На сайте "Настольные игры для всех" опубликован обзор игры Пираты Карибского Моря. На краю света. Обзор этот довольно объёмный, помимо впечатлений от игры в нём описываются все компоненты этой настолки и качество их исполнения. Кроме того, эта игра сравнивается с другими настолками про пиратов.
Итак, вот что написано в обзоре про состав игры Пираты Карибского Моря. На краю света:
Игровое поле представляет собой карту (красиво и антуражно оформленную), на которой подробно изображены 3 части мира, прославленных в истории пиратства: Вест-Индия (Карибский бассейн), Ост-Индия (Полинезия) и два океана: Атлантический и Индийский. Также на игровом поле находится шкала-трек «Силы армады», выполненная в виде абордажного палаша.
Выполнено игровое поле из отличного толстого картона и состоит из 4-х соединенный частей формата А4, складывающихся на подобие книги, что отлично сказывается на свободном месте в коробке, но не очень хорошо на самой карте (есть мнение, что после нескольких десятков партий места сгиба износятся и карта повредится).
Игровые монеты (100 и 500 дублон) выполнены из столь же толстого картона, что и игровое поле. Правда, они поставляются в виде 2-х листов картона с вырубкой, так что будьте осторожны при извлечении отдельных монет – они могут расслоиться.
Карточки сделаны из стандартного картона для игровых карт, но на мой взгляд, имеют слишком малые размеры. Часть их (маневры или корабли основного флота) приходится держать в руке, что при их размерах не очень удобно. Почему бы не сделать их стандартными, ведь они участвуют в игре вне игрового поля и не могут помешать использованию других игровых компонентов? Это уже вопрос к разработчику.
Пластмасса – традиционный конек компании Звезда (если кто не знает, то она специализируется на пластиковой миниатюре). Поэтому здесь все нормально, если конечно не брать в расчет сборные фишки кораблей (фишки флотилий). Конечно, это дело вкуса, но по мне так можно было ограничиться палубой и одной мачтой с парусами и не городить остальные элементы (надстройки на бак, флажок и т. п.). Красота особо не пострадала бы, а мучений с фишками (элементы которых иногда так и норовят разъехаться в разные стороны) было бы меньше. Правда, здесь присутствует элемент сбора, который так нравится детям, так что особым минусом назвать не могу – как говорится, на вкус и цвет.
Вот как описывается игровой процесс:
На поверку, настольная игра Пираты Карибского моря. На краю света оказалась стратегической, с элементами экономики (причем, перевес в стратегию значительный). Начнем с самого простого – экономики.
В данной игре корабли нам нужны, чтобы захватывать контроль над морями и портами, а моря и порты нужны для того, чтобы получать деньги, на которые мы сможем купить себе еще кораблей. Вот так вот одним предложением я сумел описать весь экономический движок игры. Конечно, присутствуют тонкости в виде различных денежных бонусов отдельным персонажам или, скажем, бонусы за монополию товаров, но основной смысл передан.
Плоха или хороша подобная схема в стратегической игре, «заточенной» на морские баталии? Каждый ответит сам за себя, но для меня вопрос решенный: я игру купил не для того, чтобы перевозить бочки с апельсинами из одного порта в другие, где я бы их смог поменять на пеньку или шелк, а чтобы вволю повоевать с властями и другими пиратами.
Тут-то мы и переходим к стратегической составляющей игры.
Правда, хотелось бы немного слов сказать об индивидуализации каждого игрока. Или, проще говоря, о персонажах, которых нам предстоит выбрать в начале игры. Каждый игрок выбирает себе аватар – одного из четырех героев: Капитан Барбаросса, Джека Воробья, Уилла Тернера, Элизабет Суон. Все они отличаются какими-нибудь особенностями (получают больше денег, имеют преимущество в бою, снискали благосклонность Калипсо и т. п.) в течение игры, а так же могут иметь стартовые бонусы (деньги, корабли и т. п.). Влияет это как-нибудь на стратегию? В определенном смысле да, но не очень сильно.
Итак, стратегическая часть игры. Каждый игрок старается получить контроль над большим количеством морей и при этом не особенно встречаться с кораблями Ост-индийской торговой компании. Для этого он покупает корабли, составляет из них флотилии (одна флотилия может быть с флагманом и переходить из моря в море, а другие охраняют свои моря от посягательств других пиратов и торговой компании). Если же намечаются трения за территорию – происходит бой.
Бой отыгрывается достаточно интересно (правда, я бы не сказал, что гейм-дизайнеры внесли что-то новое в игровой мир, но компиляция имеющегося добротная). У каждого корабля есть 3 показателя: огневая мощь (сколько кубиков кидать за залп), броня (против какого числа кидать кубики) и живучесть (последний показатель есть только у крупных судов). Как только корабли сталкиваются игроки берут в руку карты маневров, которые дают определенные бонусы в бою (уменьшает защиту корабля противника, увеличивает огневую мощь и т. п.). Теперь, комбинируя карты маневров и показатели кораблей, игроки пытаются потопить друг друга. У кого это вышло лучше – тот и победитель.
В игре так же присутствует элемент случайности, который призван разнообразить скучный быт обычного пирата. Случайные события определяются броском 2-х кубиков по специальной таблице. С помощью этой же таблицы и приближается конец игры – при выкидывании дубля или проигрышу Кракену приближается момент встречи с Деви Джонсом и армадой Ост-индийской торговой компании. Тут уж самый славный пират выставляет свой флот и сражается до полной и безоговорочной победы… той или иной стороны.
Вот что пишет автор обзора про другие пиратские настольные игры.
Настольная игра Пираты Карибского моря. На краю света – вторая игра Звезды по мотивам одноименного фильма (первая была Пираты Карибского моря. Сундук мертвеца). Впрочем, ничего общего, кроме действующих лиц и прародителя, у этих игр нет. Если первая игра ролевая и основана на умениях персонажей, то вторая, как мы уже выяснили, это чистая стратегия с элементами экономики. Таким образом, во вторую можно смело играть, ничего не зная про первую.
В принципе, есть еще одна игра, имеющая косвенное отношение к Пиратам На краю света. Это Карибские пираты, изданные той же Звездой. Объединяет их общие игровые компоненты: дело в том, что сборные корабли из Карибских пиратов стали флагманами игроков в Пиратах Карибского моря. На краю света. Вот такая вот метаморфоза.
И вот что получается в итоге:
Определенным минусом являются малый размер игровых карт, а так же разборные корабли-фишки флотилий, некоторые элементы которых все время норовят расползтись в разные стороны.
Ну, а так игра понравилась. Конечно, это не серьезный варгейм, рассчитанный на долгие часы планирования и подготовки, а простенькая стратегическая игра, которая будет интересна детям 10–12 лет и любителям отдохнуть за настольной игрой, покидать кубики. Если Вы любите настолки со значительной долей удачи в механике – то игра Вам понравится, я уверен.
Честно говоря, в ПКМ: На краю света я не играл, но подобный оптимизм не разделяю. Всё-таки, планка качества, заданная западными настолками ещё не достигнута отечественными разработчиками (за исключением, разве что, Зельеварения и Ордонанса). Кстати, в качестве камня в огород ПКМ выступает и комментарий к обзору, оставленный пользователем CSX:
Следует заметить, что в правилах гигантское количество «непоняток» и недоработок Например, если игрок проигрывает свой самый первый бой, то у него нет шансов реабилитироваться — ни денег, ни кораблей, т. е. в примерно трети случаев игра заканчивается в первый же ход. Непонятно «на какой корабль» кладется карта беглый огонь (т. е. можно ли взять корабль на абордаж после беглого огня)… Много еще таких моментов. И ни тебе ФАКа, ни тебе ЧаВо…
Да, действительно. Всё выше сказанное правда. Можем пообщаться на эту тему.