Военные и исторические игры бывают самые разные, но вот, по тематике рабства как-то не попадалось ни одной. А, оказывается, встречаются и такие настолки. Представляю описание игры Freedom: The Undergrounf Railroad, подготовленное читательницей по имени Анастасия.
Freedom: The Underground Railroad, вышедшая в печать в 2013, — новая игра издательства Academy Games, которое специализируется на настольных играх с историческим сеттингом. Таким историческим фоном для Freedom стали эпоха рабства в Соединенных Штатах Америки и набирающее силу движение аболиционистов, ратовавшее за отмену этого института. Игрокам Freedom, собственно, и предлагается добиться исторической справедливости и даровать свободу будущим афроамериканцам.
Сразу стоит отметить, что достичь поставленной цели в игре не просто. Freedom – игра кооперативная, рассчитанная на 1-4 игроков. Заявленное время партии – от 1 до 2 часов, в нашем случае игра была разложена примерно за 1,5 часа. Сам игровой процесс идет быстро, хотя фаза сетапа может показаться утомительной, и это обстоятельство можно отнести к немногочисленным минусам игры. Для своей партии игроки могут выбрать различные уровни сложности. От выбранного уровня сложности будет зависеть число рабов, которое вам предстоит освободить.
В начале партии игроки разбирают карточки ролей. Всего в игре 6 персонажей (это Проводник, Агент, Станционный смотритель, Священник, Пастух и Казначей), и каждый из них обладает теми или иными способностями, а также специальным свойством. Это свойство можно применить лишь один раз за игру, тогда как способности персонажа используются в каждом раунде.
Названия персонажей связаны с темой железной дороги, как, собственно, и название самой игры. Underground Railroad, или "Подземная железная дорога", — разветвленная сеть секретных маршрутов, по которым в годы рабства людей переправляли к свободе – в Канаду. Такие маршруты включали в себя и способы передвижения, и дома, где можно было остановиться на ночлег без опасения попасться на глаза ловцам. В действительности никакой реальной подземной железной дороги не существовало, однако именно такой термин для передвижения использовали как рабы, так и аболиционисты.
Кадр из фильма "Хижина дяди Тома"
Немного об игровом процессе. Игрокам предлагается поле с частью карты США: на юге – плантации, забитые рабами, на севере – более лояльные к правам человека штаты, за ними – вожделенная граница с Канадой. Рабам (к слову, в игре они представлены в виде бесцветных деревянных кубиков) предстоит выбраться с плантаций, пройти через южные штаты к северным и пересечь границу. Направление и скорость движения рабов определяются жетонами и аболиционистскими картами, которые разыгрываются игроками.
На карте есть и противодействующая сила – ловцы рабов (slave catchers). Законы о беглых рабах в Соединенных Штатах, принятые в конце XVIII века и в 1850 году, породили особую когорту людей – ловцов рабов, которые выискивали беглецов по всем штатам, устраивали облавы и переправляли пойманных людей обратно их хозяевам. По карте во Freedom вместе с рабами двигаются и пятеро ловцов, у каждого из них свой «маршрут». Их передвижения зависят от результата броска кубиков в начале каждого раунда. Может повезти, и в этом раунде ни один из ловцов двигаться не будет.
Кадр из фильма "12 лет рабства"
Если ловец натыкается на раба, он его задерживает. В этом случае беглец отправляется обратно на рынок рабов. Число таких рынков соответствует числу раундов – всего их восемь. В конце каждого раунда вам необходимо разместить на плантациях рабов с очередного рынка. Получается, что вам во время каждой фазы действия нужно переместить как можно больше рабов с плантаций, чтобы освободить место для "новобранцев". Те, кому не удастся "осесть" на плантации, отправятся на трэк "потерянных" рабов. Если трэк заполнен, вы проиграли.
Провести рабов с юга на север мешают те самые ловцы. Хотя случаи поимки беглецов в результате бросков кубиков довольно редки, если действовать осторожно, все же ловцы серьезно блокируют перемещение рабов. Это приводит к тому, что на поле у вас скапливается много рабов в южных штатах, и из-за такого избытка вывести новых рабов с плантаций невозможно.
Кадр из фильма "12 лет рабства"
Полезным методом может стать отвлечение ловцов. Их жетоны перемещаются в сторону раба, как только тот начинает движение. Ловца можно отвлечь и пустить по ложному следу, передвинув кубик раба не в непосредственной близости от него, а в каком-нибудь другом штате. В результате этого ловец переместится на одно деление, открывая таким образом путь рабам с плантаций. Конечно, каждый ход такими отвлекающими маневрами заниматься не получится: это "съедает" лишние жетоны движения, а они стоят денег, которых всегда не хватает.
Если беглецу повезло, и он смог достичь границы с Канадой, он отправляется на трэк освобожденных рабов. Для победы игрокам недостаточно освободить то или иное число рабов (оно зависит от числа игроков и от выбранного уровня сложности) – необходимо еще заручиться поддержкой общества в своей аболиционистской деятельности, а именно скупить все жетоны поддержки.
Кадр из фильма "Джанго освобожденный"
Так что в ходе игры нужно найти баланс между перемещением рабов, которое просто необходимо, иначе быстро заполнившийся трэк "пропавших" завершит партию не в вашу пользу, и поиском денег.
С деньгами, как и с передвижением рабов, помогут жетоны и аболиционистские карты. Эти карты в игре разбиты по эпохам (начиная с 1800 года и заканчивая 1865 – годом завершения Гражданской войны), и их эффекты основываются на исторических фактах. Так что здесь можно взять как карту с положительным эффектом и, скажем, переместить рабов в тот или иной город северных штатов или сразу в Канаду, так и с негативным влиянием на ход игры.
Аболиционистам в середине XIX века в США было непросто сломить и общественное мнение, особенно на юге, и сложившийся экономический уклад. Таким "общественным мнением" в игре выступают жетоны поддержки. Игрокам предстоит выкупить их все (если партия играется вдвоем, жетонов в игре семь). Жетоны стоят по 10 монет, однако некоторые аболиционистские карты могут влиять на их стоимость как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Жетоны поддержки распределены по фазам, как и аболиционистские карты, и как только вам удается заручиться поддержкой в одной фазе, сразу наступает следующая: вскрывается новая колода карт из очередной исторической эпохи.
Кадр из фильма "Амистад"
Карты во Freedom полностью включены в исторический контекст, из них можно узнать о существовавших в действительности лидерах аболиционистского движения, его противниках, ключевых законах и событиях. В подвале каждой из карт вкратце описано, с каким реальным событием или деятелем связана данная карта. Стоит ли говорить, что эффект каждой карты в игре соответствует эффекту этого события в истории.
Как показалось в ходе партии, важно максимально реализовать предоставляемые игрой возможности. Есть возможность подвигать рабов – двигайте. Есть возможность собрать деньги и сразу купить жетон поддержки (например, с помощью карты) – делайте это, не оставляя на следующий раунд. В какой-то момент, примерно в середине партии, скорость и насыщенность игры набирают серьезные обороты, так что вы можете просто не справиться с потоком рабов с рынков на плантации. В этом смысле крайне важной становится фаза планирования, во время которой игроки решают, какие жетоны стоит забрать, сколько денег заработать и сэкономить, когда заплатить за поддержку.
Кадр из фильма "Амистад"
В итоге становится очевидным, что главная угроза для победы — это постоянно пополняющийся рынок рабов и ловцы "беглых кубиков", а также нехватка времени. Восемь раундов, отведенные партии, заканчиваются очень быстро.
Атмосферности игре добавляет и целый раздел в правилах, посвященный теме аболиционизма. Для написания такого обзора бэкграунда для Freedom издательство обратилось в Историческое общество Пенсильвании. К слову, именно этот штат в 1790 году первым принял закон об освобождении рабов.
Все это создает особую игровую атмосферу, так что если выиграть не получится, еще пару дней будете виновато отгонять гнетущую мысль о провале светлой миссии по освобождению темнокожих американцев. Так и было в случае нашей партии.
В этом кроется своеобразие Freedom: игре, которая далека от варгеймов, и, вероятно, понравится любителям евро, удалось создать свой климат и даже драматичность. Что интересно, в процессе игры начинаешь воспринимать тех самых рабов, за права которых борешься, как обузу: этот бесконечный поток кубиков, стремящихся в Канаду, кажется, только отвлекает от сбора денег для поддержки всего аболиционистского движения. Вероятно, так и было в действительности: сложно сочетать лоббирование законов в Конгрессе и помощь бесчисленным беглым семьям, скрывающимся от ловцов и ночами перебирающимся из штата в штат.
Кадр из фильма "12 лет рабства"
К неоспоримым плюсам игры необходимо отнести качество всех компонентов: красивое тисненое поле из плотного картона, карты, фишки. Возможно, большей наглядности игра бы достигла, будь кубики рабов потемнее.
Из минусов, по итогам нескольких партий, — длинный сетап, хотя компонентов в игре относительно немного. Что касается реиграбельности Freedom, на мой взгляд, вариантов менять стратегии от партии к партии здесь довольно мало. Как раз весь игровой процесс направлен на максимальное использование всех возможностей без остатка.
При покупке игры следует учесть, что компоненты содержат текст на английском языке, — в частности, аболиционистские карты с описаниями эффекта и исторической справкой.
Игра и так взяла все призы по тематичности, а Вы еще предлагается кубики сделать потемнее. Как «поселенцы» в Пуэрто-Рико? Отличный обзор. Мы свою коробку открываем на Новый год! Ждем не дождемся.
«кубики рабов потемнее» очень порадовало )))
Помниться была игра на похожую тематику: Беглые или вот тебе бабушка и Юрьев день. Про беглых крепостных от создателя игр Пираты и Захват колоний. Голицын его фамилия. В журнале Пионер печатали. В детстве любили в его игры играть. Это были самые интересные настольные игры в то время.
Напрминает польскую «Очередь», интерсно было бы поиграть.
Отличный обзор, прочитал с удовольствием