Не так давно мы упоминали про планы по изданию русской версии Каверны, идейной наследницы Агриколы, тоже игры про фермерство. Только в Агриколе в роли фермеров выступали обычные себе люди из XVII века, то в Каверне фермерствовать придётся гномам. Чтобы ознакомиться с игрой подробнее предлагаю перевод обзора с сайта Dicey Goblin.
Проект «Каверна» в настоящий момент собирает деньги на издание на Бумстартере. Цена для участников Бумстартера около 50$, что приблизительно в два раза ниже, чем приобретение игры в США или Европе.
Самая привлекательная вещь в «Каверне» — это чувство долгого пути, который вы и ваши товарищи проходите за время игры. Вы словно проживаете некую эпическую сказку, перед глазами у вас проходит целая жизнь подопечных гномов: они занимаются земледелием, растят детей (которые потом тоже впрягаются в плуг), разводят всевозможную скотину, по-всякому обустраивают пещеру, в которой живут, выбираются наружу и возвращаются обратно с ценной добычей. Несмотря на простую задумку, каждая отдельная партия превращается в исполненную подробностей историю, которая развивается прямо перед вами — и перед вашими товарищами.
Это невероятно приятная и дружелюбная игра, в которой вы найдёте достаточно разнообразия, чтобы раскладывать её снова и снова. Если ваша игровая компания давно подыскивает умную и сбалансированную игру, построенную на конкуренции участников, считайте, что нашли то, что нужно. Интересно, но главное в «Каверне» — это победа не над остальными участниками, а над самим собой: над своим прошлым результатом. «Каверна» — игра о поиске новых интересных методов развития. Вы сами убедитесь, настолько это здорово — наблюдать, как по-разному развиваются ваши гномьи семьи от партии к партии!
В конце концов, это игра Уве Розенберга, так что можете примерно представить, что вас ждёт: скрупулёзное строительство в режиме многопользовательского пасьянса и первоклассное оформление, выдержанное в изящных и чуть приглушённых тонах. Что ж, давайте посмотрим, как устроена «Каверна».
Механика
«Каверна» — это евро-игра; каждый раунд вы используете представителей своей гномьей семьи для выбора действий, благодаря которым получаете различные ресурсы: животных, изгороди, еду, рубины, жилища для пещеры и т. д.
Вам предоставлен широкий выбор возможностей для размещения гномов. Выставив одного гнома, вы передаёте ход следующему участнику. Игроки продолжают ходить друг за другом, пока не разместят вторых гномов, затем третьих и т. д. Выбор действий по-разному влияет на развитие вашей фермы и пещеры. Настолько по-разному, что поначалу вас это наверняка введёт в ступор. Каждое действие и каждого гнома можно использовать только один раз в раунд, что при наличии богатого выбора действий даёт вам обильную пищу для размышлений на каждый ход. Также всегда приходится прикидывать, какие действия могут выбрать соперники, поскольку вы не сможете выбрать те же самые действия до следующего раунда.
Чем больше вы будете играть в «Каверну», тем яснее будете видеть, насколько продуман дизайн игровых полей. На них имеются визуальные подсказки, гармонично переплетающиеся с графическим оформлением и упрощающие понимание игры.
По прошествии нескольких раундов, когда вы поймёте, как связаны между собой ферма и пещера, вы автоматически начнёте выискивать самые оптимальные решения по организации хозяйства.
По ходу игры в вашей семье появится больше гномов, и вы сможете выполнять больше действий за раунд. С определённого момента в игре запустится хитрый элемент случайности, сделанный в виде сезонов: каждый раунд вы будете открывать специальный жетон, который определит, принесут ли ваши растения урожай или нет. Также в игре имеются псевдослучайные карты, из которых формируются будущие доступные действия. Игра сделана как раз с той идеальной долей случайности, чтобы добавить эффект неожиданности, но не навредить планам игроков.
Гном (представлен диском) получает ресурс с игрового поля
В игре нет какого-то чёткого пути к победе. Если не считать незначительных штрафов за неполное заполнение ячеек фермы и пещеры, она не побуждает вас строить, строить и строить. Хотите заняться разведением одних лишь овец, потому что… ну… потому что хотите? Не вопрос. Возможно, это даже окажется выигрышной стратегией, особенно если вы играете против трёх агрессивных рудокопов, ковыряющих пещеры в поисках рубинов.
Для ясности, точное знание, какую стратегию вы не будете ни в коем случае применять, так же важно, как и выбор основной стратегии. По сути, это перефразированное замечание автора игры из буклета с правилами: «если в игре с 4—7 участниками вы позволите избрать силовой путь кому-то одному, то, скорее всего, именно ему и достанется победа. Равно как и в том случае, если он окажется единственным, кто предпочтет мирный путь».
Тема, тема и ещё раз тема
«Каверна» буквально пропитана тематикой, при этом история, которую проживают игроки, логично связана с механикой, что редко увидишь в евро-игре. Игровой процесс погружает вас в себя с головой, потому что каждое ваше решение ведёт к ожидаемым и понятным последствиям. Увеличение гномьей семьи приводит к росту числа голодных ртов, а значит, вам приходится обзаводиться большим количеством скотины, которую впоследствии можно будет превратить в еду. А что если гномья пара не захочет иметь детей? Несомненно, у них будет только два действия, но они вполне смогут совершать ими вылазки и добывать бесценные и универсальные рубины, и то, и другое позволит им быстро преобразовать пещеру в производство самых удивительных бонусов — а всё потому, что им не нужно беспокоиться о еде так, как остальным. Победителями могут стать даже фермеры-вегетарианцы, решившие вырастить у себя настолько много животных, насколько возможно.
1–7 игроков
В «Каверне» предусмотрена возможность играть всемером. Уверен, по этой причине она и является одной из самых дорогих издающихся игр на рынке. Семь наборов гномов и планшетов игроков, число фишек животных, необходимое для семи игроков, — всё это кажется мне чересчур избыточным, и я был бы не против, если бы издательство «Mayfair» выпустило издание для 4 игроков, цена которого не отпугнула бы заинтересовавшихся игрой покупателей.
В связи с этим, даже не сомневайтесь, что в первые разы, когда вы будете открывать доверху заполненную коробку, вас неизбежно будет охватывать благоговейный трепет при виде — цитирую по заднику коробки — более 300 деревянных фишек животных, ресурсов и гномов, более 60 акриловых фишек руды и рубинов, 16 игровых планшетов, 16 картонных листов с более чем 400 компонентами, 30 карт, 1 блокнота для подсчёта очков, 1 буклета с правилами и 1 приложения к правилам.
Игра под завязку набита фишками и жетонами — очень советую обзавестись органайзером для сокращения времени подготовки к игре, например, таким, как на картинке
Для кого игра?
Если вы хотите прикупить масштабную игру — насыщенную, вдумчивую и которую вы разложите не раз и не два, — то сложно найти что-то более подходящее, чем «Каверна».
Как владелец «Агриколы»: пока не вижу никаких причин для приобретения «Каверны» — по сеттингу и характеру игры она прямой конкурент «Агриколы», но соответствующая «экологическая» ниша в нашей семейной игротеке уже занята.
Выскажу своё личное мнение, я не владею ни «Агриколой», ни «Каверной»…
Но постоянно в сети натыкаюсь на отзывы «Агрикольцев», которые сводятся к одному:»А Вы лохи позорные кто играет/заказал «Каверну». И начинается восхваление кризисности, вариативности и пр достоинств «Агриколы».
Я не понимаю , что за ревность мавра?
Есть Агрикола. Любима всей семьёй. Почитали про Каверну и тоже заказали. Посмотрим, удастся ли одной из них полностью вытеснить другую. Я в этом не уверен.
Меня всегда улыбали комменты про вариативность агриколы. Могу сказать, что Каверна вариативнее, за счет многих элементов которые расширены и усложнены, в отличии от агриколы, например команты. Все вариативность Агриколы сводиться к куче карт, которые к тому же плохо сбалансированы, и вообще сомнительно это все. Кризисность так же не является достоинством для многих (50/50), это не плюс, это скорее всего просто часть механики на любителя. По уровню дизайна и интерфеса Каверна конечно впереди Агриколы, ибо ее создавали с учетом исправления ошибок сделанных в Агриколе. Но всегда можно иметь две игры, они все же разные в деталях, несмотря на одинаковый сеттинг, тем более сейчас готовит к выпуску Агриколу 2.0. Но в нашей семье выбор будет за Каверной 🙂