Читательница по имени Наталья прислала мне ссылку на собственный обзор игры Famiglia — последней новинки от Фридмана Фриза. По её словам это достаточно интересная карточная игра, которая может понравится любителям Затерянных городов.
В январе, под хорошее новогоднее настроение, я приобрела настольную карточную игру Семья (Famiglia). Игра, в первую очередь, привлекла меня именем разработчика — это Фридман Фриз (автор игры Энергосеть), а во вторую – занятным оформлением в виде сигарной коробки.
На тот момент больше про игру не было никакой информации и даже правила — длинный лист с мелко напечатанным английским текстом, не удержали меня от покупки.
Т.к. новых игр было у нас несколько, маленькая красивая коробочка легла на полку. Через пару недель приехал перевод правил, но игрушка все равно лежала на полке. И вот в пятницу, через два месяца после приобретения, я торжественно распечатала сигарную коробку и решила освоить игру. Итак, мои впечатления и немного по правилам:
Игра рассчитана на двух игроков, задача которых собрать самую сильную банду в городе, гангстеров надо вербовать из четырех группировок:
— желтые бандиты (русские вышибалы) – имеют свойство к понижению стоимости карты;
— красные бандиты (итальянская мафия) – это самые дорогие карты;
— зеленые бандиты (Латинская Америка) – суперские джокеры;
— синие бандиты (бухгалтеры, непонятной национальности) – имеют свойство обмена карт с руки с картами личного сброса игрока.Каждая карта имеет свою стоимость при вербовке (цифра вверху) и при подсчете очков (цифра внизу).
Начало игры : у каждого игрока начальный (нулевой) набор карт из 4 штук, обозначенный цифрами на рубашке (1,1,1,1 и 2,2,2,2).
На «улицу» (середина стола) выложены 6 карт произвольно.
Собирая комбинации из двух нолей (напр. 0 – красный и 0 – зеленый (джокер), можно взять красную единицу, далее из двух единиц — двойку и т.д.) Замена карт «на улице» возможна:
— в первой части игры – когда на улице нет ноля, любую карту «с улицы» игрок сбрасывает и берет из колоды количество карт равное стоимости сброшенной, может повторять несколько раз , пока не появится карта «0».
— во второй части игры (формирование из сброса второй колоды), в случае если у игрока нет хода, но только один раз, и заменяемая карта идет под низ колоды.
Каждый игрок в свой ход может поэтапно произвести несколько действий:
1.обновить улицу, если там нет «0», или хода (для второй части);
2. заменить карты с руки на карты личного сброса синим бухгалтером (если уже заработал);
3. понизить стоимость карты желтым вышибалой (если его уже заработал);
4. забрать себе понравившегося мафиози, выложив комбинацию карт 0+0=1 и т.д., полученная карта идет в руку, одна из двух (участвующих в комбинации) по выбору, тоже идет в руку, а вторая – в личный сброс.
Действия выполняются именно в таком порядке, но с первого по третье действие можно пропускать.
Описание правил я тут привожу потому что высланный мне перевод оказался достаточно путанным и моменты, которые вызывали у нас затруднения в первой партии, я описала здесь отдельно.
Теперь о впечатлениях, уже потому, что мне захотелось описать игру понятно, что она мне понравилась. Особенно приятно, когда это происходит с игрой от которой, вроде бы, многого не ждешь, ну красивая коробка, ну симпатичные картинки, ан нет тут еще и возможность поломать голову над оптимальным ходом, нагадить противнику (уведя у него карту с общей улицы или отправив ее в сброс, когда он на нее уже облизывается), различные тактики (немного дорогих красных в ущерб желтым или зеленым, или большее количество карт разных цветов), интрига до последней минуты (подсчет очков в конце партии) делают игру очень азартной.
А длительность партии в 20 -30 минут и все время разный набор карт заставляют играть следующую и следующую партию. Небольшой размер коробки и нетребовательность игры к большому пространству позволяют рекомендовать ее как удачный вариант игры в дорогу. На двух самолетных столиках партия разложится вполне удобно. А высокая реиграбельность позволит безболезненно скоротать время в полете.
Если проводить аналогию, например, с небезызвестными Затерянными городами (тоже игра на двоих), то партия в Семью, по моему мнению, значительно более увлекательна, так как игра менее зависима от выходящих карт, обладает значительно большей вариативностью действий и более высоким взаимодействием игроков.
По моему мнению, право первого хода и последовательность выходящих «на улицу» карт не дают преимущества одному из игроков. В любую минуту можно склонить перевес, в свою сторону произведя хитрую комбинацию обменов и понижающих действий.
Что касается стратегических возможностей, игра скрывает в себе массу различных решений. В течение всей партии необходимо соблюдать разумный баланс присутствия карт всех четырех цветов в руке. А это возможно лишь путем постепенного обмена младших, по стоимости, карт на старшие. А «на улице» постоянно возникают искушения в виде дорогих мафиозных боссов – четверок, возможность взять мафиозного босса присутствует (например, понижением его стоимости вышибалой и обменом его, например, две единички), но этот вариант хода не позволит дальнейшее накопление желтых вышибал, что и завалит конец партии в итоге.
В середине партии наступает переломный момент, когда один из игроков предпочитает рискованные действия рачительному накопительству. Все, курок спущен – понеслась битва за дорогие карты! Азарт и адреналин. Но и здесь, бездумный шаг по собиранию всех дорогих карт не приведет к победе, не поддерживая оптимального баланса, и захватив несколько дорогих карт, можно просидеть остаток партии пропуская ход за ходом в грустном созерцании того, как противник не торопясь забирает, путем обменов и понижений, оставшиеся троечки и двоечки и, в итоге, оставляет тебя с носом.
В общем, перефразируя известную фразу Дзержинского о чекистах, можно сказать, что победитель в этой игре – человек с холодной головой, горячим сердцем и чистыми руками (что особенно важно в карточных играх), чем не характеристика настоящего мафиози!
Игра заявлена от игроков от 10 лет, но мой девятилетний сын справился с изучением за две партии, теперь эта игра у него на первом месте и даже потеснила любимого Манчкина. Да и бандитская тематика у мальчиков в моде.
Ну, и минусы игры, на мой взгляд, это, очень тонкие карты нестандартного размера. Быстро потеряют товарный вид, особенно учитывая, что уже неделю ни один вечер в нашей семье не обходится без партии в Семью.
а разве джокеры — наемники не нужны с бОльшим номиналом для того чтоб взять карту — то есть чтоб взять красную единицу нужен красный ноль и зеленый джокер?
@Макс
Красную единицу можно взять несколькими способами:
1. красный нолик + любая зеленая карта (стоимость 0-4),
2. желтая единичка (если уже заработали), она снижает стоимость карты до нолика, и позволяет взять ее как ноль,
3. два красных нолика, один из стартового набора, второй вы забрали с улицы предыдущим ходом.
я имел в виду только применение зеленых — стоимость покупки должна ПРЕВЫШАТЬ или РАВНЯТЬСЯ цене покупаемой карты.
а игра классная — в конце можно сбросить дорогую но чужую карту
Мне дизайн коробки очень понравился…
@Макс
Покупка превышает цену на единицу. 0+0=1 В случае использования зеленых карт, заменой зеленого ноля могут выступать карты номиналом от одного до четырех (если они уже заработаны).
Т.е., например, 1 красная равно:
0 красный + 0 зеленый
или
0 красный + 2 зеленая
или
0 красный + з зеленая
или
0 красный + 4 зеленая
Там на зеленых картах есть даже специальная пиктограмма с пояснением.
А вот при вербовке зеленых, только используя два зеленых ноля мы сможем получить зеленую единицу.
На Тесере я уже оставил заметку про :
«…одна из двух (участвующих в комбинации) по выбору, тоже идет в руку…»
— не по выбору, а наименьшая по силе — one of the smaller gangsters from his hand into his play area.