Тов. Toshiro Atsukawa поделился у себя на сайте впечатлениями от Pathfinder. Если в двух словах – игра хорошая, хотя и на любителя жанра. Приключения, герои, монстры, вот это всё, плюс ощутимая роль случая. Но если понравится – не оторвать.
Этим летом на youtube я наткнулся на канал i-play-solo, где и увидел обзор этой игры. Причём как-то резко она мне приглянулась. В общем, досмотрел всё видео целиком. Сразу захотелось приобрести игру, но она оказалась целиком на английском. Пошарив по тесере, я нашёл интересные предложения на покупку игры сразу со всеми допами. Долго думал, но в итоге забил, т.к. переводить такой объём текста просто влом, к тому же нашёл альтруистов, которые взялись за ПНП. В общем, решил её оставить — мол, потом напечатаю. Однако примерно через месяц наткнулся на короткий видео-обзор от 2вКубе, где Алексей Зуйков уже приглашал поддержать локализацию Pathfinder'а. Такой призыв меня реально воодушевил. Собственно, так я и решил вложиться первый раз на выпуск игры. К тому же вся сумма тогда была почти собрана 🙂
Ожидание локализации игры реально томило душу. Всё это ещё приправлялось крайне редкими новостями от самой краудфайдинговой площадки (ака crowd republic). Тем не менее вскоре нам выложили перевод правил, скидку в 500р, фотки изменённого дизайна игры. И всё бы было хорошо, но без срача не обошлось. Кто-то ныл из-за отсутствия органайзера (без него коробка стала тоньше и дешевле), кто-то — из-за отсутствия черной рамки на картах… В общем, для меня эти причины роли не сыграли, т.к. скидка — хорошо (пустил на протекторы), органайзер всё равно бы выкинул (свои делаю), на рамку — пофигу (главное, что при локализации учли официальный ФАК и увеличили многие изображения).
Собственно, через неделю после начала рассылки я уже получил заветную коробочку вместе с обещанными вкусностями:
1) базовая коробка с 1 дополнением внутри;
2) 2 дополнение;
3) 8 промо-карт (которые достаются только спонсорам);
4) 3 дополнительных набора кубиков.Правила прочитал быстро, но, когда начал играть, вопросы стали возникать то тут, то там. К сожалению, найти их в книге правил крайне сложно, т.к. многие связанные моменты раскиданы по разным разделам. Короче, структура у правил Г. Тем не менее стоит отметить, что в конечном итоге ответы на все свои вопросы в правилах я нашёл (так что какой-никакой, но переводчику респект). Что касается текста на самих картах — во многих случаях можно было использовать сокращённые формулировки. Например, некоторые монстры повышают свой уровень на номер приключения — можно было тупо рядом с проверкой поставить "+", а не писать пару строк текста, который постоянно перечитываешь. Но это я легко могу и сам подправить… ручкой 🙂
Теперь коснёмся самого игрового процесса. Тут все мои ожидания оправдались, т.к. сама механика замешивания случайных карт монстров, предметов, оружия и прочего весьма радует — реиграбельность сценариев резко возрастает. Да и сама игра сразу становится прототипом компьютерной РПГ. В общем, тут разработчики рандом использовали на славу. Процедура определения результатов битвы и подбора различного шмота с помощью броска горсти кубиков тоже весьма приглянулась, т.к. используется D&D-шный набор кубов (d4, d6, d8, d10, d12; не хватает d20, но он был бы здесь реально лишним). Конечно это рандом и абсурд. Например, зачем кидать кубики, чтобы подобрать меч? Но главное, что на этот абсурд мы можем повлиять благодаря различным свойствам героев и картам, которые добавляют нам дополнительные кубики. К тому же, в игре эта механика хорошо смотрится. Например, если попалось барахло — фиг с ним (повезло, так повезло; нет — так и не надо, всё равно в конце сценария выкинешь за ненадобностью), а вот если выпал крутой меч — можно и поднапрячься, чтобы наверняка его получить. Это как сходить клад поискать.
Больше всего в игре мне понравились герои — они действительно разные. Например, воин специализируется исключительно на оружии — магия ему не доступна, а вот маг здорово кастует заклинания, но с рукопашкой у неё беда. Кроме того, у каждого из них есть свои особенные навыки. И самое главное… есть прокачка героя. Причём для каждого героя она индивидуальна – хочешь не хочешь, а придётся подстраиваться под его стиль боя. Таким образом, от приключения к приключению наши герои не только меняют шмот, но и становятся сильнее, а после третьего приключения получают специализацию, которая даёт дополнительные навыки. В общем это реально в духе РПГ. Мне даже понравилась идея счётчика жизни в виде инвентаря героя: кончился шмот — герой подох. И правильно, нечего в пылу сражения кинжалами и мечами разбрасываться, т.к. в критический момент и вовсе без оружия останешься (а монстры пощады не знают).
Один серьёзный недостаток у игры всё же имеется. Это линейность сюжета. Все сценарии, кроме одного (там, где союзников набираешь в городе) заключаются в уничтожении приспешников и поиске босса. Слабовато как-то. Но никто вам не мешает придумать собственные сценарии или воспользоваться готовыми — умельцы на БГГ уже настрочили классный сценарий с гидрой и т.п.
Что касается промо-карт — хорошее приобретение. Один лошадиный тесак чего стоит — d10+1+магия любому герою, кто обделён мастерством владения оружием. Так что, подарок спонсорам весьма хороший. Я доволен.
Итак, подведём итоги. Игрушка на любителя, но всё же полноценная. Многие считают, что дух приключений здесь слаб, но это не так. Случайный шмот и монстры, прокачка героев с абсолютно специфичными навыками и стилем боя делает своё дело. Это хорошая РПГ с весьма доступными правилами. Ну, а кто хочет поднять срач из-за рандомных кубов — пожалуйста, проходите мимо, т.к. случайность для того и придумана, чтобы реализовать случай. Пока что меня тревожит только один вопрос — будут ли локализованы и оставшиеся приключения. Надеюсь, что да, но это покажут только продажи самой игры. Так что, народ, поддержите Pathfinder'а рублём, иначе конец истории мы не узнаем, либо будем возиться с ПНП оставшихся 440 карт.
В довесок, вот вам перевод карт героев из допа и пример органайзера (сделал за 2 часа из 3мм ПВХ и клея момент-пластик). Героев можно распечатать и использовать в первых 3 дополнениях. Причём у этих героев очень специфичный стиль боя. Например, монах оружием не пользуется, а друид использует компаньонов в больших количествах.
Я лично залип на этой игре:) Играю пока только в неё. Про дух приключений я уже писал на Тесере, в кратце повторю, что приключения не в коробке а у нас в голове, а Paizo выпускает настольные полноценные ролевые игры, поэтому и и дух и эстетика карточной игры соответствующие.
Насчёт дополнений могу сказать, что они будут, есть данные из закрытого источника)))
Ну и как человек, играющий исключительно в амери (за редкими исключениями), скажу, что кубы в играх — это генератор настроения, а не случайности. А так как негатив в настолках в принципе недопустим даже просто из соображений здравого смысла (как вообще можно серьёзно расстраиваться из за игр?), кубы как раз и делают эпичные партии.
Кто-нить через ТТS в это играет?