Без всякой дополнительной стоимости он одновременно мешал остальным и помогал себе.
Ломает ли это игру? Нет. Этот игрок закончил четвёртым в партии на шестерых. Конечно, это был самый часто используемый рекрут, и каждому игроку пришлось страдать от него. То, что он работает с очень распространённым действием, мешает остальным игрокам, помогает владельцу и не требует оплаты способности, выставляет остальных рекрутов слабым подобием.
Оценки
Компоненты: 4 из 5 (5 из 5). Фантастически красивое игровое поле. Особенно хорошо получился антиутопический город Эйфорийцев. Ресурсы и товары представлены деревянными фигурками. Отдельного упоминания заслуживают кубики с шестерёнками вокруг точек. Ресурсы в версии Кикстартера вообще за гранью разумного! На каждом золотом слитке стоит штамп «Euphoria»! Это эксклюзив для версии Кикстартера, и представители издательства уже упомянули, что сделают фишки ресурсов немного в другом виде. В любом случае, стоит брать.
Баланс стратегии и удачи: 4,5 из 5. В игре много случайных элементов: карты артефактов, рекруты, броски кубиков и т.д., но всеми этими элементами либо можно управлять, либо они относительно несущественны. Получение новых рабочих – рискованная операция, но игроки могут управлять уровнем знаний. Карты артефактов и рекрутов случайны, но бонусы обычно сохраняют вам не более одного действия. Таким образом, удача не столько определяет победителей и проигравших, сколько создаёт дополнительный риск, с которым должны бороться игроки. Случайные аспекты чаще влияют на стратегические решения и заботы игроков, чем на что-либо другое.
Механики: 4,5 из 5. Мне нравится, что Euphoria даёт игрокам широкий набор возможностей, одновременно фокусируя их на выполнении определённых задач. Действительно ли проще всего получить артефакт, раскапывая туннель? Как будет развиваться эта фракция? Может лучше пойти к Икаритам? Также мне нравится, что броски кубиков производятся при их получении, и пока до вас снова дойдёт ход, времени на его планирование будет предостаточно. Игры, в которых вы кидаете кубики в начале хода, и только после этого начинаете планировать действия, могут сильно затягиваться. Партия в Euphoria протекает довольно быстро (а финальные раунды могут вообще показаться молниеносными).
Реиграбельность: 4,5 из 5. Я очень хочу ещё поиграть в Euphoria. Это очень увлекательно, и каждая партия значительно отличается от других. В игре используется всего 6 из 18 возможных строительных площадок, в колоде рекрутов целых 48 карт, из которых вы возьмёте всего две. Всё это обеспечивает серьёзный уровень реиграбельности, так как вместо простого изменения условий победы или локаций на игровом поле, игра стимулирует вас в каждой партии искать новые победные тактики.
Конфликтность: 2,5 из 5. В большинстве партий конфликтность присутствует, но ей относительно легко управлять. Хотя в игре можно скинуть с поля рабочего другого игрока (что может привести к его потере вашим оппонентом), эта возможность возникает всего лишь несколько раз за игру. Некоторые рекруты могут серьёзно мешать оппонентам, но (как и штрафами от строительных площадок), этими процессами можно управлять. Не забывайте также, что обычно такое затруднение игры будет стоить атакующему игроку фишки товара.
Итого: 4,5 из 5. Euphoria – невероятно интересная игра. Хотя это не первая игра, использующая размещение кубиков, возможно именно здесь эта механика реализована лучше всего. В первую очередь кубики – это рабочие, и значения на них существенно, но не всецело влияют на игроков. В игре нет «удачных бросков», помогающих одним игрокам побеждать других. Взаимосвязь между ресурсами, товарами, строительными площадками и территориями сложна, но понятна. Ну а способность собрать за игрой до шести человек очень важна для больших групп.
Автор обзора благодарит издательство Stonemaier Games за предоставленную для обзора копию игры.
Автор перевода благодарит компанию GaGaGames за русскоязычные правила игры, которые значительно упростили работу над подготовкой этого материала.
Поддержать игру Эйфория. Построй лучшую антиутопию на Бумстартере
Добавить комментарий