Среди хороших евро-игрушек последних лет периодически упоминается La Grania, настолка, в которой нужно развивать собственную ферму. Совсем не так как в «Агриколе», но, по мнению многих игроков, не менее интересно. Узнать о ней подробнее можно из обзора, опубликованного на сайте Board Game Geek. Перевод выполнил читатель по имени Александр.
Если кому-нибудь из нас скажут, что есть игра на сельскохозяйственную тематику, в которой нужно развивать собственную ферму, то невольно в голову полезут странные ассоциации. Подождите, по-моему, что-то подобное уже было, вот прям вертится на языке, как будто уже играл или слышал о чём-то подобном… Или нет, наверное, показалось. Перетрудился на даче у родителей и размечтался о том, что на картоне тоже можно выращивать пшеницу и разводить овец. Кто-то ещё добавит, что слышал о том, что можно на ферме пещеры копать и рубины добывать. Но данный обзор не о том: забудьте про разговоры о детях, хватит срезать камыш для хижин и обмазывать глиной стены. Надевайте сомбреро, садитесь на осла и вперёд, на Мальорку, где ждёт вас ферма по-испански (в переводе – La Granja). Ах, да, вы совсем один и не с кем разложить игру? Не горюйте, у разработчиков и на этот случай есть решение! Ниже представлен обзор игры La Granja.
La Granja представляет собой евро средней тяжести на фермерскую тематику со всеми вытекающими подробностями. Если вы мне не верите … просто прочитайте данный обзор.
На самом деле я впервые окунулся в мир La Granja, играя в её «младшую сестру» — кубиковую версию La Granja: No Siesta. No Siesta значительно меньше и проще, но она явно заслуживает внимание, особенно это касается соло-режима. В данном обзоре я также буду описывать соло-режим и постараюсь дать полный осмысленный анализ La Granja.
При подготовке данного обзора у меня было слегка странное ощущение, весьма смешанные чувства: очевидно, что «большая» версия глубже и шире по возможностям, чем No Siesta, но станет ли она от этого лучше? Можно ли сравнить плюсы каждой из игр и сделать вывод, какая из них лучше? Или просто оставить всё как есть и пусть время покажет? Но не сдохнут ли тогда от голода эти маленькие чудесные поросята, которых я с таким трудом растил, играя в обе игры?
Игра в действии
Оставим в стороне этическую сторону вопроса «свинского голода» и начнём с того, как игра, знаете ли, работает.
Первое, с чего следует начать, это то, что вы получите 4 карты на старте партии, и есть несколько способов, чтобы их разыграть.
У вас есть личный планшет (или «ферма»), а то место, куда вы разместите стартовые карты, укажет, какую выгоду они дадут вам в течение игры. («Ферма» — это меньшее игровое поле внизу на картинке).
Слева карту положишь – поле получишь. На поле можно растить пшеницу, оливки или виноград в течение всей игры. Сверху карту положишь – получишь телегу торговца, которую будешь наполнять очками и маленькими маркерами с городского рынка («Рынок» — большое поле на картинке выше). Ну а справа карту положишь… Не пугайтесь, тоже всё хорошо будет – в этом случае вы расширите свою ферму, и это расширение будет приносить вам доход и предоставлять новые возможности, такие как хлев для новорождённых поросят (Не в доме же их селить! Хотя слышал я про другие игры…). И, наконец, снизу карту положишь, так тоже всё хорошо будет – наймёте себе помощника с уникальной способностью до конца игры.
Итак, начинаем игру, разыграв 2 из 4-х карт, собрав деньги, которые принесут расширения, распахав и засадив поля и (в конце-то концов), возможно, разведя 2-х свиней. После этого следует прикупить тайл крыши, который обеспечит вам ещё немного одноразовых бонусов.
Но я так всё хорошо вам рассказал об окрестностях фермы, вы, вероятно, уже готовы задать резонный вопрос: а что же внутри, то есть, на самой ферме? Мы начинаем игру с одним товаром для продажи, который сразу может предоставить несколько разных «ништяков» для старта мощного сельскохозяйственного рывка (чтобы ваш колхоз в конце игры стал гордостью картонной страны). Монеты, которые в игре получаются разными способами, можно потратить на приобретение пшеницы оливок, винограда и (конечно же, вы угадали) свиней. Свиней, к слову, нужно ещё загнать в «хлева» на вашей ферме. Можно ещё потратить деньги на преобразование продукции в более ценные товары: вино, еду, мясо. А можно продать продукцию за деньги, если деньги нужны вам на более срочные дела.
Как только вы посадили на вашей ферме 2 стартовые карты, сразу же наступает фаза дохода – также известная, как фаза кубиков. Нужно бросить 2*количество_игроков+1 кубик. Это обычные стандартные D6, но каждая сторона соответствует специальному действию, которое можно предпринять в данной фазе. С помощью драфта кубиков можно взять свинью, немного денег, улучшить что-нибудь на ферме, или продвинуть трек сиесты (кое-что интересненькое, мы к этому скоро вернёмся, обещаю) и так далее.
В свой ход каждый выбирает 1 кубик, выполняет действие, соответствующее его номеру, затем следующий игрок берёт другой кубик и так далее, пока не останется 1 невыбранный кубик. Этот последний кубик активируется каждым участником по очереди. Если карты можно сравнить с деталями вашего движка в La Granja, то кубики – это смазка для узлов и механизмов, чтобы всё работало плавно и ровно.
После этого приступаем к фазе транспортировки. В этой фазе каждый игрок выбирает один из четырёх жетонов, которые определяют сколько ослов будет в распоряжении игрока в этой фазе. Кроме этого данные жетоны определяют, сколько шляп будет вылодено на трек сиесты. Если последнее предложение кажется вам полной чепухой, не волнуйтесь. Я уже написал более 800 слов данного обзора и ещё не успел объяснить основные принципы игры. Я очень надеюсь, что виной тому множество взаимосвязанных элементов, составляющих единую цельную систему, а не моё косноязычие.
Но хватит выпрашивать ваше сочувствие, пора возвращаться к обзору! Итак, ослы! Помните те карты, что располагаются сверху у вас на ферме? Те, которые олицетворяют потребительские запросы на товары, которые в результате выполнения принесут игроку победные очки. Ну вот, если вы хотите доставить товары любого типа откуда угодно с фермы на эти карты, вам понадобятся ослы. Каждый перемещаемый товар требует осла, и вы можете воспользоваться жетонами с 1, 2, 3 или 4-мя ослами, в зависимости от вашего выбора. Но знайте: больше ослов – меньше сомбреро, и наоборот. Давайте уже разберёмся наконец с этими шляпами, потому что ещё целая куча возможностей по доставке товаров, а мы никак не доберёмся до их обзора!
Когда вы выполняете заказ для рынка, вы немедленно получаете маркер торговли (как один из многих элементов, которые вы можете конвертировать во множество вещей, необходимых вашей ферме). Также нужно положить специальный маркер на городской рынок. Более сложные заказы позволяют вам занять более ценные прилавки на рынке, самые лёгкие оцениваются в 2 победных очка, а самые сложные – в 6. Вот как это выглядит на поле:
Во-первых, вы получаете победные очки, а во-вторых, опрокидываете прилавки оппонентов с меньшим значением, находящиеся в непосредственной близости к вашему, при этом вновь получая очки за каждый убранный таким образом маркер. Плюс к этому, в конце каждого раунда вы получаете очки за каждый ваш маркер на рынке. Итак, выполняя заказы с верха вашей фермы, вы получаете множество возможностей получить победные очки, особенно если наберётесь терпения для выполнения самых сложных из них. Но и при выполнении мелких заказов вы получаете ценные товары для фермы и некоторое количество очков.
К слову, ослы умеют кое-что ещё! Если вы заметили на рисунке вверху, на поле есть 6 зданий ремесленников, которым требуются особенные товары. Поэтому, альтернативой выполнения контрактов является возможность перемещать на ослах товары ремесленникам. Вот одно из таких зданий вблизи:
В начале игры 3 из этих зданий блокируются, и никто не может доставлять в них товары. Таким образом, в начале можно доставлять товары лишь к 3-м ремесленникам. Как только кто-нибудь полностью выполнил заказ одного из доступных ремесленников, одно из заблокированных зданий открывается. Как только следующее здание наполняется до отказа, открывается новое, соответственно, заполнив 3-е здание, откроется последнее.
Конечно, это не всё, что случается при выполнении данных заказов. Вы получаете очки, если становитесь первыми, кто выполнил доставку в это здание, также очки получаются при разблокировке каждого нового ремесленника, при этом количество полученных очков равняется номеру текущего раунда (к примеру, выполнив заказ в 5-м раунде получите 5 победных очков). И при этом вы ещё получаете специальный жетон здания, дающий 1 краткосрочный и 1 долгосрочный бонус.
Ну вот, наконец, я и закончил об ослах. Это было самое длинное из моих литературных произведений про ослов, написанное когда-либо. Подводя итог, ослы могут перевозить товары с фермы на карты заказов рынка, и это поможет получить новые товары, расширяющие возможности вашей фермы, а также победные очки. Также на ослах можно возить товары ремесленникам, получая множество победных очков и различные бонусы (которыми я всегда забываю пользоваться!).
А теперь отмотаем немного назад: я сказал, что в начале данной фазы каждый выбирает жетон, определяющий количество ослов И количество шляп, имеющиеся в распоряжении в текущем раунде. Сомбреро выполняют роль своеобразного маркера очерёдности хода. Если я набрал 5 шляп, а другой игрок – 4, то я продвинусь выше по треку шляп, и в следующем раунде буду ходить первым. При этом продвижение по треку шляп также даёт игрокам победные очки.
После всей этой шумихи в фазе доставки вы приступаете к фазе подсчёта очков. Напоминаю, очки дают за маркеры на центральном рынке и за положение на треке Сиесты. После этого вы обнуляете трек Сиесты для каждого игрока, заменяете маркеры крыш на новые (ах, да, эти маркеры подсказывают, какой из 6 раундов игры проходит в настоящий момент) и начинаете новый ранд.
Соло-режим
Со всей этой мешаниной из слов данного обзора совсем вылетело из головы, что я собирался делать обзор СОЛО-режима игры. Но самое сложное уже позади. Не стоит сильно забивать голову различиями соло-режима. Самое основное: нужно удерживаться каждый раунд как минимум на 3 очка выше AI-соперника. Он вмешивается в игру в фазу дохода и фазу доставки. В фазу дохода он заберёт и уничтожит кубик (как будто первый игрок выполнил это действие). В фазу доставки он разместит свой прилавок в центре рынка в зависимости от вытянутой вслепую карты, и выбьет вас с рынка, где сумеет. Всё участие AI-соперника можно охарактеризовать следующими действиями: он забирает 2 кубика каждый раунд и размещает 1 прилавок каждый раунд. Ваша задача – прикинуть, как действовать в соответствии с этим, и оптимизировать количество очков, заработанное в конце игры.
Некоторые мысли
Ну что ж: это было приличное путешествие, которое мы проделали вместе. Если вы ещё не перебороли желание остаться и дочитать до конца, вот некоторые выводы, к которым я пришёл к настоящему моменту.
1. Игра протекает плавно и комфортно в соло-режиме. В других обзорах я рассказывал, как бы мне хотелось иметь соло-варианты для моих любимых евроигр на тот случай, если я не смогу найти компанию Плюс к этому, в игре большой простор для стратегического планирования, который работает одинаково хорошо как в обычном, так и в соло-режиме.
Тут хороший повод остановиться и поразмышлять над многими аспектами, которые были представлены в данном обзоре. Из всего этого можно сделать вывод, что без должной помощи разобраться в игре будет нереально. И, к счастью, в игре есть отличное языконезависимое описание всех основных моментов для каждого игрока. И выглядит оно вот так:
Я заметил, что объяснение данной символики другим игрокам может вызывать необычные ассоциации. Ну это и неплохо, но в соло-режиме всё кажется таким гладким и понятным (Хотя если кто-нибудь будет подсматривать за мной во время игры, то наверняка заметит, как я бормочу себе под нос: «Отлично! Разобрался с ослами… Теперь шляпы… Сколько там мне нужно?» и так постоянно в течение игры). Поверьте, очень просто следить за тем, что ты делаешь сейчас и что планируешь в дальнейшем.
2. AI-соперник представляет некоторый интерес, но не может дать ощущения игры с живым оппонентом. И хорошо, что на долю AI выпадает лишь немного решений в процессе игры, поэтому довольно легко следить за всем происходящим. Хотя при этом ощущается недостаток конкуренции, и для меня кажется, что значительных сложностей AI-оппонент не приносит.
3. Основные концепты игры – это pickup-and-delivery, многовариантное использование карт, драфт на кубиках, и всё это даёт ощущение, что не так уж много сельскохозяйственных действий вы выполняете в этой игре про ферму. Это не говорит о том, что тема здесь абсолютно стоит в стороне, но при этом игра даёт принципиально другие ощущения по сравнению с настолками того же Розенберга. Большинство последних разработок Розенберга сводятся на просто эпической степени преобразования одних ресурсов в другие и создания сложных механизмов из этих цепочек для достижения выдающегося результата. La Granja не столь масштабна, в ней существенно меньшие преобразования и побочные эффекты. Это касается и соло-режима, поэтому если кто-то раздумывает на тему, к чему же склониться, это замечание будет важным.
4. Комбинация кубиков и многофункциональных карт утяжеляет игру до очень достойного уровня. Поэтому здесь хватает и долгосрочных стратегий, и тактических решений, которые позволят насладиться процессом. К слову, драфт кубиков AI-оппонентом можно легко исключить, если вам это не нравится.
В конечном счёте, соло-режим является превосходным дополнением к многопользовательскому режиму. В соло-режиме нет каких-либо улучшений, просто он даёт возможность ощутить все лучшие моменты игры. Я думаю, что «младшая сестра» — La Granja: No Siesta в одиночном режиме может служить образцом приятной небольшой игры, хотя и в старшей версии много фана и она в целом хорошо реализована. Поэтому выбор между версиями будут определять время, место и личные предпочтения каждого из вас.
Без картинок нечитабельно.
Отличная игра, давно на нее смотрел и думал, стоит брать или нет.. А другу по Секрет Санта она пришла. Хочется играть и играть
Почему-то с телефона не грузит картинки к некоторым обзорам на вашем сайте, включая этот, причём на разных браузерах одинаково.
Опечатка, игра La Granja называется.