Наткнулся на небольшой обзор известной настольной игры Каркассон. В нём высказываются следующие соображения по поводу этой настолки:
Процесс прост до безобразия — каждый игрок по очереди тянет карточку, добавляет ее к карте и, если хочет, ставит на нее человечка, захватывая дорогу, замок, поле или монастырь. С "законченных" замков, дорог и монастырей человечки снимаются и возвращаются игроку вместе с очками за достроенный объект. За человечков на недостроенных элементах очки начисляются в конце игры. Плюс, при удачном вытягивании карточек и некоторой зловредности можно "перехватывать" чужие замки, строя рядом свои с бОльшим количеством человечков и "объединяясь" с противником.
Тем не менее, у благодушно настроенных новичков даже такие захваты превращаются во "вместе строим общий замок".
Совсем другая картина возникает при игре между опытными игроками (например, тут — см. игру Toulouse). За замки и поля идет нешуточная борьба с тщательно взвешиваемыми рисками. Со временем запоминаешь все карточки и начинаешь считать, какие есть в игре, создавать ситуцаии, в которых противник просто не может достроить замок или присоединиться к твоему полю…
Чтож, автор справедливо отмечает, что в Каркассон интересно играть как с новичками, так и с опытными игроками. Далее описываются и другие достоинства этой игры:
Особенность Каркассона по сравнению со многими другими настолками — в любой момент вся ситуация видна каждому игроку, как в традиционных играх типа шахмат или го. Это не дает вести тайную игру, приберегать хорошие ходы на будущее, итд, итп. Таким образом, с одной стороны, простор для стратегий меньше а с другой — анализ более эффективен.
Интереснее всего играть в Каркассон "дуэли" между двумя игроками. Тогда через каждого проходит половина колоды карточек, что дает хорошие шансы вытянуть именно ту, которая нужна. Три игрока тоже неплохо уживаются, но теперь на игрока приходится треть колоды, соответственно, шанс вытянуть нужную становится меньше. Из-за этого приходится обходиться простыми небольшими структурами. При четырех и выше игроках замки оказываются достроены только при условии исключительной добродушности играющих.
Как я уже неоднократно заявлял, Каркассон заслуженно является одной из самых популярных настольных игр, но, вот, лично мне эта настолка не нравится. Слишком уж она проста и абстрактна. В нашей компании Каркассон не прижился, хотя мы пробовали играть и в оригинальную версию и в Охотников и собирателей. Тем не менее, многие в вострорге от этой игры, поэтому я смело рекомендую её каждому.
Охотники и собиратели на голову превосходят тактически голый каркассон. Есть где развернуться — основная борьба проходит за реки (хижины охотников), поля и получение бонусных карт.
Однако если играть в оригинальный каркассон с несколькими модами, то оригинал тоже преображается до неузнаваемости.
У меня на компьютере стоит Новое королевство Carcassonne — локазилованная версия, которая имеет в составе 4 аддона. Интересно играть даже с ботами.
Играл два раза в Каркассон втроём. Первый раз было приятно — все быстро поняли правила и т.п. Второй раз — уже скучно. Берёшь, кладёшь, ставишь, ждёшь, берёшь, кладёшь и т.п. Детский сад, в общем.
Согласен с ZoRDoKoм. Играли несколько раз и втроем, и вчетвером, и на компьютере с ботами играл. Как-то не зацепило.