Добро пожаловать в мир настольных игр

Обзор игры «Гобба»

На сайте Заметки новосибирского настольщика появился обзор игры Гобба. Автор пишет, что игра, в общем-то, получилась неплохая, но цена на неё — явно завышена. 

«Не можешь победить бардак — возглавь его!» Знакомое изречение? Гоблины из города Большая Гобба пошли ещё дальше: победить бардак они даже и не пытаются. Сразу возглавляют. В смысле, пытаются возглавить: гоблинов ведь много, а возглавляющих должностей всего-то пять. Причём тоже со своей иерархией. Об этом, собственно, и вся игра.

Сюжет про шустрых гоблинов, которые, толкаясь и пихаясь, пытаются стать круче и самоутвердиться, не нов. Примерно о том же повествует «Крагморта»… но между «Гоббой» и «Крагмортой» есть большая разница: последняя является прежде всего компанейской игрой, и главная её задача — доставить игрокам по части наказаний, в кои им предстоит вляпаться. «Гобба» же таких целей перед собой не ставит, это вполне традиционная настолка.

Игру ждали. Ну, во всяком случае, я её действительно ждал с интересом — ещё с тех пор, когда увидел анонс в рекламном вкладыше «Правильных игр» (см. об этом здесь). Говорил тогда и скажу ещё: сюжет про шустрых гоблинов и их интриги при должном обращении с ним может стать весьма и весьма приятной игрой. Удалось ли это в данном случае? Сейчас посмотрим, хотя сразу предупреждаю: задать этот вопрос намного проще, чем на него ответить.

Когда анонсы сменились информацией о поступлении игры в продажу, первая реакция русскоязычного настольного сообщества была явно негативной. Высказывались две глобальные претензии: оформление и цена. Пожалуй, я с них и начну: кому-то и отзыва по этим претензиям будет достаточно, ну а кому недостаточно — те могут до конца прочитать.

С претензией по оформлению я не соглашусь. Оно не шедевральное, конечно, но плохим его тоже назвать никак нельзя. Такой середнячок. Пожалуй, цветовая гамма слишком ядрёная, но это вполне можно списать на гоблинскую эстетику. 🙂 В общем, похвалить нельзя, похаять не за что.

А вот с ценой всё плохо. Совсем плохо. Кто не в курсе, напомню: рекомендованная розничная цена (РРЦ) на «Гоббу» составляет около 900 — прописью: девятисот — рублей. И я должен со всей категоричностью присоединиться к той точке зрения, что таких денег игра однозначно не стóит. В обсуждениях на других ресурсах уже не раз мелькали замечания типа «да за такие деньги можно купить [название титулованной игры зарубежной разработки]». Возразить совершенно нечего, тем более что при розничной продаже в регионах к РРЦ обычно добавляется накрутка 20-80%.

Ни сложных компонент в большом количестве, ни высококлассного арта (см. выше), ни даже высокого качества исполнения — если мы откроем коробку, то ничего этого не увидим. Внутри находится поле 30×30 см (сделанное четырьмя кусками, собирающимися на манер паззла), пять круглых жетонов с названиями должностей, пятнадцать цветных круглых жетончиков размером с рубль, пять пластмассовых фишек и 72 карты мини-формата 45×63 мм. Ещё правила. И всё! Правда, картон поля и жетонов толстый, и поле стыкуется хорошо (не сравнить с убогими компонентами из смартовской локализации «Munchkin Quest»), зато карты вырублены совершенно отвратительно. Извольте видеть:

Красные карты («ножики») имеют здоровенную бахрому по коротким краям, а ведь в игре есть момент — об этом ниже — когда нужно угадывать тип положенной втёмную карты! И этим косяки не исчерпываются — вот здесь можно видеть фотографии экземпляра игры, где съехали цвета на жетонах.

Я не технолог, не сметчик, не маркетолог, но я таки кое-что понимаю в настолках, и утверждаю со всей категоричностью: сие в розницу может стоить рублей 600 максимум. И это моё заднее слово. Заднее не бывает. © «Кин-дза-дза!»

Дальше будет про игровую механику. Кого отпугнула цена — можно уже не читать. 🙂

К счастью, если игру разложить и попробовать в неё поиграть, то всё становится значительно лучше. Допустим, стратегической (как гордо написано на коробке) «Гоббу» назвать нельзя, но получилось довольно интересно. От двух до пяти гоблинов лезут наверх (и в прямом, и в переносном смысле), пытаясь дорваться до тёплых мест воеводы, шамана, менялы и т.п. Всего должностей пять, и тот, кому удастся занять их больше всех, и будет Великим Вождём.

Поле представляет собой тот самый холм, на котором раскинулся гоблинский город. На сáмой верхушке стоит котёл, в который можно ударить и провозгласить [пере]выборы на ту или иную должность. Хм… «провозгласить выборы» — это так в правилах написано. Я бы здесь употребил немного другой термин: «кинуть предъяву». 🙂

Выглядит это примерно так: гоблин лезет через всё поле к котлу, скидывает один ресурс («бьёт в котёл») и заявляет: «У меня больше всех ножиков! Я воевода!». Он демонстрирует эти самые свои ножики, и если никто не может показать их в большем количестве, то предъява прошла, и в городе действительно появляется новый воевода. Если же кто-то показал больше… ну, тогда всё равно появляется новый воевода. 🙂

Проблема в том, что для избрания нужно сначала накопить не менее пяти карт требуемого вида (для перевыборов на уже занятую должность — не менее семи). В игре есть три вида ресурсов, каждый из которых выполняет двоякую функцию: претензии на избрание и средства выполнения игровых действий. Тот же ножик, помимо предъявы на воеводу, можно употребить и по прямому назначению: ограбить другого гоблина, встреченного по пути. Грибочки предъявляются на шамана и позволяют надурить ближнего своего. Кочерыжки предъявляются на повара и позволяют совершать в свой ход дополнительные перемещения.

Ещё имеются карты шмоток. Они предъявляются на менялу и выполняют действия, указанные непосредственно на них самих. Ну, а на нищебродскую должность депутата бедноты нужно предъявить любое сочетание ресурсов в требуемом числе…

Все названные шишки, кроме депутата, живут чуть ниже котла. Сначала их жилища пустуют, но потом у них появляются хозяева, и за проход через эти локации посторонним придётся платить.

Ещё чуть ниже находится деловая часть города. Здесь восемь локаций, каждая из которых выполняет какую-то функцию. В кузне делают ножики, в грибнице растут грибы, на базаре продают-покупают и т.д. В балагане практикуются азартные игры: можно положить втёмную карту ресурса и потребовать от оппонента угадать его тип. Угадает — возьмёт себе; не угадает — сам отдаст карту. Помните, я говорил о бахроме на красных картах ножиков? Вот здесь-то она и скажется.

Ещё ниже имеют место быть лачуги… э-э-э… жилые районы. Тут можно куда-нибудь заселиться и временно свалить свои вещи. А ещё здешних обитателей может поиметь депутат при своём избрании. 🙂

Наконец, в сáмом низу находится свалка. Несмотря на неприглядное название, это очень важная локация: именно здесь можно обзавестись всякими полезными ништяками. С другой стороны, копаться на свалке — дело небезопасное: можно докопаться до какого-нибудь катаклизма. Нечаянно устроить пожар или что-нибудь в этом роде. Но кто не рискует… сами понимаете.

Перемещения между локациями имеют свои особенности. Нельзя перемещаться на позицию ярусом выше, если там кто-то есть. Зато спускаясь сверху вниз в занятую кем-то локацию, можно выпнуть из неё тамошних обитателей. 🙂 Среди карт есть кое-что, модифицирующее эти правила, но ради сохранения интереса позвольте не вдаваться в детали. 😉

Осталось сказать, что вместо использования свойств текущей локации можно пообщаться с другими находящимися там гоблинами. Общение, разумеется, проходит чисто по-гоблински — посредством либо ограбления, либо обдурения ближнего своего. Выбирай — не хочу… 🙂

В общем, получилась вполне удачная (если смотреть чисто на механику) и забавная игра о том, как пацаны к успеху шли. Если хотите сравнений, то что-то такое среднее между «Манчкином» и «Крагмортой».

Осталось сказать только об одной особенности геймплея, которую надо иметь в виду. Игра заявлена на 2-5 участников, но вдвоём на поле слишком свободно. Там нет ярко выраженной толкотни и пихания локтями на пути к власти. Да и втроём это выражено ещё не в полной мере. «Гоббу» трудно назвать семейной игрой, это игра для небольших компаний.

И, добавлю, самая неоднозначная отечественная игра из виденных мной на данный момент. Она весьма понравилась мне по механике и геймплею… и столь же сильно не понравилась по реализации — как типографской, так и, извините за примитивный каламбур, торговой.

Достоинства игры:

  • Интересный ехидный геймплей.

Недостатки игры:

  • Совершенно запредельная и неадекватная цена.
  • Плохое качество изготовления игровых компонентов.

Неоднозначные особенности игры:

  • По-настоящему играется от четырёх человек.
  • Оформление. Некоторым активно не нравится.

Техническая информация:

  • По заявлению издателя, игра рассчитана на 2-5 участников в возрасте от 12 лет. Продолжительность партии — 45-90 минут (непосредственно связана с числом играющих).
  • 72 карты 45×63 мм.

19 комментариев

  1. Fres

    По сути механика наше все… Но когда типография мешает механики, это печально.

  2. ZONK

    Говно по завышенной цене — я к » исполнению». Я как печатник могу сказать что цена такого «шедевра» в производстве примерно 130-180 рублей ( по тиражу надо смотреть ) — да и то только из за поля, ибо делали прорубной штамп. Вся остальная накрутка это гоблинская ЖАДНОСТЬ с большой буквы. Ребята решили рубануть бабла, цель конечно хорошая, но не на нашем кармане желательно.

  3. Мишаня Питерский

    Нам тоже не понравилось. Качество компонентов на троечку, коробка сверх меры огромна, играть в ЭТО вообще нельзя. Вернее можно, но непонятно, зачем. Если честно, одна из самых плохих игр, в которые я играл.

  4. monkey

    большая купа Гобба

  5. ZONK

    Нельзя сказать что игра плохая, просто соотношение цены и качества НЕАДЕКВАТНАЯ! Просто » Зингельгудовство» какое то.)

  6. Dan

    Идея-то и механика, судя по описанию, интересные.
    Но цена неадекватная качеству и количеству.

  7. Серж

    @ZONK
    А я как не печатник могу сказать несколько другое. Цепочка от производителя до покупателя выглядит следующим образом.
    Производитель делает игру за Х и продает ее оптовику за 1,5 Х (к примеру). Оптовик продает ее в розничную торговлю за 2,25. Розница продает игру по 3,375. Т.е. на всех шагах коэффициент прироста цены составляет 1,5, в противном случае работать не выгодно.
    Если гипотетически допустить, что с Гоббой кэф тоже был 1,5 на всех шагах, то правильные игры «отгрузили» игры оптовику по 400 рубасов. Других механизмов распространения больших тиражей просто не существует.

  8. Braveden

    @Серж

    Я как потребитель скажу что мне по барабану почем гобба была отгружена оптовику, почем оптовик отгрузил магазину и так далее, мне важно что цена для меня 900 рублей и платить за такое ***** 900 рублей не хочу ( да еще с рваными краями на карточках которые нужно угадывать)

  9. Серж

    @Braveden
    Это относится к любой игре. И повторю — другой системы распространения не существует и выбирать вам возможности никто не предоставит.
    Собственно я не агитирую вас покупать Гоббу, а объясняю откуда взялась цена в 900 руб. А позиция «мне по барабану»… с ней конечно не поспоришь.

  10. Braveden

    @Серж

    Я извиняюсь если несколько некорректно выразил свои мысли, мне показалось что так будет понятнее.

    Я согласен с вашей схемой распространения и ценообразования, я просто как раз и выражаю общий протест всем участникам данной цепочки за их жадность, ведь рынок сейчас проходит стадию развития, почему бы разработчикам например не отказаться от получения прибыли на своей первой игре, так сказать дать возможность своему гениальному творению поработать на их имидж (если оно действительно хорошего качества и по механике и по исполнению), игру распространять через какой либо известный интернет-магазин с минимальной наценкой, минуя всяких оптовиков и розничных посредников. Что это даст? Это даст стоимость игры в пределах 400-450 руб, большую распространенность и объем продаж, хорошие отзывы (цена-качество), хорошее портфолио для разработчиков, что поспособствует успеху в их дальнейших разработках и уже там даст возможность подзаработать.

    Я так думаю…

  11. White

    @Braveden
    улыбнул 🙂

  12. Braveden

    @White

    Я конечно люблю пошутить, но в данном случае говорил серьезно.

    Чем именно развеселил то?

  13. Серж

    @Braveden
    Думаю здесь главная проблема в том, что гиков не так много, чтобы в таком виде проекты представляли хоть какой-то финансовый интерес… Это ИМХО конечно.
    Насколько мне известно из личного опыта конечные магазины не хотят работать с производителем, если у него ограниченный асортимент продукции (тем более одна игра) — типа много запары… а зачем? Они приходят на склад и берут всего и много. Где-то так.

    К концу года мы с братом зальем полноценную настолку (хороший геймплей и оформление) в PnP варианте в сеть и посмотрим, что из этого получится и в смысле заинтересованности игрового сообщества, и в смысле размера добровольных пожертвований.

  14. Серж

    Под «конечными магазинами» я имею ввиду простые магазины, работающие для широких масс, так сказать.

  15. White

    @Braveden
    пост шедевральный, отвечу по пунктам
    1. жадность людей которые копейки зарабатывают?
    2. отказаться от прибыли и видимо перестать есть заодно?
    3. распространять через всего один итнернет магазин когда они все вместе взятые даже 5% рынка набрать не могут?
    4. это даст стоимость не в 400-450 рублей, а захламит склад и загонит производителя в долги
    5. какое ещё портфолио у настольных игр? если мне нравится Memoir`44 производства Days of Wonder это никак не влияет на желание купить другие игры этой конторы. Игры это индивидуальный продукт, если у игр общий издатель и даже разработчик это совершенно не гарантирует один уровень игр.

  16. Mazz_O

    @Braveden
    @White

    В принципе соглаесен с White. Лично имею опыт по поводу отказа от прибыли и тд =)
    1) Насчет минимума прибыли в первой игре неоднозначно. Но у нас сработало — издатели увидели нас и готовы рассматривать достойные проекты с нашей стороны (другой вопрос об их наличии у нас 🙂 ) В случае с Гоббой УЖЕ есть сильный протеже в виде Правильных игр.
    2) Как правило прибыль от одной игры все равно небольшая и те, кто занимается разработкой, имеют другие профессии.
    3) Тут однозначно тупик. Если не сотрудничать с интернет-магазинами и не придерживаться РРЦ, то продажи будут ниже.
    4) С отпускной ценой и накруткой сверху надо планировать заранее.
    5) Портфолио позволяет показать, что человек уже не «нулёвый» и имеет опыт, который зачастую решает.

  17. Scorn

    Игра просто ужасная не зависимо от оформления и компонентов, так что вопрос цены особо волновать и не должен.
    Попробовал её на дне игры, время как будто остановилось. Думал партия никогда не закончится.

  18. Braveden

    White :
    @Braveden
    пост шедевральный, отвечу по пунктам
    1. жадность людей которые копейки зарабатывают?
    2. отказаться от прибыли и видимо перестать есть заодно?
    3. распространять через всего один итнернет магазин когда они все вместе взятые даже 5% рынка набрать не могут?
    4. это даст стоимость не в 400-450 рублей, а захламит склад и загонит производителя в долги
    5. какое ещё портфолио у настольных игр? если мне нравится Memoir`44 производства Days of Wonder это никак не влияет на желание купить другие игры этой конторы. Игры это индивидуальный продукт, если у игр общий издатель и даже разработчик это совершенно не гарантирует один уровень игр.

    1) Меня как покупателя не волнует сколько зарабатывают разработчики на данной игре, копейки там или рубли, главное что данная цена неадекватна, более того, уверен что лезут они в этот бизнес не за копейками, это точно.

    2) Я не имел ввиду полный отказ от прибыли , речь шла о первой игре в игродельческом опыте (кто хотел тот понял с первого раза), и уж тем более не сажал разработчиков на хлеб и воду до конца жизни

    3) а что тут такого, если игра стоящая, цена приемлемая, то ее найдут и купят даже через один интернет-магазин, я например нашел и купил «Бутлеггеров» за 500 р в каком то забугорном интернет магазине, про который и знать то раньше не знал и брать там ничего не хотел, а взял только потому что игра хорошая и, внимание, цена приемлемая, так как раньше видел ее по ценам раза в два дороже и брать не собирался и не собрался бы никогда. Также было с игрой » Братство девяти», я прочитал отзыв, УВИДЕЛ ЦЕНУ и мне уже было не важно как широко она представлена в точках сбыта и интернет магазинах, я захотел ее и нашел бы даже в одном месте распространения (гоббу за эту цену я не возьму даже если ее будут продавать в соседнем подъезде)

    4) маленький склад это не проблема покупателей, тем более разгрузить склад с дешевой продукцией, пользующейся спросом можно гораздо быстрее, чем с дорогостоящей, обсираемой за свою цену на всех блогах игрой

    5) Я не говорю что игры одного и того же разработчика или издателя одинаково всегда хороши или всегда плохи, но если я приобрел и мне понравилась первая игра разработчика, затем вторая, то уж к последующим его играм я обязательно присмотрюсь повнимательней, послежу за проектом и т.д., так например происходит у меня с играми А. Разыграева, я слежу за выходом игр от него и с выходом игр планка весов уже в большей части на стороне покупки. Мне кажется для разработчика это очень важно, также как и для издателя (все знают знаменитое качество игр от FFG)

  19. White

    1) разработчики соответственно

    2) если первая игра не принесёт прибыли, то нет смысла её выпускать, никакого влияния на продажи последующих игр это не окажет…

    3) Надо понимать что 99% покупателей настолок, не читают статьи на сайтах и в блогах, большинство даже не узнает о этой игре, не увидев её на полках магазина…

    4) Разгрузить склад продавая одну игру, через один интернет магазин, нереально…

    5) У меня сейчас где то сотня настолок в коллекции, я даже у десятерых не назову разработчиков, а уж какая контора выпустила игру вообще значения не имеет, если меня устраивает качество компонентов, жанр, тематика и геймплей, игра будет куплена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑