Кооперативная карточная игра Gloomhaven от Айзека Чилдерса пробудит в вас юношеские воспоминания о подземельях и драконах. В этом году благодаря проекту на KickStarter она переживет второе рождение, так что спешите познакомиться с обзором Алекса Руссо (в переводе Екатерины Александровой).
Хочу отметить, что, во-первых, английский – не мой родной язык, поэтому если вас покоробят некоторые грамматические ошибки, просто не читайте дальше. Во-вторых, я пока сыграл только 13 сценариев и не довел персонажа до увольнения. Помимо этих недочетов, я надеюсь, вы получите удовольствие.
Я решил разделить этот обзор на следующие разделы:
- Компоненты
- Художественная составляющая и графический дизайн
- Расстановка игры
- Геймплей
- Предыстория / изложение истории
- Хорошее
- Плохое
Компоненты
Как и с любым продуктом, который вы покупаете, это вопрос ценности за доллар, и в этом отношении Gloomhaven вместе с Mechs vs Minions опускают остальные игры ниже плинтуса. Другие основные издатели (да и небольшие) должны бы взять пример с того, как самостоятельно издающие компании умудряются совершить такой подвиг, особенно Cephalofair, принимая во внимание, что Isaac Childres является и разработчиком, и дизайнером, и издателем.
Рассматривая компоненты исключительно с точки зрения качества, к некоторым можно было бы кое-чего добавить. Карты очень тонкие, и учитывая, что некоторые из них приходится часто перемешивать, уже облезают, поэтому укрепление, например, колоды, модифицирующей атаку, просто необходимо. Вкладыш, который входит в комплект, крепкий, но не особенно полезный, если вы захотите положить все содержимое обратно после того, как разобрали 18 картонных листов. Доска игрока не имеет практической функции, учитывая, что маркеры жизнь / опыт проблематичны, их можно было бы заменить циферблатами жизнь / опыт, сопроводив это историей в конце книги правил или сценария. Коробка великолепна на ощупь, но учитывая вес компонентов и длину стороны, она требует усиления – первое, что я сделал, это укрепил углы и грани скотчем. Книга правил невероятно толстая – размер шрифта и расстояние между параграфами спокойно могли бы быть меньше, снижая стоимость производства и общий вес… каждый грамм имеет значение при доставке. Внимательно приглядевшись к большинству жетонов, вы заметите проблемы с обрезкой, как будто «вылеты» в печатных файлах использовались для определения реальной границы жетонов – некоторые из них настолько сильно смещены, что часть изображения просто отрезана.
Художественная составляющая и графический дизайн
Художественное исполнение игры хорошее – не исключительное или умопомрачительное, но добротное. Цветовая палитра последовательно применяется ко всем компонентам игры, игровым доскам, предметам, картам, жетонам, монстрам и т.д. Действительно чувствуется, как все это смешивается во внушительный и прекрасно скроенный мир, остается только желать, чтобы на плитках карты было больше деталей. Для кого-то, кто играл в игры вроде Descent, Imperial Assault, Shadow of Brimstone тайлы карты в Gloomhaven покажутся средненькими, не привлекательными и оказывают очень малый эффект на погружение в игру. Возможно, это было решение, принятое ради того, чтобы роль в игре располагающихся сверху жетонов была более выражена, а возможно это было сделано ради экономии, но, тем не менее, это легко можно было бы улучшить.
С другой стороны, одна из самых сильных сторон игры – графический дизайн, он просто изумителен. Начиная со структуры правил игры, карты и стикеров локаций – как они прекрасно вписываются, будучи поставленными на место; модифицирующие карты – насколько просто разобраться с различными исходами и символами; насколько много информации содержат карты возможностей при таком большом количестве исходов и при этом все они имеют единый обтекаемый формат. Рассматривая все возможные сочетания и десятки иконок все карты настолько хорошо сделаны, что не оставляют практически никакого простора для интерпретации и ошибок. Дважды прочитав правила, я не возвращался к ним после того, как сыграл второй сценарий. Игра, которая приходит в голову как антипод этой – Kingdom Death Monster. Прекрасная игра, но, к сожалению, допускает много разночтений из-за слабого графического дизайна и требует постоянных обращений к правилам.
Время на расстановку игры
Все это невероятное количество компонентов и возможностей имеет свою цену – Gloomhaven требует нереального количества времени на расстановку. Ничего подобного Arkham Horror или Twilight Imperium, конечно, но все же добрые 20-30 минут придется потратить, прежде чем вы сможете приступить к чтению Событий в Пути. Отчасти это связано, на мой взгляд, с избытком тайлов (я не буду жаловаться на количество монстров – это круто!). Зачем столько тайлов карты совершенно одинакового размера, одинакового количества граней и, иногда, немного отличающегося цвета? Как уже отмечалось выше, отсутствие деталей на карте не дает ничего для вовлечения в игру, и наличие 4 разных цветов, на самом деле, не исправляет этого. Тайлы следующего уровня страдают той же проблемой перепроизводства: все эти коридоры, препятствия, двери, ловушки и опасные участки невозможно упорядочить, найти внутри мешка и заново упорядочить в коробке.
Количество тайлов можно было бы уменьшить процентов на 15-30, и это бы не повлияло на процесс игры, и вовлечение в игру было бы тем же, но время на расстановку (и размер коробки) сократились бы значительно.
Игра
И вот, наконец, вы празднуете со своей командой очередную победу. Победу, которая пришла после того, как вы уничтожили последнего противника своей последней картой, имея только 2 очка здоровья в запасе… снова. Совпадение? Если бы, думаете вы!
Как описать игру, которая имеет столько опций, способностей, карт, возможностей, сценариев, комбинаций, условий, целей и они все смешиваются в безукоризненном опыте, когда ваша команда в большинстве случаев завершает сценарий с минимумом (или отсутствием) оставшихся ресурсов (карт или жизней).
Но потом вы получаете боевую цель, которая требует, чтобы у вас осталось 5 карт в конце сценария, и вы умудряетесь сделать это, несмотря ни на что, или другая, которая требует, чтобы у вас в конце сценария была полная шкала здоровья, и вы тоже добиваетесь это, как бы невозможно это ни казалось, или другая, которая требует убить минимум или ни одного монстра, и вы тоже делаете это, несмотря на все противопоказания.
Таким образом, иногда кажется, что все варианты хороши в этой игре, пока вы следуете хорошей командной стратегии, но, если вы пойдете вообще без стратегии, просто рубить направо и налево, это тоже окажется нормально.
Какой безумный алгоритм создал Айзек, чтобы суметь смоделировать в своей голове (наверное, при помощи компьютера) столь невероятную механику, которая заставляет вас чувствовать себя могущественным, но в то же время на грани провала.
Одну вещь я понял: если в начале сценария вам кажется, что все пропало, продолжайте двигаться вперед, потому что конец будет эпичным. И если в начале сценария вам кажется, что все идет очень гладко, соберитесь, потому что ваша смерть (или истощение) неизбежны.
История
Двадцать лет назад я играл в ролевые игры после школы. В основном я был Мастером и действительно наслаждался этими 3-4 годами AD&D. Когда началась старшая школа, я не хотел выглядеть задротом-ролевиком и перестал играть, но всегда скучал по этому погружению в иную реальность, которую ты имеешь возможность менять в зависимости от собственных действий.
История, стоящая за игрой Gloomhaven, впервые за долгое время вернула меня в переживание полного погружения и состояние «я хочу узнать больше». Уровень нарративности, вложенной в каждую карту, событие, сценарий, невероятны, при этом не будучи претенциозным. Я очень люблю Descent, но она слишком наворочена в развитии повествования, FFG имеют склонность к использованию сложных, длинных слов, как будто это добавит связности их истории, но, на самом деле, это имеет противоположный эффект. Не все, кто играет в настолки, являются носителями английского языка, и даже те, кто является, могут быть 10-12 лет с ограниченным словарем. Любой человек со средним или продвинутым английским сможет изучить, играть и прочитать Gloomhaven, не упустив особо ничего – я это знаю, поскольку у моей жены уровень владения английским средний/продвинутый, и она очень любит эту игру.
Хорошие черты
Вот здесь, как предполагается, я расскажу вам, как прекрасна эта игра, насколько умопомрачительно геймплей и механика сочетаются в том, чтобы дать вам один из лучших игровых опытов, какие только возможны. Но я не собираюсь говорить чего-то такого, в конце концов Rahdo уже это сказал. Что я собираюсь сделать, это отметить то, что выделяет эту игру среди других:
- Цена: вот это сделка! Я думаю, Айзек задолжал банку кругленькую сумму, не представляю, чтобы он смог что-то заработать. Но одно точно – даже если Айзек создаст вариацию на тему крестиков-ноликов, я ее куплю. В моем лице он имеет горячего последователя и поддержку.
- Количество: не с точки зрения объема физических компонентов, но невероятного количества возможностей, персонажей, сценариев, опций, исходов… Не лишено гениальности то, как один человек сумел свести это все вместе за 2-3 года.
- Визуальная часть: эта игра выглядит потрясающе, особенно – графический дизайн. Сколько работы, мысли, попыток и ошибок должно было быть сделано, чтобы добиться такого, не побоюсь этого слова, идеального распределения информации по всем этим сотням уникальных карт.
- Переживание игры: все идет так гладко, все пересекается в нужное время в нужном месте – я дохожу до точки, когда я устаю от своей Spellweaver и готов расстаться с ней со словами «прощай, моя дорогая Леди Бласт!». Эта игра смогла вернуть меня обратно в ранний подростковый возраст, и это первая игра, которая позволила мне пережить это состоянии, я очень благодарен за переживание и саму возможность. Спасибо тебе, Айзек!
Плохие черты
Несмотря на то, что Gloomhaven действительно очень старается быть идеальным, не существует такой вещи как идеальная игра… или идеальное что-либо. Все зависит от восприятия того, кто играет в нее – оно сделает ее хорошей или плохой. Здесь я собираюсь указать на некоторые ошибки, которых можно было бы избежать, и это сделало бы игру лучше, хотя я признаю, что некоторые меры могли бы увеличить стоимость игры.
- Избыточность: как я упоминал выше, эта игра, как Shit Up and Sit Down охарактеризовали KDM, страдает перепроизводством ради перепроизводства. Я свято верю в то, что в наше время, когда все происходит очень быстро, расстановка игры не должна занимать больше 15 минут. У меня есть около 2 часов в день для себя после того, как я уложу детей спать, и если я буду тратить 30 минут на расстановку и 15 минут, чтобы убрать все обратно в коробку, не так много остается на саму игру. Эту проблему можно было решить, удалив 30% или даже более тайлов и жетонов… НЕ МОНСТРОВ!
- Качество: Я понимаю, что чтобы произвести такую игру с таким количеством компонентов и продавать ее за 70-90 долларов, где-то надо ужаться. Но, если цена не была фактором, Gloomhaven можно было бы сделать на более опытной фабрике с лучшими компонентами. Карты могли бы быть такой же толщины и качества как в Smash-Up, покраска и обрезка жетонов могла бы быть лучше – я несколько расстроился от неаккуратной обрезки жетонов. И, наконец, коробка – она должна быть более выносливой, имея в виду, что на выходе эта игра будет превышать 10 кг, можно было озаботиться этой проблемой на ранней стадии производства.
- Как положить все обратно: положить все компоненты обратно в коробку так, чтобы это не добавило еще больше времени на расстановку в следующий раз, почти невозможно. Вкладыш бесполезен и мог бы быть лучше разработан. Я знаю, что Айзек сам расстроился от этого аспекта производства.
- Отсутствие ритейла: это не имеет отношения к игре, но Cephalofair! Вы же знали, что эта игра будет крутой и хорошо принята! Всего 5 000 копий – это было странное решение. Хорошо то, что со всеми прекрасными отзывами второе издание даст этой небольшой компании финансовую стабильность для создания еще более прекрасных игр.
Добавить комментарий