Tom Randell делится своими впечатлениями от партии в Historia – одну из наиболее интересных новинок выставки в Эссене и BGG.CON. В своём обзоре он предостерегает от поспешных выводов при виде игрового поля и советует не падать духом от многочисленных символов, чтобы игра раскрылась перед вами во всём своём великолепии. На русский язык материал перевёл Сергей Синцов.
Представляю вам второй обзор по результатам выставки в Эссене. Сегодня я собираюсь рассмотреть игру, которую в последнее время много хвалят. Должен признать, что она не входила в десятку интересовавших меня на этой выставке игр, но в списке Пола она стояла на третьем месте.
Итак, без долгих церемоний давайте взглянем на игру Historia. Это новая интересная игра на тему построения цивилизации, представленная издательством Giochix.it.
Первые впечатления
Когда вы возьмёте в руки коробку с игрой, взгляд обязательно остановится на её оформлении. Главное изображение – это коллаж зданий из различных временных эпох, собранных в форме башни, с одного края которой взмывает в небо ракета, а с другого – космический челнок. Такого эффектного изображения было достаточно, чтобы игра побудила меня посвятить ей второй обзор по результатам выставки в Эссене.
Те, кто давно меня знают, теперь узнают, что я обожаю красивые игры, так как люблю красивые компоненты. Поймите меня правильно: красивая игра с ужасным геймплеем в моей коллекции не задержится, но первые визуальные впечатления для меня очень важны.
Когда мы играли первую партию в Historia, Никки взяла коробку и ушла в другую комнату проводить подготовку к игре, а я писал часть обзора к игре Alchemists. Когда я закончил, я тоже пришёл в комнату…
Вообразите моё удивление при виде игрового поля. После ожиданий, которую вселила в меня коробка, игровое поле разочаровало меня с первого взгляда. Я не увидел в нём признаков жизни, оно было переполнено сухими схемами.
Если вы видели моё видео к игре Panamax, то знаете, что я люблю игровые поля, до отказа забитые информацией. Если вам тоже по нраву такие поля, вам очень понравится мой обзор игры Kanbahn. Однако поле в этой игре никаких отзвуков в моей душе не нашло.
Внешность может быть обманчива… Дадим игре ещё один шанс!!!
После негативных впечатлений от игрового поля, я начал читать правила с некоторым смятением. Правил в игре немного, и спустя некоторое время мы начали партию.
После чтения я почувствовал некоторую долю оптимизма. Правила создали ощущение, что в игре не будет ничего слишком сложного и поле, оставаясь невообразимо скучным, начало приобретать смысл.
Игровой процесс
Для партии необходимо от 2 до 6 игроков, но правилами предусмотрены боты для варианта с двумя игроками или сольной партии. Каждый игрок начинает партию с девятью картами на руке (8 карт действий и карта советника). Каждая карта позволяет выполнить определённый набор действий.
В игре три раунда (эпохи), каждый из которых состоит из четырёх ходов. В начале раунда каждый игрок получает несколько карт лидеров, из которых выбирает одну. Эта карта определяет персональную цель игрока на текущий раунд, давая шанс заработать победные очки за выполнение особых действий до конца эпохи. Иногда кажется, что эти цели практически недостижимы, но при правильном управлении цивилизацией с помощью лидеров игрок может набрать много победных очков.
Каждому игроку достаётся случайно выбранная (из пяти доступных) карта советника. Советники могут один раз выполнить действие, указанное на карте.
В начале каждого из четырёх ходов раунда (в конце хода согласно правилам – прим. перев.) выполняется ряд действий: пополнение доступных карт чудес света, подсчёт очков от выполнения условий карт лидеров и т.д. Во время каждого хода оппоненты играют карты с руки, а также тратят и получают кубики действий для развития своей цивилизации.
Основная идея игры – улучшать технологии и наращивать военную силу своей цивилизации, одновременно оказывая влияние и даже выигрывая войны на карте мира. В конце третьей эпохи все победные очки складываются. Игрок, набравший наибольшее количество победных очков, объявляется победителем.
Какие карты использовать? Действия и очередь сброса.
В течение хода игроки играют карты с руки. Когда карта сыграна, происходят указанные на ней действия, и она отправляется в очередь сброса. Мне кажется, что эта механика довольно интересная, поскольку с увеличением количества построенных чудес света вы совершаете действия, которые позволяют вам возвращать карты как сверху, так и снизу очереди сброса. Нужно научиться поддерживать баланс этих действий, чтобы нужные вам карты не застряли в середине этой очереди.
Давайте рассмотрим карты действий, с которыми вы начинаете игру. У каждой карты есть базовое действие, которое всегда используется при её разыгрывании, а также дополнительное действие, которое выполняется вместо базового, если вы достигли определённого уровня развития технологий.
- Военная сила позволяет на 1 увеличить уровень военной силы вашей цивилизации. За это нужно заплатить один кубик действия. После открытия технологии работы с металлом станет возможно увеличение на 2 уровня за три кубика действия.
- Технология позволяет на 1 увеличить уровень развития технологий вашей цивилизации. За это нужно заплатить один кубик действия. После открытия науки станет возможно увеличение на 2 уровня за три кубика действия.
- Искусство позволяет взять и построить карту чуда света. За это нужно заплатить один кубик действия. После открытия письменности станет возможно строительство двух чудес света за три кубика действия.
- Эксплуатация позволяет вернуть два использованных кубика действия из соответствующей области или с карты мира. После открытия книгопечатания станет возможен возврат четырёх кубиков действия за одно победное очко.
- Экспансия позволяет поставить кубик на карту мира в любую область, которая граничит с уже занятой вами областью. После открытия колеса можно будет брать кубик из зоны использованных кубиков, и ставить его на карту мира.
- Торговля позволяет на 1 увеличить уровень развития технологий вашей цивилизации, если соседняя цивилизация на карте мира имеет более высокий уровень развития технологий. При этом хозяин соседней цивилизации получает два победных очка (одно победное очко после открытия навигации).
- Набег является одной из двух карт конфликта. Вы можете совершить набег на игрока, кубик которого стоит с вашим на той же, либо на соседней области карты мира. Набег успешен, если уровень военной силы вашей цивилизации выше, чем у оппонента. В этом случае возьмите один кубик действия из области использованных кубиков и получите одно победное очко. После открытия пороха возьмите два кубика и получите два очка.
- Революция. Когда кто-то играет эту карту, все разыгранные вместе с ней карты выполняются и текущий ход оканчивается. Сыгравший Революцию возвращает в руку как эту карту, так и любую карту на выбор из своей очереди сброса. После выполнения действий всех разыгранных карт передвиньте маркер хода вперёд и выполните все необходимые для начала следующего хода действия.
С развитием технологий игрокам становится доступны ещё две карты действия:
- Война – это вторая карта конфликта, и она, возможно, вызовет наибольшие споры между развивающимися цивилизациями. Если ваш уровень военной силы выше, чем у игрока, кубик которого стоит на одной области карты с вашим, вы получаете два победных очка и удаляете кубик оппонента из этой области карты. После открытия ядерного оружия вы получите 4 очка вместо двух.
- Туризм используется для получения победных очков в поздней игре. Вы получаете одно победное очко за каждые 4 чуда света вашей цивилизации, а при наличии интернет технологий – за каждые три чуда света.
Советники и чудеса света
Как я уже упомянул, у каждого игрока есть карты советников. В начале игры такая карта будет одна, но по мере развития игры и с ростом технологического уровня их количество будет увеличиваться.
При розыгрыше карты советника она возвращается вниз вашей колоды советников лицом вверх, а не переходит в очередь сброса. Это делает их более сильными, чем обычные карты действий, что необходимо использовать для получения максимального эффекта.
Последний тип карт – чудеса света. Эти карты приобретаются при совершении определённых действий. Они располагаются сбоку вашей игровой области, и вы можете активировать их особые способности поворотом карты на 90 градусов. Чудеса света дают владельцу различные бонусы, эффект которых можно усилить подбором карт, способности которых будут синергичны.
Дерево технологий, уровни военной силы и карта мира
Играя карты и выполняя действия, вы увеличиваете уровни военной силы и развития технологий вашей цивилизации. Во время первой партии мы с Никки избрали различные способы развития. Я прокачивал уровень военной силы, а Никки контролировала карту мира.
Сначала мне было тревожно, так как каждый ход она получала победные очки за контроль новых областей. С течением времени это беспокойство снизилось, так как я начал активнее продвигать маркер развития.
Огромная многоцветная таблица, которая занимает большую часть игрового поля, — это матрица развития. На ней отмечается рост вашей цивилизации, и именно она изначально повергла меня в уныние.
В начале игры маркеры развития устанавливаются в левую нижнюю позицию матрицы. С каждым увеличением уровня военной силы вы передвигаете свой маркер на одну позицию вверх, а при росте уровня развития технологий – на одну позицию вправо.
Матрица возрастает зигзагами и в некоторых точках невозможно увеличить уровень развития технологий, не увеличив предварительно уровень военной силы.
С каждым перемещением наверх или вправо становятся доступны дополнительные бонусы от сыгранных карт, возможность играть дополнительные карты и новые карты советников.
Диаграмма разделена на зоны, окрашенные в различные цвета. Каждый ход вы получаете победные очки в соответствии с зоной, в которой находится ваш маркер развития.
Символы. Помощь или помеха?
Когда вы начнёте играть, то, несомненно, отметите изобилие символов на игровом поле и на картах. Они могут вызвать замешательство у некоторых игроков, но по прошествии нескольких ходов вы научитесь их понимать. Также в комплект игры также входят удобные памятки для каждого игрока, которые детально описывают суть каждого символа.
Свою долю путаницы с символами вносит трекер ходов и раундов. Каждый раунд поделён на 4 секции, в каждой из которых указана группа символов, обозначающих необходимые для выполнения действия. Для тех, кто играет в Historia первый раз, это уже чересчур! Однако это замешательство также проходит очень быстро, а на первых порах контроль и выполнение этих действий можно поручить самому опытному игроку.
Итоговые впечатления
Несмотря на неприятие игрового поля, нужно честно сказать, что не стоит судить об игре только по нему.
После того, как я увидел, что мой уровень военной силы потихоньку растёт, но карту мира преждевременно контролирует Никки, я начал понимать, что хотели передать создатели игры.
Итак, что же показалось мне интересным в этой игре:
- Механики. Все механики работают прекрасно, особенно мне понравилось управление очередью сброса.
- Древо технологий. Очень простое. Линейное развитие даёт ощутимые бонусы по мере роста.
- Военные улучшения. Они сильно влияют на возможность контроля карты мира. Это очевидно, так как изначальное мировое господство Никки позже было практически полностью подавлено моими многократно превосходящими военными силами.
- Карты лидеров, советников и чудес света. Дают возможность непропорционально увеличить силу игроков. Интересный аспект игры.
Несмотря на такое количество достоинств в игре есть и недостатки.
- Игровое поле. Оно выглядит очень скучно, но не дайте себя обмануть. Дизайн карт прекрасен, а геймплей отлично компенсирует унылость поля.
- Символы. Их очень много и памятка с символами очень большая.
- Глубина. Если вы ищете глубокую цивилизационную стратегию типа Clash of Cultures, эта игра не для вас. Historia – лёгкая, развлекательная игра на тему развития цивилизаций.
В целом, игра мне понравилась. Партия проходит быстро, в игре присутствуют интересные механики, и, несмотря на ужасное поле, мы с Никки остались довольны. Мы были заинтригованы тем, что правила включают в себя описание инструкций для мини-расширений, которые приобретаются отдельно. Хотя сначала это кажется «дразнилкой», по факту оказалось, что эти расширения можно достать у ритейлеров. Два мини-расширения дают игрокам набор целей цивилизации и одноразовые улучшения действий, а третье (не упоминающееся в правилах) доступно только для пользователей Kickstarter, поддержавших проект. Оно добавляет в игру золотую эпоху, которую можно использовать для ускорения роста вашей цивилизации.
Я готов порекомендовать эту игру как новичкам, так и продвинутым игрокам, но вид игрового поля может отрицательно повлиять на выбор при наличии альтернативных игр.
Итак, ещё один обзор по результатам выставки в Эссене закончен. Надеюсь, он вам понравился, и если вы решили приобрести эту игру, проверьте магазины: возможно, она уже там.
Добавить комментарий