Тов. Dmitry Vensko прислал мне собственный обзор игры Galaxy Trucker. Автором этой игры является необычной одарённый Vlaada (Vladimír) Chvátil, известный такими настолками как Prophecy, Space Alert и Dungeon Lords. Галактический дальнобойщик Дмитрию понравился, и он даже подумывает о покупке дополнения к этой игре.
До покупки этой игры я разведал, что это ненапряжная игра, в которой две фазы: сперва игроки строят себе по космическому кораблю из блоков (а-ля Каркасон), а затем отправляются в путешествие (тянут несколько карт испытаний из колоды). Из многих обзоров и прочтения правил также следовало, что игра эта с большой долей юмора.
Вольный перевод одного комментария из рулбука: "Есть множество аргументов в пользу хранения радиоактивных грузов в специальных контейнерах, но мы ограничимся всего одним. Широко известна история с капитаном Забылкакзовутта, который на своем корабле попытался провести красные грузы в картонных коробках. Сразу же по приземлению на далекую планету он потерял ногу и две руки в толпе разъяренных защитников окружающей среды". Или вот еще: "Конечно, существует возможность и 100% предсказания будущего, но такая практика была запрещена в отделе прогнозирования после принятия закона о сохранении космического саспенса во время путешествий".
После первых полетов, однако, я лично не нашел в игре большого юмора (но это конечно чисто моя специфика), а вот назвать игру ненапряжной на мой взгляд можно лишь с натяжкой.
Дело в том, что фаза строительства корабля (самая длинная) — нетривиальна и требует приличной концентрации в условиях нехватки времени (даже если играть без песочных часов из комплекта). Более того — если играть с опциональным Отделом Прогнозирования, то первоначальные 75% полета (тоесть такое количество карт испытаний) можно заучить в свою память, и затем принять к сведению для построения плана полета и конструкции корабля, а игра из сравнительно рандомной превращается в несколько стратегичную.
Итак, как же строится корабль. Каждый игрок получает одинаковый планшет с контуром корабля, в клеточку. Посреди стола рубашкой вверх вываливается куча компонент: пушки и двигатели (простые и сдвоенные), щиты, энергоблоки (с 2-3 батареями), кабины, контейнеры (белые и красные, от 1 до 3), системы жизнеобеспечения для альенов (красные и желтые) и наконец просто коммуникационные трубы. В центр каждого корабля кладется стартовая кабина и "самый храбрый пилот произносит — поехали". Далее действие _одновременное_: каждый игрок хватает из кучи одну компоненту одной рукой, тянет ее к своему кораблю, переворачивает и смотрит куда ее поставить. У каждой компоненты есть от одной до четырех труб, которыми ее можно подсоединить к уже установленным. Для облегчения задачи однако предлагается 3 типа разных соединений: одной трубой, двойной и универсальный коннектор (всегда подходит). Вобщем если компонент в руке нужен и подходит — ставим и берем следующий, а если нет — несем обратно и оставляем, но уже лицом вверх, а затем берем новый. Крики вроде "кто украл мою пушку!" или "э, а где все кабины?" можно рассматривать как обычное явление. Далее один из игроков считает что заложил в конструкцию достаточно и забирает себе жетон 1-го пилота, следующий берет 2-го и т.д., пока все игроки не завершат строительство.
Понять насколько непросто собрать корабль наверное нельзя непопробовав это сделать и не испытав построенный корабль "в бою". К правилам приведенным выше стоит добавить еще несколько. Все двигатели должны смотреть строго "вниз" (на игрока). Прямо позади двигателей и впереди пушек не должно стоять какого-либо еще компонента. Пушки направленные вперед считаются в полную силу, а все остальные — в пол своей силы. Системы жизнеобеспечения должны прилегать к кабинам пилотов. Все компоненты должны быть соединены трубами (если это оказалось не так — они отваливаются при старте). Торчащие в стороны трубы — во время полета будут под угрозой мелких метеоритов. А все прочие неподсоединенные правильно трубы могут еще и замедлить корабль в пути, а также лишить игрока бонуса от компании Incorporated (которая наняла вас для доставки труб в дальние уголки галактики и не любит когда они портятся во время полета). А зачем вообще нужны все эти компоненты ясно только если понять какие испытания предстоят кораблю.
Когда корабли готовы, на них доставляются батареи и в каждую кабину заселяется два члена экипажа. Там где есть системы жизнеобеспечения — заводятся альены (красный дает пушкам рейтинг +2, а желтый — двигателям +2). Затем игрок с жетоном 1 тянет первую карту испытания (всего их в первом полете 8 штук из колоды).
Видов испытаний совсем не много, в районе десятка, если не считать их вариации по силе.
"Открытое пространство" — игроки подсчитывают двигатели и пролетают вперед на такое расстояние (в результате первого игрока например могут обогнать), но важно что для работы сдвоенных двигателей нужно потратить заряд батареи (на каждый такой двигатель).
"Планеты" — игроки в порядке очередности высаживаются на указанные на карте планеты и подбирают на них товары (синие, зеленые, желтые и красные — стоимость в кредитках от 1 до 4) и заполняют ими контейнеры на своих кораблях, теряя несколько дней в пути.
"Поток метеоритов" — каждый корабль подвергается риску столкновения с метеоритами. На карте нарисовано несколько крупных и мелких объектов и указано направление их полета (сверху, снизу, справа или слева) и один игрок бросает два d6 для каждого метеорита — выпавшее число означает строку или столбец на планшетах игроков. Метеорит может полностью промахнуться (например если выкинуть 3) или попасть в корабль (при 7-ке в самый центр и наверняка). Если метеорит легкий и попадает в незакрытыю трубу — компонент отваливается от корабля, а вместе с ним быть может и еще половина посудины, иначе он отскакивает без ущерба. Впрочем если на корабле есть подходяще-направленный щит, то можно потратить одну батарейку чтобы избежать неприятностей. Крупный метеорит сбивается только пушками (для сдвоенных также нужны батарейки), и только если они будут пролетать так, что пушка по ним сможет попасть (тоесть он летит в той же, либо соседней строке/столбце что и пушка).
Любопытными испытаниями являются также встречи с "Работорговцами" и "Пиратами". Те тоже вооружены пушками и сперва нападают на первого по порядку игрока. Если у того пушек в номинальном выражении больше, он забирает себе трофей, а если меньше, то теряет часть экипажа или даже подвергается обстрелу (по схожей с метеоритами механике, только например от тяжелого огня пиратов нет никакой защиты), а затем супостаты атакуют следующего игрока. Аналогично "Контрабандисты" могут лишить игроков самых ценных грузов.
Но самая веселая карта, это пожалуй "Зона боевых действий". Всетаки это сразу три испытания в одном: карта поделена на три части вроде "У кого меньше всего двигателей? Потеряй 3 дня пути. У кого меньше всего пушек? Потеряй двух пилотов. Экипажа? Получай огонь из следующих орудий…". Еще вспоминается карта "Эпидемии", которая уменьшает число пилотов в смежных каютах, "Заброшенная станция" — если хватит экипажа, то можно подобрать ценный груз, "Заброшенный корабль" — высадив несколько пилотов, можно получить несколько кредиток сразу в руки.
Карты можно тянуть случайно, а можно в строгом порядке, который на этапе строительства корабля можно подсмотреть (но не больше чем три четверти от всех в полете). Например можно запомнить есть ли в пути красные грузы, чтобы знать ставить ли на корабль красные контейнеры. Какова максимальная сила пиратов и контрабандистов? Сколько взять экипажа? Стоит ли лететь первым? На все эти вопросы можно попытаться ответить прежде чем корабль обретет форму. Но несколько карт (от 2 до 4) всеравно останутся сюрпризом.
Корабли сходят с дистанции, если не остается экипажа, или если они попадают в "открытое пространство" без двигателей, или если игрок сам считает дальнейшее продолжение полета нецелесообразным. Когда корабль разваливается сразу на два-три куска — это не проблема, можно просто выбрать на какой из них продолжить полет, а какую бросить. И вообще, чем меньше корабль, тем сложнее по нему попасть. Тем игрокам которым посчастливилось долететь до конца полагается бонус в несколько кредиток и хорошие цены на товары собранные в пути, за вычетом конечно потеряных (отстреленых и отвалившихся) в пути блоков. Частичная страховка корабля пригодится на тот случай когда в пути потеряна скажем большая его половина.
Цель игроков проста — заработать какие-то деньги. Еще лучше — заработать больше других. После первого полета выдается новый планшет, и колода путешествий будет уже состоять из 8 более крутых испытаний + 4 из колоды прошлого круга. В последнем третьем путешествии корабль будет еще больше, а испытания еще суровее — общим числом 8 + 4 + 4, тоесть длина маршрута после каждого полета увеличивается.
В общем в эту игру можно играть ненапряжно, рандомно вытягивая карты и хохоча всякий раз, когда чей-то как-то склееный корабль разваливается сразу на четыре части. Но можно и пыхтеть пытаясь сконструировать нечто способное пролететь весь путь без царапины, первым выхватывая все ценное на пути, оставив с носом назойливых конкурентов.
PS. На данный момент я посматриваю на дополнение — The Big Expansion, которое включает в себя много всячины. Новые планшеты кораблей, компоненты для пятого игрока, новые виды модулей, новые испытания и подлые махинации (интерактивные карты).
PPS. Перевод требуется только для правил. Все карты — с иконками. Названия карт вроде "Pirates" — можно не переводить. 🙂
«Автором этой игры является необычной одарённый Vlaada (Vladim?r) Chv?til, известный такими настолками как Prophecy, Space Alert и Dungeon Lords.»
и Робин Гуд 😉
Описание звучит очень многообещающе. Конструирование в играх и звездная тематика — это то, что я люблю.
Постараюсь заказать на magicportal-е в ближайшее время.
@Nelud
В Робин Гуде я проблесков одарённости разработчика не увидел ))
Как было замечено, в игре есть по крайней мере одна карта испытаний с текстом (а в дополнении их возможно еще больше).