На фоне проснувшегося желания разложить как-нибудь «Робинзона Крузо» понемногу посматриваю в сторону новинки «Палео», которая, как и «Робинзон», тоже про кооперативное выживание, только не на необитаемом острове, а в условиях первобытных времён. В частности наткнулся на Board Game Geek на весьма хвалебный обзор игры, после которого, честно говоря, не отказался бы попробовать хоть разок.

Я: Этого мамонта нам хватит, чтобы прокормиться до весны. Давай завалим его.

Супруга: Но это же мамонтёнок. Он ещё маленький. Я имею в виду, в нём не так-то много мяса.

Я. Хорошо, можем переключиться на вон того горного козла. Он хоть и выглядит тощим, его должно хватить на подольше.

Примерно такие диалоги у нас возникали в партии в «Палео». Для моей жены это пока первый и единственный вариант командной игры. «Пандемия»? Нет, она сама хотела бы разрушать мир (может стоит посмотреть в сторону дополнения с биотеррористом?). «Робинзон Крузо?» Нам с братом она нравится, но для супруги это слишком сложно. Аналогичная ситуация с «Островом духов». «Большой пожар?» Скучно. Мне, вот, интересно, как много в мире ещё таких жён, которые не любят кооперативные настолки, но крайне благосклонны к «Палео»? В итоге её даже мучила совесть, что мы убили этого мамонтёнка (которого, всё-таки, пришлось завалить следующей зимой, когда есть уже было совсем нечего). Так что это моя краткая рекомендация: «Палео» – командная игра, которая нравится даже тем, кто не любит командные игры.

А теперь к подробностям. Мы обратим внимание на качество компонентов, тематическую проработку, механики и, наконец, реиграбельность. Объяснять правила я не планирую, вы можете ознакомиться с ними во многих других местах.

Ещё нужно отметить, что игра использует систему модулей. Я намеренно не будут рассказывать про эти модули в деталях, чтобы избежать спойлеров и не портить вам удовольствие, но про один модуль упомяну. Это самый первый модуль, и в нём есть мамонты. Думаю, тут я никому не испорчу сюрприза, т.к. мамонт и так нарисован на коробке с игрой, и его появление вряд ли кого-то удивит.

Качество компонентов

В «Палео» довольно много компонентов, и все они хороши. Скажем, тут классные фигурные ресурсы. Еда в виде кусков мяса с торчащей косточкой. Дерево, которое не катается по столу (как это иногда бывает в других играх). Качество печати карт достойное. И мне было даже интересно собирать кладбище мамонтов и мастерскую из картонных компонентов. Они, к сожалению, не умещаются в коробку, и после каждой партии их надо разбирать снова. Но я просто оставляю их на полке рядом с коробкой. А ещё здорово, что после сборки кладбище и мастерская хорошо держатся, не гнутся, и не рвутся по сгибам, если их всё же разобрать.

В целом я доволен качеством компонентов. Было бы лучше, если бы всё в собранном виде умещалось в коробку, а ещё, если бы сама коробка была сделана из более плотного картона. Но, вообще, это мелочи. В целом у игры с компонентами всё хорошо.

Тематика

Тема в «Палео» ярко выражена. Игра рассказывает истории, и при этом обходится без каких-нибудь сборников параграфов. История формируется сама собой, через названия игровых карт и предлагаемые ими выборы. Например, вы можете найти заросли ягод, а затем либо сразу обобрать их досуха, что потребует дополнительных затрат и навсегда удалит заросли из игры, либо собрать немного ягод, которых не хватит надолго, но зато у вас будет возможность покормиться в этом месте в будущем. Мне это напоминает Lost Expedition, где награды и штрафы с карт позволяют сформировать сюжет и заставляют осознавать, что происходит вокруг вас.

Далее может последовать небольшой спойлер, но он касается базовой карты, что используется в каждой партии. Так что, полагаю, это не считается спойлером.  Предположим, перед нами карта «волк». На ней указаны варианты действий. Они не называются «приручить», «сразиться» или «сбежать», но если вы решите потратить еду, то получите волка, если вы не можете выбрать другие доступные варианты, получите множество ран. Так что если немного напрячь воображение, вы сами поймёте, что именно это в игре и происходит. Сюжет формируется сам собой, крайне органично.

Другими словами, эта игра – одна из самых тематичных из известных мне настольных игр. Точно также, как я ощущаю себя пожарным в «Большом пожаре» и выжившим на необитаемом острове в «Робинзоне Крузо», я ощущаю себя древним человеком в «Палео». Возможно это благодаря минимальному использованию текста и иллюстраций. Возможно, благодаря продуманной системе исследования. Мы к этому ещё вернёмся в разделе «Механики».

Единственный выбивающийся из всего тематического ряда момент – это запрет на обмен ресурсами между игроками. Но я готов с этим смириться, т.к. понимаю, что иначе механики не работали бы. Любой игрок всегда мог бы получать нужную поддержку от товарищей, и играть было бы скучно.

Пока ещё рано говорит от оценке игры в целом, но за тематику я ставлю ей 10 из 10.

Механики

В основе игры лежит очень простая механика, оставляющая игрокам достаточно ощущения от контроля за происходящим, но в то же время сохраняющая некую неопределённость и непредсказуемость. Вот как это работает. Вы вскрываете три карты из колоды, а затем выбираете одну из них, глядя только на рубашки этих карт. Рубашки у карт разные, на них изображена местность: например, лес, река или горы.

Пока вы не побываете на той или иной территории, вам неизвестно, что там можно найти или кого встретить. Но и без этого можно предположить, что у реки получится поохотиться, т.к. туда приходят на водопой животные. Охотиться можно также и в лесу, где ещё можно раздобыть подходящую палку, чтобы сделать новое копьё. В горах всё немного сложнее, но именно там можно добыть кремень, столь необходимый для изготовления копья и других орудий труда. Иногда карты бывают красные – это всегда какая-то опасность. Неизвестно, что именно встретится вам в этом месте, но заранее чувствуете, там что-то не так. И если вы решитесь туда отправиться, лучше сделать это как следует подготовленными.

Как видите, я собирался рассказывать о механике, но всё равно говорю и о тематике, настолько они органично связаны. Каким-то образом, перед вами предстают простые, но глубокие решения, и при этом они ощущаются крайне тематичными. Механики в игре сделаны хорошо. Меня до сих пор поражает, насколько ни просты, и насколько хорошо работают. Вот это вот, что ты до конца не знаешь с чем столкнёшься, пока не перевернёшь карту, это добавляет в игру очень эмоциональные моменты. И вы не просто надеетесь на что-то хорошее. Например, вы знаете, что у воды должны быть животные, но иногда их там нет. Так что, может быть, кому-то стоит отправиться в лагерь, где он может помочь с чем-то ещё? Или, если вы ощущаете в себе уверенность справиться с чем угодно, товарища можно отправить в лес за новым копьём? Конечно, при условии, что он действительно найдёт там древесину, а не вернётся как в прошлый раз, прихрамывая и весь в крови.

А ещё вот этот выбор карты работает на то, что в «Палео» очень сложно одному игроку решать за всех. Для победы нужно взаимодействие всей команды. Так называемый синдром «альфа-игрока» полностью исключить нельзя (в игре нет скрытой информации, всем игрокам известно всё), но даже если он и проявляется – это не проблема.

Реиграбельность

Когда я только увидел эту игру, меня сразу же привлекла тематика, но насторожила информация о модулях. Возникает вопрос: «Насколько интересно играть в них снова и снова?». Теперь, после удачного знакомства с этой игрой множества компаний, у меня за плечами есть опыт повторных партий с одними и теми же модулями. Каждый раз это было классно, и как в первый раз. Да, возможно вам будут известны некоторые конкретные вещи, с которыми, может быть придётся столкнуться. Но это лишь добавляет игре интереса, ведь теперь надо планировать свои действия исходя из того, что может быть случится, а может и не случится. Вы ведь никогда не знаете, встретится ли [спойлер] в этой карте гор или в другой карте гор. Но вы знаете, что он где-то там. И вот это напряжение, из-за того, что опасность, она где-то там, оно столь же классное, как и изначальное, когда ты играешь в первый раз и вообще не представляешь, с чем можешь столкнуться.

Тем не менее, я не уверен, что готов играть в каждый модуль больше, чем 5-6 раз. Возможно, разве что если совершенно в новой компании или в той же самой, но через какое-то время. Кстати, надеюсь, разработчики уже занимаются новыми модулями, чтобы наполнить игру новым содержанием.

Также нужно отметить, что прохождение каждого модуля с разным количеством игроков также положительно влияет на реиграбельность, т.к. варианты действий при игре вдвоём сильно отличаются от того, что можно сделать, играя вчетвером. Чем больше людей, тем проще задания, но при этом и еды нужно будет больше. Зато на двоих еды надо не так много, а каждая вещь, которую вы смастерите, существенно повышает вашу крутизну. Так что ощущения при игре разными составами весьма отличаются.

Не секрет, что командные игры страдают от синдрома «альфа-игрока», когда кто-то одни принимает решения за всех (хотя у меня есть подозрения, что на самом деле этим синдромом страдают не игры, а конкретные игроки). Если вы – владелец «Палео» и у вас есть возможность играть в неё в разных компаниях, это тоже серьёзный плюс к реиграбельности. Если вы, обучаете игре друзей и сами участвуете в партии, вы можете позволить передать инициативу товарищам. Пусть ваши друзья сами принимают трудные решения, пусть они сами прочувствуют их последствия, пусть сами набьют себе шишки на пути, который вы уже однажды прошли. Это не означает, что садясь за один и тот же модуль второй раз, вы должны полностью плыть по течению и не принимать участия в игре, потому как вы слишком много знаете. На самом деле даже после нескольких партий модули способны подбросить вам сюрпризов. Но в зависимости от того, как вы будете себя вести, это может повлиять на то, насколько игра задержится на ваше столе и сколько удовольствия вы сможете от неё получить.

Полагаю, можно смело говорить минимум о 30 партиях, до того, как вы почувствуете некую скуку. И это число возрастёт, если вы будете играть в разных компаниях. Короче говоря, я не думаю, что модули как-то ограничивают реиграбельность.

Резюме

Если вы ищите тематическую игру, в «Палео» тематика и механика отлично дополняют друг друга. Игра проходит плавно и динамично, обучить правилам можно меньше, чем за 5 минут, но это не означает, что тут придётся принимать простые и неинтересные решения. В ходе партии через карточки, иллюстрации, штрафы и награды, у вас будет складываться живая история без примесей текста. Игра основана на модулях, но они не ограничивают реиграбельность. Я показывал «Палео» в разных компаниях, и она понравилась всем, даже людям, которые не любят командные настолки. Кое-какие замечания к ней есть, но они не касаются игрового процесса (это лишь картон коробки и сборка мастерской). В целом я рекомендую эту игру и хочу возвращаться к ней снова и снова.