Тов. Pard рассказывает о новой настольной экономической игре Feirabend, которая наверняка понравится всем игрокам, как начинающим, так и опытным, и в которой нет места случайностям.
Игра Выходные, — так я бы назвал возможную локализацию, — мне понравилась сразу. По своей сути она совершенно простая, и в неё с удовольствием может играть вся семья, но вместе с тем в ней заложены такие интересные методы улучшения своей экономики, что это вызовет настоящий азарт у серьёзных игроков. Разберёмся, как автору знаменитой игры Power Grid удалось сделать ещё более лучшую игру.
Понятие Feierabend в немецком языке — это святое. У человека есть работа, есть сон, а вот то, что находится между ними, это оно и есть. Когда немцам пришлось массово переходить на удалённую работу, у многих возникла депрессия, поскольку исчезла разница между работой и отдыхом. Психологи стали рекомендовать разделять их, например, прогулкой (имитация возвращения с работы домой), или, по крайней мере, переодеваться, чтобы эту разницу обозначить. В этой игре игроки берут на себя роль идеальных капиталистов, которые следят за тем, чтобы их работники полноценно отдыхали, восстанавливая потраченные на работе силы. А пролетарии, следуя учению Карла Маркса, неуклонно борются за улучшение своих условий труда: уменьшение продолжительности рабочей недели, высокую заработную плату, причём одинаковую для мужчин и женщин, отпуска и пенсии. Ну и капиталистам ничего не остаётся, кроме как выполнять все эти требования.
Каждый игрок начинает игру с 7 рабочими, которых всю игру нещадно эксплуатирует: они работают 70 часов в неделю, получая за это 7 монет на всех, минус 2 монеты за то, что часть из них — женщины. Это так сильно сказывается на самочувствии пролетариев, что в конце рабочей недели они получают 16 очков стресса — а это главный показатель успеха игроков в игре. Чтобы помочь рабочим улучшить своё положение, профсоюз еженедельно даёт им 4 очка поддержки. Считайте, что пролетарии просто вваливаются к вам в управление, и, угрожая забастовкой, агрессивно требуют сделать их жизнь лучше. А вы уже сами думаете, как сделать так, чтобы и их успокоить, и чтобы ваши финансы не пострадали.
Пример из правил. У Анжелики есть 12 жетонов угрозы. Сначала она тратит 5 жетонов на то, чтобы уменьшить продолжительность рабочей недели до 40 часов, и тогда рабочие будут получать за неделю не 13 очков стресса, а только 12 (1). За достижение этой ключевой отметки (таких в игре две) она может отправить одного своего рабочего на пенсию (2). Затем Анжелика тратит 2 жетона на рост зарплаты рабочих — с 7 до 8 монет (3). И, наконец, она тратит оставшиеся 5 жетонов, чтобы уменьшить дискриминацию женщин сразу на 2 ступени — с -2 монет до 0 (4). Гедвиг, делающий ход за ней, тратит 6 жетонов, чтобы на 2 ступени увеличить поддержку, получаемую от профсоюзов — с 4 до 6 угроз (5).
Как же в этой игре выиграть, если стресс рабочих постоянно накапливается? Конечно же, решить за них, как им лучше всего отдыхать. Игрок распределяет человечков, обозначающих его работников, по разным местам отдыха. Отоспаться дома +1 отдых. Сходить в бар — это уже +2 отдыха, но за это нужно платить 1 монету. Можно в баре поработать и получить за это +2 монетки, но стресс тогда усилится -2.
На отдельных круглых полях, каждое из которых собирается из трёх частей, в зависимости от числа игроков, обозначены и другие места отдыха. Рыбалка даёт +2 отдыха, занятие спортом +3, а езда на мотоцикле +4 отдыха, но последней вариант работает только для пар. Чтобы обзавестись спутником/спутницей, работнику/работнице нужно сходить на свидание — это обойдётся в 2 монеты, но помимо пары даст ещё и +1 отдых. Возлюбленные обозначаются розовыми человечками и остаются в трудовом коллективе (запасе игрока) до конца игры. Они не ходят на работу, но, образуя пару, могут съездить с работником в мотель (1 монетка и +6 отдыха), сходить на аттракционы (стоят 3, 4 или 5 монет, дают соответственно +5, +7 или +9 отдыха, а с возлюбленным на +2 больше за те же деньги) или съездить в отпуск (платить придётся вдвойне, но и отдых вдвое лучше). Отпуск бывает 1-, 2- или 3-недельный (а рабочий, находящийся в отпуске, уменьшает общее число стресса, генерируемое на фабрике), но за то, чтобы он был, рабочим ещё нужно побороться на отдельной шкале!
Кстати, чтобы активнее улучшать условия труда, можно посылать своих рабочих на митинги, и это принесёт, помимо и так уже имеющейся поддержки профсоюзов, дополнительные +3 угрозы за каждого участника митинга.
Вот такая экономика, работающая на угрозах. Как вы, наверное, заметили, в игре нет никаких случайностей — игроки лишь борются за то, чтобы первыми занять лакомые места отдыха, количество которых ограничено. В этой борьбе главную роль играет правильный выбор темпа. Как только игрок расставил всех своих работников по местам отдыха, он немедленно отправляет их на работу, освобождая все занятые ими места отдыха! Очень важно смотреть за другими игроками, прикидывая, когда они это сделают. Лучше всех в этой тактической борьбе помогают дом и бар — туда рабочих можно отправлять не по одиночке, как во всех остальных местах отдыха, а выставляя от 1 до 3 своих человечков. Это позволяет игроку либо замедлить, либо ускорить свой темп игры, выгадывая удобный момент для начала своей рабочей недели.
Игра протекает быстро, поскольку в свой ход каждый игрок выставляет на поле всего одного своего человечка (или распределяет жетоны угроз), она достаточно проста и наглядна (в отличие от Food Chain Magnate), и в ней есть активное взаимодействие между игроками. Вот и получается, что перед нами — потенциальный лидер среди настольных игр без случайностей.
Я себе сделал себе версию игры с одним общим полем. В ней игроки развивают свои издательства настольных игр. В течение года престиж вашей компании (так в моей версии называется стресс/отдых) падает, её понемногу забывают. Для поднятия престижа/известности вашей компании на небывалый уровень (а игра тоже продолжается до 40 очков) вам приходится использовать разные действия: продавать игры, нанимать блогеров, завязывать знакомства с хорошими художниками, выходить на международный рынок и прочее. Улучшение всех параметров вашей компании завязано на модернизации (так здесь называются угрозы) всего, что возможно. Выглядит поле вот так:
Добавить комментарий