На сайте Заметки новосибирского настольщика появился обзор игры Мафия леммингов. По словам автора это очень приятный филлер, обладающий внутренними противоречиями. С виду игра вполне детская, а вот по содержанию — не совсем.
Вы задумывались когда-нибудь о смысле жизни? Юмор ситуации в том, что задумывающийся о смысле жизни человек гарантированно ничего полезного о нём надумать не сможет… впрочем, с этим — к философам…
А вот лемминги о смысле жизни не задумываются. Они его просто знают. Смысл жизни лемминга состоит в том, чтобы значимо и демонстративно самоубиться.
Трудно сказать, почему так получилось, хотя, безусловно, отсюда следует много интересного. Например, в мире леммингов доктор Айболит является кошмарным и особо циничным маньяком, именем которого пугают непослушных детей.
Впрочем, я отвлёкся.
Наши конкретные лемминги — это вам не просто лемминги. Они представляют интересы… хм, как бы политкорректно выразиться… теневых кругов. А там очень высоко ценится личный статус, так что ради воплощения своего жизненного предназначения (см. выше) и утирания носа конкурентам эти персонажи готовы на многое.
Обозреваемая игра имеет своим основанием комикс «NICHTLUSTIG» («Несмешно» — именно так, одним словом), речь в котором, вообще-то, идёт не только о леммингах, а если и о леммингах, то не только о мафиозных. Образчик такого креатива вы видите слева, а подробности см. здесь (в оригинале) и здесь(русскоязычное сообщество).
Юморок, как видно, довольно-таки чёрный. А в сочетании с мафиозной темой — ещё и довольно своеобразный. В частности, здесь заметную роль играет расхожий штамп «бетонных башмаков»: по классическим представлениям, служащие для гарантированного утопления с невсплытием, здесь они, напротив, сковывают движения и не позволяют добежать до вожделенного причала (под которым плавает крокодил)…
Сами лемминги в игре представлены совершенно замечательными пластиковыми фигурками (при вскрытии коробки обнаруживается, что они ещё и упакованы по отдельным пакетикам). Всего их шесть штук (в игре используются все, вне зависимости от числа игроков), и различаются по цветам шляп-галстуков. В основании фигурок есть два отверстия, куда при необходимости устанавливаются серые цилиндрики, символизирующие те самые бетонные башмаки.
Играть могут от трёх до шести человек (вдвоём, в принципе, тоже можно, но уйдёт часть удовольствия — ну, примерно, как в тот же «Манчкин» вдвоём). А вот с целевой аудиторией немного странно: по компонентам и правилам вроде сильно ориентирована на детей, но тематика и юмор не особо соответствуют… Впрочем, давайте посмотрим подробнее.
Как уже говорилось, на поле всегда присутствует шесть леммингов, и у каждого игрока в начале партии есть шесть цветных карт, которыми впоследствии можно будет делать ставки. И ещё каждому достаётся по три карты заданий, о которых чуть позже.
Есть кубики, есть поле с дорожкой, у дорожки есть начало и конец. Но это не банальное «кинь-двинь». По идеологии «Мафия леммингов» отчасти похожа на «Это жизнь!».
Основных кубиков два, и они специальные. Разные грани имеют разные цвета, соответствующие цветам леммингов. Текущий игрок бросает оба кубика и может подвинуть одного из двух леммингов, чьи цвета выпали. На свой выбор (а если цвета совпали — ну, тогда выбора нет).
Движение выполняется на один сектор вперёд — секторы разделены шлагбаумами, и каждый содержит 2-3 локации. В каждой локации может стоять только один. Если относительно выбранного лемминга следующий сектор весь занят, то продвижение выполняется на два сектора, если и там занято, то на три. Так что аутсайдер вполне может внезапно стать лидером. А если во впередиидущем секторе есть не одна свободная локация, то выбор опять же остаётся за активным игроком.
Дальше срабатывает свойство локации, на которую встал подвинутый лемминг. Всего есть шесть типов:
- Пусто — ничего не происходит.
- Бетономешалка — на лемминга навешивается «бетонный башмак». Их можно иметь не больше двух. Как только навешивается третий, лемминг сходит с дистанции. Первый сошедший занимает шестое место, второй пятое и т.п.
- Отбойный молоток — с лемминга можно снять один «башмак» (если на нём есть).
- Босс — каждый игрок, исходя из текущей ситуации, может (не обязан) скинуть одну карту задания.
- Автомобиль — лемминг пытается угнать тачку и проехать вперёд. Бросается обычный «1d6» и угонщика продвигают на указанное число локаций вперёд. Если там занято, то угон не удался, лузер остаётся на месте и получает дополнительный «башмак».
Если свободно, то на угонщика дополнительно срабатывает эффект той локации. (Второй раз автомобилем она оказаться не может, так построено поле.)
- Букмекер — каждый игрок может (не обязан) сыграть карту ставок. О которых сейчас и пойдёт речь.
Ставки являются одним из двух механизмов получения очков, и играются они втёмную как стек. В начале игры стек у каждого игрока пуст. По ходу партии в него можно класть карты леммингов. В конце игры стек переворачивается — первая сыгранная карта ставки становится верхней, а последняя нижней. Если среди ставок есть победивший лемминг, то игрок получает столько очков, какой по счёту сверху лежит эта карта.
Поверьте, на самом деле это гораздо проще, чем может показаться.
Например, победил чёрный лемминг. Игрок перевернул свой стек, и чёрная карта оказалась лежащей второй сверху (т.е., была сыграна второй по счёту). Два очка игрок и получит. Таким образом, важно суметь разыграть победную ставку как можно позже, а в начале правильно угадать всяких неудачников.
Победителем, естественно, считается тот лемминг, который первым сиганёт с причала в объятия гостеприимного крокодила. Ну, или тот, кто при выбытии всех прочих останется последним (такое тоже бывает).
А потом срабатывает второй механизм получения очков — карты заданий. Как уже говорилось, в начале партии они достаются игрокам по три штуки, и по ходу гонки могут сбрасываться с руки. Потому что невыполненное задание отнимает два очка. А выполненное — добавляет 1-5 очков (на картах прописано, какое сколько). Типичные задания выглядят, например, так: «зелёный обогнал красного», «выбыло не больше одного», «на победителе нет “башмаков”» и т.п.
В общем, несмотря на кубики, думать тут нужно, и бороться с кубиками вполне можно. Геймплей тривиальным не назовёшь, хотя и сложным он тоже не является. Партии получаются динамичными (20-30 минут) и весьма доставляют тем, как игроки гнут свои линии втёмную, невольно учиняя пакости другим.
У Михаэля Ринека (больше всего известен, как соавтор «The Pillars of the Earth» и «Cuba», последняя не столь давно также локализована) получился непритязательный, но потешный филлер. Для небольших компаний, особенно новичковых — вполне.
Достоинства игры:
- Замечательные компоненты (можно использовать как фишки в других играх).
- Очень хороша как филлер: простые правила, быстрая партия, требует немного места.
Недостатки игры:
- Вдвоём плохо (разве только для знакомства с правилами).
- По сравнению с оригиналом (см. здесь) коробка локализации лишилась удобного вкладыша.
Неоднозначные особенности игры:
- Конфликт тематики и механики. Первая забавна, конечно, но не особо соответствует детской аудитории, для которой хорошо подходит вторая.
Играли на Тишинке в неё. очень понравилось. весёлая и динамичная. И правила новичкам быстро объяснять )