Если вы любите игры с оригинальными, незаезженными механиками, обратите внимание на новинку издательства Eggertspiele «Grog Island». Используя новую, элегантную механику проведения аукциона, игрокам предстоит приумножить награбленное состояние отошедших от дел пиратов. Представляю вашему вниманию перевод обзора игры, сделанного Дейлом Ю – основателем и редактором блога Opinionated Gamers. На русский язык материал перевёл Сергей Синцов.
Grog Island
- Создатель: Michael Rieneck
- Издательство: Eggertspiele
- Количество игроков: 2-4
- Возраст: 10+
- Время одной партии: 40-75 минут
- Количество сыгранных для обзора партий: 3
Игра для обзора предоставлена компанией Eggertspiele
Grog Island – последний релиз издательства Eggertspiele, которое стало известным после завоевания в 2014 году награды Spiel des Jahres с игрой Camel Up. Игроки становятся отошедшими от дел пиратами, пытающимися вместо грабежей заняться бизнесом на пяти полуостровах вышеупомянутого острова.
В центре большого игрового поля изображены пять полуостровов. Каждый полуостров окрашен в свой цвет (жёлтый, серый, оранжевый, синий, зелёный) совпадающий по цвету с одним из пяти кубиков и одним из пяти типов товаров. На каждом полуострове семь различных зданий (всего в игре 12 типов зданий). Над каждым полуостровом находится случайно выбранный в начале игры тайл облака, который определяет специальную способность полуострова на протяжении всей партии. Под полуостровами находится область для ставок, которые делаются при помощи кубиков, а внизу игрового поля располагается гавань, где находятся торговые корабли.
В начале партии игроки получают по 6 карт целей, каждая из которых в конце игры может превратиться в победные очки при выполнении указанных на карте условий. Необходимо оставить у себя на руках 4 таких карты, а две возвратить вниз колоды. Также каждый участник берёт один жетон товара (любой на выбор), одну карту сокровища (даёт дополнительно от 1 до трёх монет), одну карту попугая и 7 пиратских миплов одного цвета (в партии на 2 и 3 участников – 9 миплов). Один из участников получает маркер первого игрока в виде пиратского флага. Наконец, случайным образом распределите тайлы торговых кораблей в гавани острова.
В начале каждого раунда первый игрок бросает кубики и использует их, чтобы сделать ставку. Ставка делается в специальной области между полуостровами и гаванью. Игрок выбирает от одного до пяти кубиков и выкладывает их слева направо в нисходящем порядке (чтобы никто не запутался, между позициями для размещения кубиков указаны значки «больше или равно»). Ставка игрока равна сумме значений на кубиках, выложенных в область для ставок. Если игрок выиграет аукцион, ему необходимо будет выплатить стоимость ставки в банк. Неиспользованные кубики раскладываются по цветам под областью для ставок. Большая часть имеющихся у игрока монет известна, так как она отслеживается на специальной шкале состояния с левой стороны игрового поля (каждый игрок начинает партию на значении 8 монет). Однако у игроков также есть карты сокровищ, каждая из которых дополнительно даёт от одной до трёх монет. Таким образом, максимально возможное количество доступных для ставки денег равно сумме значения на шкале состояния и утроенного количества имеющихся у игрока карт сокровищ.
После ставки первого игрока право хода переходит по часовой стрелке к следующему участнику. Если он хочет сделать ставку, необходимо выстроить кубики так, чтобы сумма значений на них была больше предыдущей ставки. Игрок может выбрать любое количество кубиков, но при выставлении ставки необходимо обязательно придерживаться нисходящего порядка значений слева направо. Если игрок повышает ставку, ход переходит к следующему игроку. При выставлении ставки можно сыграть карту попугая. Она позволит либо изменить по своему выбору значение на указанном на карте кубике, либо сделать ставку, равную по значению предыдущей.
Игрок может спасовать и не повышать ставку. В данном случае он получает один жетон соответствующего товара за каждый кубик, участвующий в текущей ставке. Затем он выбирает любой из доступных в гавани торговых кораблей (корабль, не выбранный ранее спасовавшим игроком), который он может «загрузить» указанным над кораблём товаром (у игрока должен быть хотя бы один жетон данного товара). Игрок размещает торговый маркер своего цвета на выбранном корабле, показывая, что в текущем раунде этот корабль больше нельзя выбрать для погрузки товара.
С выбранным торговым кораблём игрок обязан выполнить одно из двух возможных действий.
Каждый корабль предоставляет основное торговое действие: игрок возвращает в банк жетон указанного на тайле корабля товара и получает монету или карту (в зависимости от того, что изображено на корабле). Это действие может быть выполнено несколько раз, верхний предел обмена указан на тайле корабля. Также каждый корабль даёт возможность купить здание на полуострове, находящемся над кораблём, отдав за это 4 жетона требуемого товара (о процессе покупки поговорим чуть позже). В любое время вы можете вместо нужного жетона товара отдать три любых других.
Ставки продолжаются до тех пор, пока все игроки, кроме одного, не спасуют (все действия, которые выполняются спасовавшим игроком, должны быть выполнены сразу после паса). Выигравший аукцион игрок должен оплатить свою ставку уменьшением значения на шкале состояния и/или сбросом карт сокровищ на сумму ставки. Игрок может не оплачивать ставку (обычно это происходит, если у него не хватает монет), но тогда никаких действий в этом ходу он выполнить не сможет.
Если ставка оплачена, игрок получает вознаграждение за каждую позицию в области для ставок, на которой находится кубик. Если вы посмотрите на 5 позиций в этой области, то увидите над каждой из них иконку, отображающую действие, которое игрок должен совершить на полуострове того же цвета, что и кубик, лежащий на этой позиции.
Два первых места позволяют купить здание. Для этого поставьте одного из своих миплов на любое здание, находящееся на полуострове, совпадающем по цвету с цветом кубика на этой позиции. Если над полуостровом находится тайл с белым облаком, игрок получает соответствующий бонус (карту цели, ПО или карту попугая). Затем игрок получает монеты за все здания (на других полуостровах) того же типа, что и купленное, которые ещё не заняты миплами, и на которых нет жетона замка. Обычно выигравшая ставка будет содержать хотя бы два кубика, что даст игроку возможность купить два здания, но эти два здания не могут быть одного и того же типа.
Третья и пятая позиция в области для ставок дают игроку по одному ПО.
Наконец, четвёртая позиция в области для ставок позволит игроку положить жетон замка на любое здание, находящееся на полуострове, совпадающем по цвету с цветом кубика на этой позиции. Это здание не может быть куплено в текущей партии.
После того, как победитель аукциона закончил свои действия, необходимо подготовиться к следующему раунду. Если хотя бы один из игроков поставил на поле всех своих миплов, игра окончена, и можно переходить к финальному подсчёту очков. Если партия не окончена, спасовавшие игроки снимают с торговых кораблей свои маркеры, каждый тайл корабля сдвигается на одну позицию вправо (крайний справа тайл перемещается в крайнюю левую позицию), а жетон первого игрока передаётся следующему участнику по часовой стрелке.
Конец игры.
Напомню, если хотя бы один из игроков выставил на поле всех своих миплов, можно переходить к финальному подсчёту очков.
Игроки получают по 1 ПО за каждую карту сокровища, которая осталась у них на руках. Также необходимо начислить по 1 ПО за каждые 5 монет на шкале состояния. Теперь рассмотрите карты целей и добавьте очки за выполненные условия. Всего есть 4 типа целей:
- 1/2/4/6 ПО за каждое имеющееся у игрока здание указанного типа.
- 1 ПО за жетон указанного типа товара (здесь также работает обмен 3:1).
- 6 ПО при владении большинством зданий (по сравнению с другими игроками) на указанном полуострове, 2 ПО при владении хотя бы одним зданием на указанном полуострове.
- 1 ПО за каждую карту попугая на руках у игрока.
Игрок, набравший наибольшее количество победных очков, становится победителем. В случае ничьи победителем становится игрок с большим значением на шкале состояния.
Мои впечатления
Моей семье игра понравилась. Механизм торгов – очень захватывающая механика. В правилах утверждается, что этот механизм уникален, и в своём экспресс-исследовании я действительно не нашёл ничего даже близко похожего.
В механизм ставок вовлечено множество переменных (как при создании ставки, так и при отказе от неё). Нужно постоянно оценивать наличие нужных вам действий на нужном вам полуострове. Если вы собираетесь пасовать, необходимо оценить получаемые жетоны товаров и доступные для погрузки корабли. Возможно, ставка будет лучше, чем пас. Недостатком такого множества вариантов является вероятность периодически возникающего сильного даунтайма, когда игроки будут пытаться проанализировать все свои варианты. Замечу, что в сыгранных мной партиях этого не происходило.
В первых партиях я был сфокусирован на монетах. Каждый игрок начинает партию с 8 монетами на шкале дохода и одной картой сокровища, и начальные аукционы у нас часто оканчивались на значении, близком к 11. Таким образом, победивший в аукционе игрок оставался практически без денег, и должен был пасовать следующие несколько раундов, надеясь использовать торговые корабли для обмена товаров на монеты, чтобы иметь возможность участвовать и побеждать в новых аукционах. В большинстве сыгранных мной партий все участники в плане денег двигались по этой «траектории йо-йо». Пару раз за партию вы можете спасовать, поскольку значения на кубиках не подходят вам для покупки зданий, но обычно вы быстро потратите имеющиеся монеты, оставив в кармане дыру.
Большинство ПО приносят карты целей, и одно из наиболее трудных решений при отказе от ставки – получить больше монет или использовать корабль, который позволит взять дополнительные карты целей. Каждый раз при использовании такого корабля вы получаете только одну карту цели, но она может привести к тому, что перевес по очкам будет огромен. В двух первых партиях я недооценил силу этих карт и при финальном подсчёте очков понял, что у меня не было больших шансов на победу, поскольку верхний предел моих возможных очков был очень ограничен.
Мультяшное оформление игры сделано для того, чтобы прописаться в категории семейных игр. Иконки легко идентифицировать, они просты для понимания. Несмотря на то, что игра очень хорошо продумана, мне кажется, что она находится на границе между уровнем игр для Spiel des Jahres и уровнем, который относится к Kennerspiel. Это не означает, что игра плоха. Наоборот, это одна из тех игр, которые за последнее время мне понравились. Просто я не считаю её лауреатом премии, поскольку для SdJ она слишком сложна, а для Kennerspiel – слишком проста. В моей классификации игр новинка отлично вписывается в верхнюю границу секции простых игр и прекрасно подходит для моих сыновей-подростков и их друзей.
Впечатления других игроков:
Ben McJ
Я сыграл только одну партию, и нахожу Grog Island неплохой игрой, которой совсем немного не хватило для того, чтобы стать хорошей. Механика аукциона изящна, и мне бы хотелось увидеть другие её применения, но сама игра фактически вынуждает игроков набирать карты целей и пытаться их выполнять. Мне абсолютно не интересно, когда игра заставляет меня линейно двигаться по такому пути. Оформление игры прекрасно, и я не согласен с Дейлом относительно её категории. Grog Island чётко относится к категории Kennerspiel (как минимум, она по сложности не уступает игре Istanbul), но я не вижу в ней ничего такого, за что её можно было номинировать на эту награду.
Joe Huber (1 партия)
Несмотря на то, что моё впечатление сильно совпадает с оценкой Бена, я был очень рад, когда это осознал, так как изначально я беспокоился о том, что игра не сможет преуспеть в том, чем пытается управлять. В целом, это приятная игра с достаточно интересным и продуманным механизмом использования кубиков. Вместе с тем для меня в ней нет ничего такого, что могло бы гарантировать желание сыграть ещё раз.
Рейтинги игроков:
- Мне очень нравится!:
- Мне нравится: Dale Y, Jennifer G
- Нейтрально: Ben McJ, Larry L, Mark J, Joe H
- Не для меня:
Добавить комментарий