Любителям несложных игр, в которые можно с удовольствием играть как с опытными игроками, так и с новичками, имеет смысл познакомиться с новинкой издательства Mayfair Games «Murano». Представляю вашему вниманию обзор игры, который сделал пользователь сайта boardgamegeek.com Seth Brown. На русский язык материал перевёл Сергей Синцов.

Основная механика игры Murano – выбор действий. Во время своего хода игроки, передвигая гондолы, покупают здания и развивают свой бизнес на островах Мурано.

Компоненты

Двухстороннее игровое поле, 8 деревянных фигурок гондол, 32 деревянные фишки (гондольеры), 60 деревянных кубиков-маркеров, стандартные картонные монеты и жетоны зданий / улиц, мешочек с пластиковыми драгоценными камнями, карты получения бонусных победных очков и карты особых зданий, правила игры.

Краткие правила игры

Периметр игрового поля представляет собой набор локаций, на котором в восьми различных местах выставляются фигурки гондол. В свой ход игрок может переместить одну гондолу вперёд по часовой стрелке до любой свободной локации, не передвигая другую гондолу и не перескакивая через неё. При желании игрок может заплатить деньги, чтобы сначала передвинуть мешающие ему гондолы, но всё равно он сможет выполнить только одно действие в той локации, где остановится последняя перемещаемая им гондола.

Действия в локациях относятся к нескольким типам:

  • Получение денег (2 монеты из банка, прибыль от ваших магазинов, производство товаров из стекла, ведущее к потере небольшого количества ПО и получению большого количества денег).
  • Покупка зданий (стекольная фабрика за 1 монету, особое здание за 2 монеты, магазин за 2 или 4 монеты, дворец за 2 или 4 монеты).
  • Строительство зданий (один тип локации, но на поле они встречаются три раза; игрок может выложить до трёх жетонов на остров, используя случайные жетоны улиц или купленные им ранее жетоны зданий).
  • Вложения в победные очки, присуждаемые в конце игры (покупка карт получения бонусных победных очков или высадка гондольеров на остров для активации этих карт).

Когда закончатся две стопки жетонов зданий / улиц, игра завершается. Игрок, набравший наибольшее количество победных очков, объявляется победителем.

Достоинства

Низкий порог вхождения. Признаюсь, что когда при первом взгляде на игру вы увидите механику размещения рабочих и схожесть с игрой Rondell (разновидность Манкалы, подробнее здесь (английский язык)), вас, скорее всего, охватит страх, что она довольно сложна для новичков. Однако, несмотря на некоторые сходства, эта игра намного проще, чем средняя игра любого из указанных выше типов. У вас целых 8 гондол, которые дадут вам возможность каждый ход получить что-нибудь полезное, затратив максимум одну монету на их перемещение (а то и вовсе ни одной). Несмотря на обилие различных ячеек действий, новичкам просто вникнуть в игру, поскольку эти локации относятся всего к нескольким типам (как я уже сказал ранее), а также, поскольку …

Оформление игрового поля великолепно! Если бы мне давали пятицентовик за напоминание значения каждого загадочного символа в той или иной настольной игре, я уже мог бы накопить на билет до Эссена и обратно. В Murano ориентироваться очень легко: маленькие волны и якоря показывают направление движения и стартовые позиции гондол, а иллюстрации в каждой локации поясняют, сколько денег вам нужно заплатить за то, чтобы что-то получить, или сколько очков вы получите за каждый тип построенного здания. Очень приятно, когда ты один раз объясняешь игрокам правила, и затем в ходе игры все в целом понимают, что даёт та или иная локация, просто взглянув на неё (даже если иногда случайно кому-то придётся напомнить детали получения прибыли от магазина или стекольной фабрики).

Удвоение количества игроков не удваивает время партии. Частенько игры, которые нравятся мне в варианте на двух игроков, при добавлении ещё двух человек становятся такими долгими, что я теряю всякое желание играть в них. В Murano для игры вдвоём и вчетвером используется почти одинаковое количество жетонов. Поскольку игра заканчивается, когда в двух стопках не остаётся жетонов, партия на четырёх игроков занимает ненамного больше времени, чем партия на двух игроков. C другой стороны, при игре на 2, 3 и 4 человек на поле всё те же 8 гондол, а для игры вдвоём используется оборотная сторона поля, где на 1 остров меньше, что позволяет не терять ощущение конкуренции за ресурсы в дуэльном варианте (за исключением одного нюанса, описанного далее).

Несколько альтернативных вариантов. Каждому в этой игре нужно добывать деньги, чтобы затем с их помощью получать победные очки. Чтобы получить деньги, вы можете просто встать в ячейку, которая даёт 2 монеты, построить несколько магазинов, получив затем с них прибыль, или запустить производство на фабриках (потеряв небольшое количество ПО), чтобы затем продать совпадающие по цвету товары (разноцветные пластиковые камешки) и получить много денег. В течение игры вы, скорее всего, будете использовать все варианты, но купленные в начале партии здания могут подтолкнуть вас к более частому использованию одного из указанных способов. Кроме того, вы можете получить очки, набрав побольше гондольеров и карт получения бонусных победных очков, или продав нескольких гондольеров из запаса для финансирования строительства.

Вложения в особые здания необязательны для победы. Особые здания дают вам карты, которые предоставляют различные бонусы (от скидок на покупку/строительство до дополнительных ПО и особых, изменяющих правила, условий). Однако вы можете выиграть игру, не купив ни одного особого здания, так как вместо этого можно построить дворец и получить 3 ПО, или магазин / стекольную фабрику, и получить 1 ПО и более чёткую инфраструктуру.

Любопытная мотивация строительства. Вам нужно строить как можно больше зданий для получения очков и роста своей доли рынка, но здания можно построить только рядом с улицами, а значит, сначала нужно построить улицы. На улицах могут быть покупатели разных цветов, и вам нужно, чтобы цвет покупателей совпадал с цветом ваших магазинов на острове, и не совпадал с цветом магазинов конкурентов на этом же острове. Любая улица, которую вы построили, не пристроив к ней своё здание, даёт оппоненту возможность построить здание, не затратив действие на постройку улицы. Однако для получения прибыли с ваших магазинов вам нужны покупатели соответствующего цвета рядом с ними. Ну и конечно совершенно не стоит оставлять открытое место для строительства на острове с множеством покупателей (улиц), если хотя бы у одного оппонента есть в запасе магазин. Всё это в сочетании с вашей стратегией размещения позволяет рассматривать карты персонажей (те самые, что дают бонусные победные очки в конце игры) как …

Широкий выбор альтернативных решений. При покупке карты персонажа, дающей победные очки в конце игры, у вас есть выбор из трёх возможных вариантов. Каждая карта требует выполнения определённых условий, обычно относящихся к типу, количеству и владению определёнными зданиями на острове. Соответственно, вы будете застраивать острова, пытаясь заставить их соответствовать условиям на ваших картах персонажей, а затем ставить на них гондольеров, чтобы зачесть эти карты. Некоторые карты требуют наличия на острове двух гондольеров, что означает (в партии на четырёх игроков) лишение как минимум одного оппонента возможности получить очки за этот остров.

Игра плавно переходит от ранней стадии к поздней. Ходы игроков – это единичные действия, которые крутят механизм игры. В начале игры у вас есть деньги для покупки нескольких зданий прежде, чем вы решите вопрос с пополнением своего бюджета. В середине игры вы будете застраивать острова, попутно решая вопросы с финансированием, а в конце игры вы будете размещать гондольеров на островах, пытаясь урвать несколько последних очков до конца игры.

Деревянные гондолы. Это же здорово!

Недостатки

В партии на двух человек гондольеров размещать очень легко. Мне кажется, что создатели игры проделали большую работу по созданию конкурентного игрового поля для партии на двух игроков. Однако даже на этом поле, на каждом острове есть 4 места для гондольеров. Для четырёх игроков 4 места – хорошая конкурентная среда. Соглашусь, что 2 места на поле для двух игроков – слишком жёсткий вариант, так как они легко блокируются одним игроком. Однако 4 места на поле для двух игроков – это много. Вы можете поставить второго гондольера на остров, заняв место другого игрока за несколько монет (на каждом острове есть по одному месту для каждого игрока, но за повышенную цену игроки могут занимать места, изначально «не принадлежащие» им – прим. перев.). Однако только в одной из партий на двух игроков я увидел ситуацию с тремя гондольерами на одном острове (и всё равно одно место оставалось незанятым). Мне кажется, что этот момент стоило сделать более соревновательным для варианта на двух игроков, так как сейчас за «места под солнцем» никакой борьбы нет.

Заключение

Мне кажется, что все, с кем я играл в Murano (причём как опытные игроки, так и новички) остались довольны игрой и хотят сыграть в неё снова. Как это ни странно, возможно я – единственный, кто оценил её меньше других, так как люблю более сложные и глубокие игры. Эту игру сложно не полюбить: приятные деревянные гондолы на хорошо продуманном игровом поле, быстрые ходы и плавные переходы от ранней стадии к поздней, множество вариантов развития (даже до того, как вы начнёте приобретать карты особых зданий). Она кажется прекрасным гейтвеем (игрой для знакомства новичков с миром настольных игр – прим. перев.), но подарит немало приятных минут и опытным игрокам.

Нужна ли вам эта игра?

Не думаю, что купил бы Murano чтобы играть только вдвоём, по причине отсутствия конкуренции при размещении гондольеров. Однако если вы в любом случае приобретёте её, то, вероятно, иногда будете играть и дуэльный вариант, поскольку это весело и увлекательно. Если вам настолько нравятся игры такого типа, что вы сели читать мой обзор сразу, как только увидели его, стоит включить Murano в список покупок (если только вы не предпочитаете более сложные игры).

* Игра для обзора предоставлена издательством.