Обзор игры «Nostra City»

Чуть больше месяца назад у меня в коллекции появилась новая игра — Nostra City. За это время мы сыграли в неё один раз и, к сожалению, мои товарищи не изъявили желания играть в неё снова да и, честно говоря, я не особо на этом настаивал. Тем не менее, одной партии оказалось вполне достаточно, чтобы сформировать мнение об этой игре и подготовить по ней полноценный обзор. 

Нью-Йорк. Наши дни. Крёстный отец преступного синдиката схвачен полицией и сидит в тюрьме в ожидании суда. Процесс уже начался, но продлится ещё не менее шести месяцев. Это время – шанс для преданных мафиози подкупить присяжных и спасти своего босса. Но для этого нужны деньги, которые достаются не так просто. Обстановка на улицах выходит из под контроля, и каждый преступный лидер должен бороться за территорию и формировать свою команду. Положение осложняется ещё и тем, что среди бандитов, возможно, затесался федеральный агент, работающий под прикрытием. Как и все остальные, он тоже будет «заносить» присяжным. Только, в отличие от «честных мафиози», он будет уговаривать жюри вынести отнюдь не оправдательный вердикт.

Такова фабула игры Nostra City, новинки 2009 года, которая впервые была представлена на выставке в Эссене и с которой мы сейчас познакомимся поближе.

В коробке с игрой скрывается поле, 7 деревянных фишек (5 стандартных фишек и 2 деревянные шайбы), сотня с небольшим карт и денег.

Игровое поле выполнено из плотного картона. По размерам оно небольшое, примерно 30х20 см. На нём изображен счётчик ходов, счётчик уважения (победных очков), а также имеются четыре позиции для выкладывания карт на аукцион. Также на игровом поле есть шкала мнения присяжных. Эта шкала (или счётчик) состоит из 24-клеток – от -12 до +12. Все отрицательные значения означают «виновен», все положительные – «невиновен». В начале игры фишка мнения присяжных располагается на клетке -12. По сути, поле выполняет техническую функцию. Карты на аукцион можно было бы выкладывать и просто так, а счётчики очков, ходов и мнения присяжных занимают совсем немного места.

Игровые фишки сделаны из дерева. Их качество на высоте, а форма – стандартна. Такие же фишки используются в Pandemic и почти такие же – в Cartagena. Деревянные «шайбы» идентичны фишкам камня и тростника из Agricola.

Карты отпечатаны на достаточно плотном картоне, но я бы не сказал, что он очень высокого качества. Примерно такой же материал используется и для российских игр. Например, такие же карты можно обнаружить в Терминаторе или отечественном издании Race for the Galaxy. Иллюстрации на картах выполнены на высоком уровне. Я, вообще-то, не особо ценю оформление игр, так как плохо разбираюсь в изобразительном искусстве и практически неспособен отличить хорошее оформление от плохого, но в Nostra City отчётливо заметно, что художники поработали над игрой на совесть.

Игровые деньги на самом деле не совсем деньги. Наполовину представляют валюту, а наполовину – карты. Как и положено, на лицевой стороне каждой купюры указан её номинал (от $5 000 до $50 000), а вот рубашка у всех купюр одинакова. И сделано, не только для того, чтобы держать в тайне насколько богат тот или иной игрок. Дело в том, что на лицевой стороне многих купюр изображён значок подкупа, указывающий к какому мнению будут склоняться присяжные, если им вручить такую купюру. Отдельные банкноты содержат на лицевой стороне ещё и символ «обвинения» или «оправдания». Подкладывая такие купюры присяжным, игроки могут повлиять на их итоговый вердикт.

Ходы в Nostra City состоят из четырёх фаз: бизнес, аукцион, процесс и бюрократия. В первую фазу игроки зарабатывают деньги, во вторую – тратят их на приобретение новых подконтрольных территорий, новых членов банды и очков уважения, в третью снова тратят, но на этот раз – на подкуп присяжных. Четвёртая фаза – фаза техническая, в которой все приготавливаются к новому ходу. Но перед тем как рассказать о каждой фазе, нужно подробно поговорить о картах.

Карты делятся на две основные колоды – игровую колоду и колоду вендетты. Карты из игровой колоды в ходе игры разыгрываются на аукционе, а карты вендетты выдаются игрокам, которым либо не досталось денег в фазу бизнеса, либо не удалось выиграть ни одного лота на аукционе. 

В игровой колоде встречаются карты гангстеров, локаций и уважения. Все действия в Nostra City совершаются при помощи гангстеров, так что бандиты – это, фактически, работники игрока (но в игре и не пахнет механикой worker placement). Чем их больше, тем больше действий игрок может совершить за один ход. Кроме того, у каждого гангстера есть особое свойство, приносящее игроку бонус при использовании гангстера в ту или иную фазу хода.

Карты локаций позволяют игрокам получать прибыль. Каждая такая карта обозначена цветом (жёлтый, красный, зелёный или синий), указывающим на тип территории (район, в котором располагается эта улица) и символом незаконного источника доходов. Это либо наркотики, либо азартные игры, либо проституция.

Карты вендетты. Эти карты представляют широкие возможности для взаимодействия игроков и сводятся к различным способам вредительства. Убить члена банды противника, смошенничать на аукционе, перехватить контроль над чужой улицей, опозорить кого-нибудь в глазах товарищей – всё это можно сделать с помощью карт вендетты. В ходе игры карты вендетты достаются игрокам, которые оказались «обделены» деньгами, либо ничего не выиграли на аукционе, чтобы предоставить им возможность «догнать» тех, кто ушёл вперёд (по принципу действия они сходны с картами Energize из Nexus Ops).

Также в колоде вендетты есть две карты «агент под прикрытием». Если игроку достаётся такая карта, цель игры для него меняется – если раньше он стремился добиться оправдательного приговора, то теперь всеми силами должен стараться сделать так, чтобы крёстный отец уже не вышел из тюрьмы.

Итак, познакомившись с игровыми картами, возвращаемся к фазам хода.

Бизнес. В эту фазу игроки получают деньги. Чтобы получить прибыль, игрок должен выбрать одного из своих гангстеров и повернуть его карту («тапнуть», как это называется в ККИ), а затем повернуть одну из своих локаций. При этом игрок должен указать источник своего дохода – либо он «обходит» все улицы одного района или «работает» либо по азартным играм, либо по наркотикам, либо по девочкам.

В зависимости о того, какой выбор сделан – по цвету или по типу карты локации, подсчитываются все введённые в игру карты (все локации, выложенные перед всеми игроками) локаций такого цвета или такого типа. После этого активный игрок набирает из колоды денег столько купюр, сколько локаций выбранного им цвета или типа есть в игре. 

Затем он должен раздать всем остальным игрокам по одной купюре за каждую локацию выбранного им цвета или типа. Например, если первый игрок работает по «наркотикам», а в игре есть 4 таких локации: у него самого – 1, ещё 2 – у второго игрока и ещё 1 – у третьего, он набирает из колоды денег 4 купюры, после чего должен отдать 2 купюры второму игроку и 1 – третьему. Однако, вообще-то, делиться своими доходами никто не обязан и товарищей по криминальному ремеслу можно просто-напросто «кинуть». Правда, в этом случае «обделённые» игроки за каждую недополученную купюру получают по карте вендетты – шанс поквитаться с обидчиком.

Игрок может отправлять своих подручных на заработки неограниченное число раз, так что чем больше у него бандитов и локаций, тем больший доход он может получить. В самом начале партии у всех игроков есть по три гангстера и по одной территории, так что поначалу доходы мафии невелики, но с расширением зон влияния с улиц приходит всё больше и больше денег.

После того, как деньги получил первый игрок, на заработки отправляется второй, затем третий и т.п. А после этого начинается вторая фаза – аукцион.

Аукцион. По легенде игры в эту фазу мафиози собираются за столом и делят сферы влияния. С точки зрения игрока же это реализовано следующим образом: на области под номерами с 1 по 4 на игровом поле выкладываются четыре карты. 

Чтобы сделать ставку игрок берёт специальную мини-колоду из четырёх карт, на которых проставлены номера от 1 до 4. Приметив какой-нибудь лот, игрок берёт карту с номером этого лота и кладёт её перед собой лицом вниз. Поверх этой карты игрок кладёт одного из своих гангстеров (лицом вверх), а потом ещё одну или несколько купюр (лицом вниз). Если у игрока хватает гангстеров, он может сделать до 4-х ставок. Если хочет – может вообще не делать ставок, участие в аукционе не обязательно. После того, как ставки сделал первый игрок, их делает второй игрок, третий и т.п.

Перед началом аукциона игроки могут обсуждать лоты и даже говорить, кому какая карта нравится, кто и на что собирается ставить. Но как только начинается аукцион, никто не знает на какие лоты сделали ставки противники, и сколько денег они предлагают за тот или иной лот. Единственная открытая информация – количество сделанных ставок, то есть количество лотов, на которые претендует каждый игрок.

После того, как ставки сделаны, все игроки вскрывают свои карты. Каждый лот уходит к тому, кто сделал самую большую ставку, а все-все-все деньги отправляются в отбой. Так что не выиграть карту на аукционе – не самое страшное, страшно другое – если твоя ставка оказалась меньше ставки противника, деньги пропадают впустую. Правда, если игроку не досталось вообще ни одного лота, в качестве утешения он получает карту вендетты.

Приобретённые на аукционе карты немедленно поступают в распоряжение игроков. Если игроку досталась карта уважения, его фишка на счётчике очков перемещается вперёд. Полученную карту локации можно будет использовать уже в следующем ходу в фазу бизнеса, а приобретённых гангстеров можно задействовать уже в следующей фазе – фазе процесса.

Иногда на аукционе появляются необычные карты – Полиция, ФБР или Налоговое управление. Эти карты, в отличие от всех остальных, ухудшают положение игроков – пока такая карта лежит на аукционе присяжные всё больше и больше склоняются к обвинительному вердикту, а игроки каждый ход терпят всяческие неудобства (либо теряют деньги, либо не могут использовать свойства гангстеров). Чтобы «убрать» такую карту все игроки должны сделать ставку на неё и в общей сумме заплатить довольно большую сумму ($70 000). Как правило, такие «нехорошие» карты надолго на поле не задерживаются, но если в игре есть агент под прикрытием, они могут хотя бы ненадолго облегчить ему жизнь.

Процесс. В эту фазу игроки дают присяжным взятки. Тут всё предельно просто – «тапнул» бандита – положил в стопку коррупции лицом вниз одну купюру. Есть желание – положил несколько купюр (разумеется, за каждую нужно повернуть 1 карту гангстера). Мафиози кладут в стопку коррупции банкноты с «оправдательными» символами, агенты (если они присутствуют в игре) – с «обвинительными». Правда, может получиться и так, что «обвинительную» купюру положит и гангстер. Дело в том, что в четвёртом, пятом и шестом ходах игрок получает 1 очко уважения, если он единственный кто даёт жюри взятку. Так что вполне может получить и так, что, не имея на руках «оправдательных» денег, ради очков уважения бандит даст присяжным «обвинительную» банкноту.

После завершения фазы процесса наступает последняя, техническая фаза хода. В эту фазу игроки разворачивают своих «повёрнутых» бандитов и локации, а затем наступает следующий ход.

После третьего хода присяжные выносят предварительный вердикт — карты в стопке коррупции перемешиваются, вскрываются и затем сбрасываются. Фишка мнения присяжных передвигается в соответствии со значками «обвинения» и «оправдания» на купюрах. Таким образом уже после третьего хода становится примерно понятно к какому решению склоняются присяжные. Кроме того, в зависимости от наличия в стопке коррупции «обвинительных» банкнот игроки могут сделать вывод о том, если ли среди них внедрённые агенты.

Партия в Nostra City длится ровно шесть ходов или 45-60 минут реального времени. После завершения шестого хода стопка коррупции снова вскрывается, и присяжные выносят окончательный вердикт. Если босса оправдывают, побеждает самый уважаемый гангстер (т.е. тот, кто набрал больше всех очков), если же присяжные выносят обвинительный вердикт, все мафиози проигрывают, а победа достаётся агенту под прикрытием (если он, вообще, есть в игре). Если вдруг среди гангстеров оказалось два агента, побеждает тот, кто набрал больше очков.

Итак, Nostra City – это полукооперативная игра. С одной стороны игроки в ней должны действовать сообща, так как если присяжных не удастся подкупить, победителей в игре не будет. С другой стороны, выиграть может только один игрок, так что в ходе партии нужно стараться заработать как можно больше очков, чтобы обеспечить себе преимущество.

Игра предназначена для 3-5 игроков, и интереснее всего играть в Nostra City впятером. Именно в этом случае противостояние игроков достигает высшей точки: в фазу бизнеса доходами приходится делиться со многими оппонентами, а на каждом аукционе кто-то будет оставаться без выигрыша. Кроме того, чем больше в игре участников, тем больше шанс на появление предателей.

Nostra City не отличается особой сложностью и ставит перед игроками достаточно простые задачи. Правила игры достаточно просты, освоить их можно буквально на ходу и, в отличие от более «тяжёлых» игр, уже в первой партии игроки понимают что к чему и что нужно делать чтобы победить. 

Вообще, в Nostra City нужно зарабатывать как можно больше денег и тратить их с умом. Ещё неплохо бы хоть немного планировать свои действия, прикидывая в начале хода как вы распорядитесь своими подчинёнными – сколько людей отправятся на улицы за прибылью, кто пойдёт на аукцион, и будете ли вы в этом ходу давать деньги присяжным. Таким образом, у игрока есть всего два вида ресурсов – работники и деньги, и распорядиться ими, в общем-то, несложно.

Пожалуй, самая интересная часть игры – это аукцион. В эту фазу определяется, кто какие карты получит: кому достанутся новые работники, кто расширит сферу влияния и у кого увеличится количество очков уважения. Именно с помощью аукциона игроки «растут» в процессе игры и именно на аукционе просаживается большая часть заработанных денег.

Однако Nostra City – это не только и не столько аукцион. Помимо торгов тут есть интересная механика сбора доходов и их распределения по игрокам. Правда, лично мне она не очень понравилась, так как в наших партиях фаза бизнеса пролетала достаточно быстро и никакого ажиотажа не вызывала. Выбрал улицу, обозначил источник дохода (цвет или тип «бизнеса»), собрал деньги и раздал их игрокам. Так получалось, что у нас почти никогда никто никого не кидал, и это не из-за того, что мы такие честные. Просто «обделённым» игрокам достаются карты вендетты, а в этой колоде немало достаточно сильных карт. С другой стороны, есть и откровенно бесполезные карты вендетты, так что, возможно имеет право на жизнь и другой стиль – греби лопатой всё себе и не переживай, что кто-то захочет тебе отомстить.

Механика «предательства» Nostra City с ролями агентов, к сожалению, не выдерживает никакой критики. Из-за случайного распределения карт вендетты стать агентом может любой игрок и в любое время. То есть сменить роль можно как в самом начале партии, так прямо перед её окончанием. И, если карта агента пришла в первых ходах, ещё можно рассчитывать на победу и попытаться подкупить присяжных, то игрок, всю игру передававший присяжным деньги за оправдательный приговор, и внезапно осознавший себя федералом на последнем ходу, вряд ли может рассчитывать на победу.

Как мне кажется, к слабым местам Nostra City можно отнести и недостаточное взаимодействие игроков. Да, тут есть аукцион, тут есть карты вендетты, но все эти элементы не особо зависят от сознательных решений игрока. Угадать, на какие лоты сделали ставки другие игроки и сколько они поставили непросто, а из колоды вендетты в руку карты, вообще, приходят абсолютно случайно.

Вообще, роль случая в игре довольно велика. Здесь есть целых три колоды: карты, которые выкладываются на аукцион, колода банкнот и карты вендетты и вполне может получиться так, что игроку будут приходить только самые мелкие купюры и самые бесполезные карты вендетты. Правда, спастись от невезения с деньгами всё-таки можно, приобретая на аукционе новые локации.

Ещё один недостаток игры в моих глазах – её прямолинейность. Тут нет никакого простора для тактики и стратегии. Линия поведения игрока в Nostra City подобна рельсам. Для победы нужны деньги, а чтобы их заработать больше требуются новые локации. Выход один – копить деньги и выкупать территории на аукционе. В первых ходах из-за этого взятки присяжным даются редко: обычно к третьей фазе ни у кого не остаётся гангстеров – все либо выходят на улицы в погоне за прибылью, либо уходят тратить заработанные непосильным трудом средства на аукцион. Однако после третьего хода игроки всё чаще начинают посматривать на счётчик победных очков, и, чтобы никому не досталось 1 очко уважения за единственную взятку, деньги присяжным дают все наперебой.

Итак, в активе у Nostra City неплохое оформление, привлекательная тематика, да, пожалуй, ещё и карты вендетты. В пассиве – неважная «предательская» механика, низкий уровень взаимодействия игроков, и, пожалуй, чересчур большая роль случая. Итоговый вердикт вынести сложно. Плохой эту игру не назовёшь, но и к хорошим настолкам я отнести её не могу. Окончательная оценка — средне. Тройка по пятибалльной шкале. 

Рекомендовать Nostra City, пожалуй, не буду никому. Разве что отъявленным любителям кооперативных игр или игр с предателями, да почитателям бандитской тематики. Как настольная игра она ничего особенного не представляет.

PS: благодарю интернет-магазин MagazIgr.ru, благодаря которому и состоялось моё знакомство с Nostra City.

Nostra City, Обзоры



Похожие записи
  • «AYTCOPCEP» — отечественный клон «Манчкина»
  • Новые наборы «Войны» к Дню Победы
  • Посылка от «Геменота»: «Серый кардинал» и «Домик на дереве»
  • Расписание ближайших игротек
  • «Находка для шпиона» + Звёздные войны = Spyfall: Star Wars
    1. ZoRDoK
      30 Апр 2010 из 7:51 | #1

      «Угадать, на какие лоты сделали ставки другие игроки и сколько они поставили непросто»


      Очень просто, надо только сыграть больше раза.


    2. ZoRDoK
      30 Апр 2010 из 7:58 | #2

      Игра на самом деле отличная, все перечисленные здесь минусы — полная ерунда. По каждому нет времени проходиться, но пеняние аукциону, что «не понятно, кто на что поставит», или разговор о недостаточном взаимодействии, когда две фазы игры из трёх — плотнейшее взаимодействие… звучат мягко говоря абсурдно.


      У игры есть два минуса, это действительно неожиданный приход карты «предатель», когда карта приходит в самом конце игры — очень обидно, т.к. до этого клал деньги на помощь шефу. В Battlestar Galactica предателями тоже не рождаются, но никто пока на это не в обиде. Но в Nostra City она действительно может прийти в последний ход, это минус.


      Второй настоящий (а не выдуманный Юрой) минус — высокий уровень случайности для игры без кубиков: карты денег, карты вендетты, аукционы, что пришло на улицу и по мелочи некоторые свойства персонажей.


      В остальном — это отличная !короткая! кооперативная игрушка с предателем, а такие игры на вес золота.


    3. Миридин
      07 Сен 2011 из 12:48 | #3

      «он набирает из колоды денег 4 купюры, после чего должен отдать 2 купюры второму игроку и 1 – третьему»

      А он их сначала смотрит?


    1. Трекбеков пока нет.