Обзор игры «Kingsburg»

Обзор игры "Kingsburg"

Наткнулся на обзор игры Kingsburg, опубликованный на сайте клуба Триоминос. Рекомендую прочесть его всем, так как написан он очень хорошо. Напомню, что Kingsburg — это последняя локализация от компании Смарт. Эта игра поступила в продажу на русском языке совсем недавно.

Я ещё не успел её опробовать и, честно говоря, не горю желанием. Почему-то описания Kingsburg не вызывают у меня желания поиграть в эту настолку, но её рейтинг на BGG.COM достаточно высок — 7.27 из 10, так что это вполне неплохая игра.

Король решил основать новый город. Назло надменному соседу. И не просто город, а новую столицу! Т.к. переехал туда со всем государственным аппаратом. Не дожидаясь, пока в городе построят хоть что-нибудь.

А строить надо. Для руководства застройкой города были приглашены 2-5 частных предпринимателей. Которые должны строить разные здания за государственный счет, получая однако эти здания в свое личное распоряжение. Заманчивое предложение, однако! Соглашайтесь, вам понравится 

Здания строятся из ресурсов (золото, дрова, камень), которые вам должны выдавать с королевского склада. Но не просто так, а по предоставлении архитектурных проектов, смет, договоров и т.п. А по-русски говоря, надо давать взятки различным чиновникам, иначе ресурсов вам не дадут  Источник ресурсов выделяет игру среди аналогов. Вместо того, чтобы отправлять человечков в шахты, рубить лес или намывать золото, надо просто обратиться к нужному человеку.

Все игроки могут строить здания из одинакового набора. За постройку зданий дают победные очки немедленно (на каждом здании написано сколько). Еще победные очки могут давать или снимать по другим поводам. Для победы нужно набрать побольше победных очков, тут неоригинально. Оригинально, что если здание разрушат, то победные очки за него вычитают.

Денег в игре нет. Чем же давать взятки, спросите вы? Для этого есть кубики. Много кубиков! 21 шестигранный кубик! Если вам нужно много шестигранных кубиков, купите Кингсбург, не пожалеете  У каждого игрока 3 персональных кубика его цвета и еще 6 белых кубиков на всех. 1-2 белых кубика могут временно выдавать игроку для кидания вместе с родными. Итак, 15 раз за игру игроки одновременно кидают свои 3-5 кубиков. Важна не только сумма выпавших чисел, но и точный расклад по кубикам. Например, 4-5-6 лучше, чем 5-5-5. После бросания игроки начинают подкупать чиновников. Всего чиновников 18, каждый хочет уникальную взятку, от 1 до 18. Чтобы дать взятку, нужно положить на чиновника один или несколько кубиков, сумма которых равна номиналу чиновника. Т.к. в стране действуют суровые антикоррупционные законы, чиновник не может принять взятку ни больше, ни меньше, чем ему положено. Также он может принять не более одной взятки в сезон, поэтому если один игрок уже договорился с чиновником, другие игроки не могут к нему же обратиться. Другим чиновникам тоже кушать хочется! Те игроки, которые на кубиках выкинули меньше (в сумме), в компенсацию подкупают первыми.

После того как все подкупят по одному чиновнику, подкупают по второму кругу оставшимися кубиками. И так, пока у всех не кончатся кубики. Во взятке должен быть хотя бы один "цветной" кубик, чтобы чинвник не забыл, кого надо облагодетельствовать. После этого чиновники начинают раздавать слонов, на каждом чиновнике написано, что он дает. Например, "1 победное очко" или "на  выбор золото или дрова".

То, что нужно платить ровно данное число, нельзя заплатить больше — центральная фича игры. Нужно посмотреть, какие значения выкинули другие игроки, прикинуть на каких чиновников они претендуют и стараться их заблокировать, а самому не быть заблокированным. Заблокированный — это когда у тебя остались непотраченные кубики, но потратить ты их не можешь, т.к. подходящие чиновники уже заняты. Быть заблокированным при первом круге очень маловероятно — ты можешь вложить все кубики в одного чиновника, а все, кто ходил перед тобой, врядли могли его подкупить. Другое дело, что этот чиновник может быть не особо нужен, а нужен другой. При втором-третьем круге подкупа быть заблокированным вполне вероятно, надо быть осторожным. Есть здание "рынок", которое позволяет один раз за сезон дать взятку на 1 больше или на 1 меньше. Это здание желательно построить как можно быстрее!

Еще бывают черные фишечки. Их дают некоторые чиновники. Она равна белому кубику со значением 2 на нем. Можно тратить только одну фишечку за сезон.

После кидания кубиков и подкупа игроки строят здания. На конкретное здание нужны конкретные ресурсы, также оно может иметь другое здание пререквизитом.

Теперь немного о "надменных соседях". Не знаю, чем руководствовался король, закладывая город именно в этом месте, но он постоянно подвергается набегам всякой нечисти: варваров, демонов, зомби. А уж всякие орки и гоблины живут прямо в ближайшем лесу.

урки и гопникидемоны и драконы

Набег случайного монстра происходит каждой зимой (т.е. после каждых трех обычных сезонов; всего игра идет 5 лет). У короля есть армия, которая с трудом может обеспечить безопасность короля  А простых граждан вполне грабят и убивают. Чтобы защитить себя и свои здания, игроки могут содержать персональную дружину. Также от короля каждый игрок получает случайное, одинаковое для всех игроков число солдат. Эти королевские солдаты складываются с персональными солдатами игрока, а еще с бонусами от зданий. Если монстры побеждены, игрок получает мелкую приятность, например, победное очко или ресурс (который монстры стащили у короля, наверное). Если мостры пересилили, игрок что-нибудь теряет. Ресурсы, или победные очки, или ломается здание. Здание всегда ломается самое продвинутое, и это самое серьезное непотребство, которое может учинить монстр.

Получается, что кроме золота, камней и дров, каждый игрок имеет еще и солдат. Но количество солдат  почему-то отмечается на треке, а не выдается фишками. Солдат дают некоторые чиновники. И еще непосредственно перед зимой их можно нанять по цене 2 любых ресурса за штуку. После зимнего набега монстров солдаты у всех сбрасываются на 0. Монстры каждый год все мощнее, зато игроки строят здания, дающие перманентный бонус в битве.

Здания

здания

Есть 5 линеек зданий, не все одинаково полезны. Первая линейка — почти бесполезные здания, дающие много победных очков. Из заметных бонусов только возможность перебросить кубики, если выпало <=7. Если есть ферма, то этот бонус бесполезен.

Вторая линейка — очень полезные экономические здания. Трактир(Inn) дает черную фишечку в конце каждого лета, так что его надо построить в первый или второй сезон. Рынок — можно давать взятку на 1 больше или меньше, раз в сезон. Очень полезно. Дальше ферма. Ферма дает вам каждый раз кидать 1 белый кубик! Но она дает -1 в битве  Логично, фермы за городской стеной и их тяжело оборонять. Здание хорошее, но в тот год, когда вы ее построите, у вас будут проблемы с боевой мощью. А если монстр снесет здание, то это будет как раз ферма  Остается надеятся на то, что король в этот год пришлет много воинов… Четвертое здание в этой линейке, торговая гильдия приносит по 1 золоту каждый сезон. Это примерно также хорошо, как белый кубик. Но если есть башня(Crane), то похуже.

Третья линейка — оборонительные здания, т.е. дают бонусы в битве или удешевляют найм воинов. И четвертая линейка тоже оборонительная, ничем принципиально от третьей не отличется.

Пятая линейка. Первое здание — слабое оборонительное. Второе здание — башня(Crane), дает скидку 1 золото при постройке зданий, которые 3 или 4 в своей линейке. Третье здание, ратуша позволяет конвертить ресурсы и черные фишечки в победные очки. Если вы стратежный игрок и можете спрогнозировать доход/траты ресурсов, то вам ратуша не пригодится. Строя здания из первой линейки, превращаешь ресурсы в обедные очки по нехудшему курсу. Четвертое здание, посольство дает 1 победное очко в конце каждого сезона. Полезно. Но не более полезно, чем ферма или торговая гильдия. Можно использовать вместе с фермой, чтобы прикрывать ферму от монстров 

Стратегия

Самое главное — понять, как соотносятся ценности следующих вещей: победное очко, золото, дрова, камень, солдат, черная фишечка, белый кубик. Если понять, то это позволит ответить сразу на 2 вопроса: какие здания лучше строить (по крайней мере среди мирных) и каких чиновников лучше покупать.

Судя по тому, что дают чиновники, золото самый дешовый ресурс. Его дают наиболее дешовые чиновники (№2, №3, №8 дает 2 золота, а чиновники, дающие 2 других ресурса дороже, №16 дает 4 золота — единственный, кто дает 4 ресурса). Дрова дают чиновники №3 и №4, а камень только, начиная с 6-ого. Но с другой стороны, среди чиновников, дающих 3 ресурса, самый дешовый дает 3 камня. Никакое здание, кроме собора не стоит 3 камня, поэтому полученный камень придется отложить… вобщем этот мегакаменщик №13 не пользуется популярностью. Итак, по уровню добычи дрова и камень примерно равны. По требованиям — дрова явно нужнее. Камень нужнее только для постройки зданий первой линейки, т.е. в последний год.

Победное очко стоит как золото или даже дешевле в начале игры. Но ближе к концу дорожает. Солдат стоит примерно как дрова и камень. Часто бывают ситуации, когда солдаты нафиг не нужны, т.к. уже есть достаточная мощь. Но бывает и наоборот, что игрок не построил оборонительных зданий и ему очень нужны сырые солдаты, тогда стоимость можно считать 1.5 дровины.

Теперь белый кубик и черная фишка. На кубике выпадает в среднем 3.5, фишка дет 2. Кажется, что кубик дает почти в 2 раза больше. Но у фишки есть два плюса. Первый — они накапливаются, фишку можно не тратить, если это даст небольшой эффект и тратить, если большой. Второй — в отличие от белого кубика, наличие у тебя в руке фишки не повышает сумму выброшенных тобой кубиков. Поэтому ты будет выбирать чиновника раньше, чем тот, кто кидал с белым кубиком. Но все же белый кубик лучше, будешь получать в среднем больше ресурсов. Посчитаем на сколько больше.

Допустим, мы вбухиваем все кубики в одного чиновника. Чиновники дают примерно столько ресурсов: №1-№6 дают 1 ресурс, №7 полтора, №8-№11 дают 2 ресурса, №12 дает 2.5 ресурса, №13-15 по 3, №16-18 по 4. Видно, что лишние 3-4 очка переводят нас в следующую категорию. Поэтому будем считать, что белый кубик приносит нам по ресурсу каждый сезон. Набор полученных ресурсов может как улучшиться, так и ухудшиться…

Итак, у нас получилось, что 1 золото в ход, одно победное очко в ход и 1 белый кубик в ход — это примерно одно и то же. Поэтому мне больше нравится строить вторую линейку, где два здания из этих трех, чем пятую, где только одно. Если же не строить посольство, то стоит ли строить башню? Ради эффекта башни, наверное, не стоит. Возможно стоит, чтобы иметь максимум зданий и получать награды от короля за это. Два первых здания в пятой линейке очень дешовые. Или забить на них и сэкономить ресурсы на рынок, ферму.

Еще очень важный вопрос — сколько армии нужно иметь. Тут очень большой фактор везения, много ли подкрепления пришлет король (от 1 до 6). Если вы не лидер, то вам стоит придерживаться экстремальной стратегии. Либо построить солдат/военных зданий больше, чем лидер, и надеятся, что король пришлет мало подкрепления, и лидера покоцают монстры. Либо забить на солдат, строить дорогие церкви-соборы и надеятся, что король пришлет большое подкрепление, все переживут нападаение, а вы выйдете на первое место за счет того, что сэкономили на армии. Если же у вас будет столько же солдат, сколько у лидера (скорее всего это оптимальное количество солдат), то вы не при каком раскладе его не обгоните!

Резюме

Хорошая игра. Лучше в нее играть вчетвером-впятером, чтобы была конкуренция за чиновников. Придется посидеть подумать, поприкидывать расклады, кто кого купит.

Есть небольшие претензии к компонентам: составное поле и желтые кубики с белыми точками на них, нет фишек для солдат.

Про фактор случайности. Если игрок выкидывает небольшую сумму перед подкупом, это не будет для него катастрофой, он сможет купить нескольких дешовых чиновников, скорее всего получит максимум на 1 ресурс меньше, чем более удачливые. Действительно важная случайность — это зимнее подкрепление от короля. Если сравнивать с похожими играми… Кайлус вообще безрандомный. Год дракона, Агрикола — очень мало случайностей. По этому параметру названные игры привлекательнее Кингсбурга. Пилларс — примерно настолько же случайная, Каменный век более случайный.

P.S. Есть еще расширение с кучей дополнительных зданий и чиновников. Пока что не локализованное, но имхо можно будет смешать с локализованной базой.

Kingsburg, Обзоры



Похожие записи
  • Настольные игры в кино
  • Комплект русификации для «Agricola»
  • Отчёт за неделю с 5 по 11 декабря 2011 года
  • Разыскивается правообладатель игры «Воздушный бой»
  • «Cartagena 2»: игра по правилам первой части
    1. Nelud
      17 Мар 2009 из 9:08 | #1

      Не мог бы кто-нибудь выложить скан локализованного поля со зданиями?


    2. Alt
      17 Мар 2009 из 10:33 | #2

      Боюсь даже четвертушка поля в сканер A4 не влезет.


    3. Nelud
      17 Мар 2009 из 11:18 | #3

      @Alt

      нет, я имел в виду поля (листы) каждого игрока, которые со ЗДАНИЯМИ (постройками). Они как раз примерно формата А4. Мне интересно, как перевели названия.


      А на общем большом поле там тектста нет и оно свободно лежит на BGG.


    4. Tanone
      17 Мар 2009 из 12:01 | #4

      Странный обзор. Особенно советы по стратегии игры.

      На BGG в форуме есть 4 досконально разобранные стратегии каие здания когда строить. Гм. Описанная похожа на самую сложную и рискованную.

      К тому же автор похоже напрочь забывает что ресурсы неплохо собирать прозапас.

      Тот же «мегакаменьщик» просто незаменим при постройке обронительных зданий, а их вообще всегда строят.


    5. Кай
    6. Nelud
      20 Мар 2009 из 10:22 | #6

      @Кай

      Спасибо! Кстати, для сохранения картинок без потери качества лучше использовать формат PNG, а не TIFF, — он лучше сжимает.


    1. Трекбеков пока нет.