Обзор игры «Летопись»

Предлагаю ознакомиться с обзором игры Летопись, подготовленным одной из читательниц сайта. Хотелось опубликовать его ещё месяц назад, как раз, когда игра только появилась, но так вышло, что он появился с опозданием. Тем не менее, прошу всех ознакомиться и высказать в комментариях что понравилось, что не понравилось в тексте. 

Стратегическая настольная игра «Летопись» выпущена компанией «Звезда». Авторство немецкое, права принадлежат eggertspiele GmbH & Co. KG, создатели – семейная пара Инка и Маркус Бранд. Настолка удостоена премии «игра года 2012 для опытных игроков». В «Летописи» игрокам предоставляется шанс управлять судьбой целой семьи, выбирать жизненный путь, увеличивая известность своего рода.

Упакована настолка в большую красочную прямоугольную коробку. Средневековые одежды персонажей и готический шрифт названия игры напоминают серию компьютерных игр «Властители земель».

Игра состоит из нескольких раундов. На игровом поле изображена как бы «деревня», а по сути — различные игровые зоны: рынок, путешествие, квартал ремесленников, сбор зерна, безымянные могилы, церковь, семья, деревенский совет, колодец и летопись.

Перед каждым раундом на каждую игровую зону кладётся определённое число кубиков влияния (случайным образом). Кубики бывают коричневые, розовые, оранжевые и зелёные. Они нужны для выполнения определённых действий в деревне. Каждый цвет представляет какое-либо качество и необходим для какой-либо конкретной сферы. На мой взгляд, запомнить ещё и типы влияния нереально. По крайней мере, за 3 игры я так и не запомнила, что оранжевый цвет, к примеру, представляет умения, а зелёные кубики необходимы для рынка и деревенского совета. На игровом поле и так обозначено, какие кубики нужны для выполнения тех или иных действий.

Чтобы, например, отправить члена семьи в путешествие, нужно взять кубик с клетки действия (как бы активируя её).

У каждого игрока есть также карточка фермы. Это своего рода дом для членов семьи игрока и одновременно шкала жизненного пути семьи. Здесь будут храниться кубики влияния и жетоны зерна.

После того, как взяли кубик, его кладут на ферму, а теперь можно выполнять соответствующее действие. У каждого игрока есть по 11 фишки членов семьи (4-х цветов). При этом они все пронумерованы по старшинству, т.е. состоят из нескольких поколений.

Нужно думать, во-первых, как распределять членов семьи – оставить ли на ферме для урожая или же поместить в деревенский совет для очков известности и доп. возможностей, а во-вторых, какие кубики лучше забирать, ведь именно наличие комбинаций позволяет потом покупать товары не тратя времени.

Практически каждое действие (поместить члена семьи в тележную мастерскую, вырастить лошадь или поучаствовать в торговом дне) — требует затрат времени. Песочные часы, нанесённые на поле – 1 единица времени. Например, вырастить быка стоит 3 единицы времени, а создать свиток – 2. Это время вычитается из жизненного пути членов семьи. Как только фишка-счётчик пройдёт полный круг по Вашей ферме и пересекает мост – один из членов семьи должен покинуть этот мир. Причём должен умереть член семьи с наименьшим номером.

Также нужно помнить про кубики чумы. Кубики чёрного цвета сокращаю время, отведённое членам Вашей семьи. Если берёшь его, то кубик скидывается в резерв, а игрок теряет 2 единицы времени. Т.е. чёрный кубик – «вредный» кубик.

У нас всегда получалось, что оплачивать действия временем – невыгодно, когда есть возможность оплатить их зерном или кубиками влияния. Ведь, например, чтобы получить плуг, надо сначала поместить члена семьи в кузницу (3 единицы времени, затем выковать его (ещё 3 единицы). Лучше заплатить 2 кубика влияния и спокойно получить плуг, не тратя столько времени. Умершие члены семьи попадают в летопись (если осталось место) или хоронятся в безымянной могиле. Соответственно тому, в какой области он трудился, пока не умер, его помещают в ряд определённого цвета (красный – для ремесленников, зелёный – если умер путешественник и т. д.). Конечно, лучше попадать в летопись, потому что потом за это будут начислены очки.

Игра заканчивается, когда будут заполнены все безымянная могилы или деревенская летопись. Победитель – игрок, набравший наибольшее количество очков известности. Очки начисляются за большее количество посещённых городов, за членов семей в совете и церкви (соответственно иерархии, чем выше  — тем больше очков), за деревенскую летопись (сколько членов семьи увековечены), за жетоны покупателей (каждый жетон имеет определённое количество очков) и за непотраченные монеты (их в начале игры у каждого по 1, а зарабатываются они путешествиями или на мельнице).

Игра предназначена для 2-4 игроков. Всегда играли только втроём. Возможно, на четверых было бы интереснее. Но вдвоём (судя по ощущениям) садиться не стоит.

На коробке указана длительность игры – 60-90 мин. Если добавить сюда ещё время для подготовки игры – нужно же разложить игровое поле, заполнить его кубиками в определённом порядке, разместить жетоны товаров  — то получается около 2,5 ч. Убирать все компоненты игры в коробку – тоже занимает достаточное время. Сначала мы пытались ещё разделять все жетоны товаров – свитки, лошади, плуги, быки и повозки – по отдельным пакетикам. Но в итоге запихнули все в один.

Игра осваивается очень сложно. Игровой процесс в начале протекает достаточно бездумно, не сразу понятно, зачем набирать эти кубики, и не ясно, зачем их коллекционировать. Из-за обилия игровых компонентов тяжело мыслить наперёд. Цель игры очень размыта, сложно продумывать какие-либо комбинации. Не сразу мы разобрались, когда можно пользоваться привилегиями в деревенском совете: сразу после размещения фишки  или в конце раунда. Монеты тоже какое-то время просто лежали на ферме. Их роль была понятна из правил, а на деле как-то тоже далеко не сразу начали применять.

Фактор случайности в игре присутствует. Во-первых, это  само заполнение клеток действий. Из мешочка кубики достаются случайным образом и раскладываются на клетки деления. И очень часто оказывается, что из 4 кубиков на нужной клетке действия 3 – кубики чумы, а ходите Вы не первым ((  А во-вторых – служба в конце раунда. Вот тут тоже момент, когда нужно надеяться на удачу. Если Вы хотите отправить члена своей семьи с фермы в церковь, то сначала человечек помещается в чёрный мешок вместе с 4 чёрными монахами.

После того как монахи и другие фигурки перемешиваются, нужно вытянуть 4 фигуры. Будет ли среди них именно Ваш человечек – вопрос удачи и случая (если Вы, конечно, не заплатили монеты за то, чтобы Ваш человечек непременно был вытянут и размещён в церкви).

Взаимодействия между игроками не так уж и много, вариантов для ходов достаточно. Но, конечно, если нужный тебе кубик забирают прямо из-под носа, бывает обидно. Ведь иногда ты собираешь, собираешь комбинацию из нужных кубиков, а тут все необходимые разбираются. И тебе мало того, что кубик чумы приходится брать, так ещё и действие, которое ты задумал, не завершается.

Игра была достаточно динамичной, но поиграть в неё так, чтобы постоянно были действия, и не надо было ждать, у меня так и не вышло. Первый раз я играла, не разбираясь в правилах сама, поэтому всё тянулось медленно, потом правила приходилось объяснять уже мне, и думать приходилось за всех игроков, потому что они отчаянно не понимали, что нужно делать и куда ходить. Теоретически динамичная игра возможна, потому что ходов никто не пропускает, даунтайминга не наблюдается. Но это может произойти лишь при условии, что правила знают все игроки.

Реиграбельности в «Летописи» предостаточно. Очень много игровых ситуаций мною не было использованы совсем или очень редко. Как-то прошли мимо. Да и новичкам в этой игре было тоже не до нюансов. Например, я так и ни разу не использовала «Колодец», что означает замену действий. Например, чтобы не брать кубик из клеток действий, можно вернуть скинуть 3 одинаковых кубика влияния и выполнить действие. Также не пользовались мы и привилегией, которую имеют члены семьи в 1-ой палате деревенского совета – стать следующим первым игроком.

Да и самое основное – получение товаров. Ведь можно получить нужный жетон, например, повозки, отправив в члена семьи в мастерскую на обучение (на это тратится время). А можно получить товар, заплатив за него кубиками влияния или жетонами зерна.  Да ведь и не знаешь, куда лучше отправлять членов семьи. Всех игровых полей не охватишь, обычно, фигурки одного игрока располагаются максимум в 2-3 игровых зонах.

 

В ходе игры сложно понимать, кто из игроков лидирует, а кто отстаёт. Может статься так, что у игрока и мёртвых больше всего, а очков известности он получил больше благодаря путешествиям по многим городам. Или, например, вроде у игрока все члены семьи задержались на низких должностях в иерархии, но потом в конце оказывается, что он вырывается вперёд благодаря жетонам покупателей, потому что они все были сплошь с большими очками.

Ещё до того, как мы стали играть в «Летопись», прочитав описание («Некоторые из них делают себе карьеру в совете деревни, кто-то получает духовный сан, в то время как другие отправляются в длительное путешествие по миру…»), я подумала: «Мм, прямо как в «SIMS». Неужели бывают настолки, похожие на любимую в детстве компьютерную игрушку?» Но нет, это не «Sims». Описание не очень чётко передаёт смысл игры. В игре персонажи ролей как таковых не играют, это не персонализированная игрушка. Так что по поводу оригинальности – картинка напоминает одно, описание другое. Но по сути игра представляет собой всё же что-то новое.

 

Эта игра понравиться может только давним любителям настольных игр, тем, для кого чем толще книжечка с объяснениями правил – тем лучше. Ну, может быть, любителям истории.

Точно не понравится любителям весёлых компанейских игр типа «Dixit», «Alias» или «Activity».

Вообще мне стало интересно, кто мог сочинить подобную игру, которую мои партнёры по игре окрестили «сверхзанудной». Немного почитала про них. Немецкая пара Бранд оказались любителями настолок с самого детства, да и познакомились и поженились они, сойдясь именно на почве увлечённости к играм. Сейчас у них 2 детей. Стереотипное мышление заговорило, что да, такую многокомпонентную игру могли придумать только педантичные немцы. Кстати, игра называется в оригинале «Village».

Игра для долгих зимних вечеров. И больше для любителей хардкора.  Правила очень замороченные – и эта замороченность-то и омрачает впечатления от игры. Из моих воспоминаний – мучительные попытки объяснить правила, постоянное перелистывание объяснений в попытках найти нужное место, тоскливое выражение партнёров по игре и наконец – «Всё, я больше играть не буду». Не так много настолок, в которые люди отказывались играть на середине. Если и буду играть в неё ещё – то только с людьми, которые знают правила лучше меня. И точно больше не буду объяснять их! Надежд «Летопись» не оправдала.

Village, Обзоры



Похожие записи
  • Все авторы равны, но некоторые — равнее других
  • Новинки от «Гаги»: Миры Ктулху, Среди знати и Tzolk’in
  • Отзыв о «Kingdom Builder»
  • «Находка для шпиона» + Звёздные войны = Spyfall: Star Wars
  • Расписание ближайших игротек
    1. gazza
      02 Сен 2013 из 8:58 | #1

      Правила объяснять никому не может понравиться, тем более если сам их еле знаешь. Чаще всего это самое не интересное в игре, но это нормально. Вы наверное еще не играли и не объясняли правилf Brass, Caylus, Ora et Labora, De Vulgari Eloquentia?


    2. сыт и весел
      02 Сен 2013 из 9:55 | #2

      Такая ситуация складывается, когда инициатор партии — как правило, счастливый обладатель игры, — сам плавает в правилах и не может их логично и структурировано донести до других игроков. Тогда рассказ правил растягивается на 100500 минут, во время которых кто-то захочет покурить, налить себе чайку, освежиться… Статья мне напоминает работу над ошибками, с помощью неё автор старается понятно и логично пересказать правила.

      У нас свой подход. Мы, как инициаторы наших посиделок, обычно стараемся до игры с друзьями отыграть хотя бы 1 ход, чтобы при рассказе правил не приходилось постоянно лазить в правила, проясняя непонятные моменты.


    3. Tanone
      02 Сен 2013 из 10:47 | #3

      У игры довольно высокий порог вхождения.

      Они ни разу не занудная, кроме того взаимодействия и подрезок там просто море.

      Собственно после слов обозревателя, что на позицию выпало 3 кубика чумы из 4-х и это плохо, можно дальше не читать. Обозреватель просто не понимает, что происходит в игре. Он видимо просто не представляет какая идёт жесткая конкуренция за кубики чумы. 🙂


      Собственно это игра как быстро и эффективно похоронить своих работников, при это не оставшись без ресурсов.


    4. Njuse4ka
      02 Сен 2013 из 11:32 | #4

      «Точно не понравится любителям весёлых компанейских игр типа «Dixit», «Alias» или «Activity».»

      Интересно, из какой когорты сама автор обзора, если нехардкорная «Летопись» вызвала такое неудовольствие.


    5. Ильшат
      02 Сен 2013 из 11:49 | #5

      отзыв вполне норм, а то надоело читать одни хвалебные обзоры 🙂


    6. Njuse4ka
      02 Сен 2013 из 11:53 | #6

      @Ильшат

      Если игроку нравится, он должен написать, что игра говно, тогда вам будет приятно?


    7. kissmybass (Falya)
      02 Сен 2013 из 11:57 | #7

      Ну фотки конечно не «айс». Я тоже фоткаю на телефон, но потом обязательно делаю небольшую постобработку.


      А что, Юра теперь обзоры на аутсорс отдает?


    8. Leto
      02 Сен 2013 из 12:56 | #8

      @Ильшат

      «не играл, но осуждаю» (с)

      ИМХО

      Идеальный обзор должен сочетать объективное описание игры (компонентов, правил, игрового процесса) с субъективным мнением автора. Если человеку понравилось — он пишет «игра крута», если нет — «игра говно».


      Соответственно, если в сети 10 из 100 обзоров говорт что «игра-крута», 80 из 100 говорят что «игра-нормально-на-любителя», и 10 из 100 что «игра-говно» — значит в целом игра хороша. Но это не значит, что Вам она понравится.


      Обзоры, какбэ, и пишутся для того чтобы рассказать другим, «нра» или «ненра»..


    9. 02 Сен 2013 из 13:45 | #9

      @Njuse4ka

      Во всяком случае автор не должен писать хвалебные отзывы, рассчитывая поддерживать хорошие отношения с издателями, если расхваленную игрушку он уже через пару месяцев продаёт.


    10. azazel
      02 Сен 2013 из 14:37 | #10

      Даже из такого обзора для себя понял, что игра хорошая 🙂 Не удивительно, что автору игра не понравилась. Это интересно из каких обзоров она себе представление сделала, что это симулятор SIMS? Жаль только, что на 5 только с допом играется. Локализовали бы сразу с допом обязательно взял. А то нам либо на 2-х, либо на 5-рых надо. И правда ли, что на 2-х она «не играбельна»?


    11. Tanone
      02 Сен 2013 из 14:50 | #11

      @azazel

      А почему на двоих «не играбельна»? Это кто то где то писал, хотелось бы взглянуть почему… Я сам ни разу в двоём не играл. На 4-х или 3-х без проблем играется. И как то я не вижу проблем и с партией на двоих. Вроде все правильно измениться.


    12. Njuse4ka
      02 Сен 2013 из 14:53 | #12

      @azazel

      Играбельна на двоих.


    13. azazel
      02 Сен 2013 из 15:48 | #13

      @Tanone

      Автор обзора об этом пишет: «Всегда играли только втроём. Возможно, на четверых было бы интереснее. Но вдвоём (судя по ощущениям) садиться не стоит.»

      Надо будет все-таки подумать над покупкой. А то у нас с женой все «мохровые евро» как раз у друзей, а у самих ничего нет 🙂


    14. zuzubun
      02 Сен 2013 из 18:03 | #14

      Можно посоветовать автору не браться пока за игры такой сложности, лучше выбирать что-нибудь полегче. Или, хотя бы, играть в них с опытными игроками. А то так и получилось, что никто не смог осилить игру, все скучали, да и качество обзора из-за этого немного пострадало (выводы про играбельность вдвоём, пример про кубики чумы).


    15. Tanone
      02 Сен 2013 из 20:06 | #15

      @azazel

      Фуууу. А то я уже подумал, что что то пропустил. Автор этого обзора вообще не понял как в эту игру играть и что в ней надо делать.


    16. Константин
      02 Сен 2013 из 21:12 | #16

      @gazza

      C Кайлюсом не соглашусь — правил там не так много, и если уловить общую логику, осваивается моментом. Про остальные игры сказать не могу, ибо не играл.


    17. wario
      02 Сен 2013 из 21:19 | #17

      Как можно не врубиться в игру, поиграв в нее целых три партии? )) Лично я, после просмотра очень добротного видеообзора от Тома Васела из Dice Tower, очень сильно возжелал эту игру.


    18. Njuse4ka
      02 Сен 2013 из 21:40 | #18

      @…

      Автор должен только себе, чтобы в ладу со своей совестью быть, а больше никому. Игрок иногда покупает и через пару месяцев продаёт. Даже если игра объективно хороша, она может «не пойти» по целому ряду причин. Поэтому я не вижу диссонанса между хорошим обзором и последующей продажей игры через пару месяцев. А «Летопись» хороша, но, как я отмечала в своём обзоре, вопрос её реиграбельности будет стоять у нас остро. Говорят, лечится допом. Буду размышлять над покупкой.

      А почему вы пишете каменты анонимно?


    19. gazza
      03 Сен 2013 из 6:49 | #19

      По поводу Кайлуса уточню, что реплика касалась больше не правил, а сложности самой игры.


    20. Tanone
      03 Сен 2013 из 7:50 | #20

      @Njuse4ka

      Перечитал ваш обзор. В чём же именно сомнения в реиграбельности?

      Стратегий победы там даже больше чем в среднем в Евроиграх. Уберных вроде нету, по крайней мере я пока не нашёл и в обзорах не видел.


    21. Njuse4ka
      03 Сен 2013 из 8:00 | #21

      @Tanone

      Не знаю, что и сказать на это. Игра довольно оригинальная и приятная, но чувствую, что играть много я в неё вряд ли захочу. Вот в пятницу меня прямо штырило на игротеке — хотела играть в Glen More, в которую давно не садились. И я знаю, что я буду хотеть в неё играть, примерно так же как хочу играть в Пуэрто Рико. Дело даже не в количестве стратегий, ведь ПР я изъездила вдоль и поперёк. Не могу объяснить! =)


    22. Tanone
      03 Сен 2013 из 10:06 | #22

      @Njuse4ka

      Ясно. 🙂


    23. Ильич
      03 Сен 2013 из 13:27 | #23


      Njuse4ka :

      @Ильшат

      игра говно


      О_о

      У меня теперь в интернетах это слово надолго будет с вами ассоциироваться…

      Зачем вы его написали!?


    24. Njuse4ka
      03 Сен 2013 из 13:45 | #24

      @Ильич

      Откуда такая чувствительность?


    25. Ильич
      03 Сен 2013 из 15:27 | #25

      говно вопрос! от воспитания наверно…


    26. Njuse4ka
      03 Сен 2013 из 15:41 | #26

      @Ильич

      Возможно, хотя не вижу сильной корреляции.


    27. Ильич
      03 Сен 2013 из 15:48 | #27

      вы хотели сказать — взаимосвязи?


      ну ладно… ладно ведь?!


    28. Njuse4ka
      03 Сен 2013 из 15:49 | #28

      @Ильич

      Я сказала то, что хотела сказать. Ладно. Мне, в общем, всё равно, не я к вам привязывалась.


    29. Константин
      03 Сен 2013 из 18:13 | #29

      @gazza

      Насчёт сложности тоже не согласен. Мой младший брат — большой нелюбитель сложностей и освоения правил — вник в Кайлюс почти сразу.


    30. 04 Сен 2013 из 15:55 | #30

      @Njuse4ka

      А зачем Вам моё имя? Вы же ни мне, ни кому бы то ни было ничего не должны?


    31. Njuse4ka
      04 Сен 2013 из 16:01 | #31

      @…

      По вашим вопросам я могу сделать один вывод из двух: либо вы дурак и не видите отсутствия логической связи между вашим первым вопросом и вторым, либо вы хотите меня задеть вашим комментарием. Выбирайте. Если первое, то до свидания. Если второе, то зачем вам это? У вас ко мне какие-то претензии? Если да, то с анонимами я не привыкла общаться. Так что откройте личико и выражайтесь ясней.


    32. Константин
      04 Сен 2013 из 18:25 | #32

      @Njuse4ka

      Уважаемая Нюсечка, не обращайте внимания, в сети таких не сосчитать. Ну досадно ему, что он никто, а Вы — личность )


    33. Ильич
      05 Сен 2013 из 7:37 | #33

      отвратительные люди, в игнор неприменно обеих!

      то что у человека вместо буковок точки, а не цифры, не значит, что он аноним… >_< тут вообще анонимно невозможно писать!


    34. Njuse4ka
      05 Сен 2013 из 8:03 | #34

      @Ильич

      «НепрЕменно». И «обОих», коли Триточки неизвестного пола. Вы отпишитесь от этой ветки, а то мне за ваше психическое состояние страшно, вы так нервничаете.


    35. NewMethod
      05 Сен 2013 из 12:30 | #35

      Какая интересная игра, наверное. Поиграть так и тянет ;-), увидев как народ из-за нее собачится. Люди, будьте терпимее к друг другу, а то уже можно вести расчет: сколько нервов вылито на 1 кв.см дойчкартона. 😉


    36. NewMethod
      05 Сен 2013 из 12:52 | #36

      Не-е-е, это супер игра. Карту персонажа еще не тянул, игру на столе не раскладывал, а уже начинаешь на кого-то бочку катить, нереально атмосферное погружение в игру (Life boat отдыхает). Можно сказать еще не купил, а уже втянулся (это не еврогейм, это америтрэш, хардкор). Кто сказал что будет скучно, нужно только добавить хоумрульчиков (семья встает из могил на 10-й ход, срочно нужен некромант). А еще добавить сценариев как в могилу укладывается семья (сковородкой, ядом, подножкой от трактора беларусь). Да-а, нафлудил живописно, все равно лучше чем собачиться 🙂


    37. Nrgetic
      17 Сен 2013 из 13:09 | #37

      Убедили, теперь точно куплю:)


    38. Сергей
      25 Сен 2014 из 12:43 | #38

      Летопись- для любителей хардкора? )))) О да… Это безусловно мега сложная игра ))))


    39. sergei
      25 Ноя 2014 из 22:01 | #39

      @Tanone

      Здравствуйте! Хочу купить Летопись для игры вдвоем сыном 8 лет. Сейчас играем в каркассон с дополнениями и колонизаторы. Скажите пойдет ли нам игра мне по обзору понравилась только пугает возраст с 12лет.


    40. Shario
      26 Ноя 2014 из 11:37 | #40

      @sergei

      Я бы не обращал на рейтинг 12+, если ребенок смышленый, проблем с пониманием игры быть не должно. Лично меня смущает только один момент, что миплы там «умирают» более ярко, чем в любый других играх — их кладешь прямо на кладбище. Как эту часть воспримет неокрепший ум? )) В остальном игра не сложнее других подобных.


    41. Tanone
      27 Ноя 2014 из 11:02 | #41

      @sergei

      Я со своими еще не пробовал играть.

      Игра и правда довольно обычная Евро за исключением того, что МИПЛов приходится целенаправленно и осмысленно отправлять на кладбище. Это частенько вызывает ступор и у взрослых игроков.


    1. Трекбеков пока нет.