В последнее время на российском рынке настольных игр крайне активно себя проявляет питерское издательство GaGa Games, выпускающее как локализованные версии зарубежных настольных игр, так и разработки отечественных авторов. К числу последних относится игра Порт Пирей, придуманная Андреем Александровым, и появившаяся на прилавках в конце 2015 года. О ней сегодня и поговорим.
Порт Пирей предлагает попробовать себя в роли купцов на одном из самых крупных торговых портов античности. Покупая и продавая товары, игрокам предстоит заработать максимально возможное количество денег и вложить их наиболее удачным образом, собирая наборы из товаров одного вида или страны происхождения. Партия здесь длится ровно 8 ходов, после чего подсчитывается стоимость всех наборов у каждого игрока, плюс к результату прибавляется имеющаяся на руках наличность, и самый богатый купец объявляется победителем. Игра рассчитана на компанию от 3 до 6 игроков, одна партия длится 30-60 минут.
Компоненты и правила
Порт Пирей – это небольшая квадратная коробка, внутри которой обнаруживаются 2 буклета правил (один на русском, один на английском), небольшое квадратное поле, представляющее собой табло с ценами на товары, колода карт, в которой есть 6 цветных наборов товаров для 6 игроков, а также нейтральная колода серых (греческих товаров). Также в коробке есть целая россыпь картонных жетонов: по одному двухстороннему на игрока, по одному на шесть счётчиков – указателей цены на поле, ещё один – на трек ходов и много-много монеток.
В начале партии каждый игрок получает набор цветных карт и жетон того же цвета. Все цены на поле устанавливаются на значении «5», жетон хода выставляется на единицу. Каждый берёт из общего банка по 10 монет. Всё, можно начинать игру.
Каждый ход в «Порте» состоит из пяти фаз. Сначала из нейтральной колоды вскрываются 3 карты, которые будут доступны для покупки в текущем ходу. Затем игроки втайне друг от друга решают, кто будет в этом ходу что-то покупать, а кто – что-то продавать (купить и продать товары в один ход нельзя, можно сделать только что-то одно). После в зависимости от числа продавцов изменяются цены. Затем продавцы выставляют на продажу свои товары, после чего, в зависимости от ассортимента цены снова корректируются. Затем покупатели могут приобрести до трех карт каждый, оплачивая чужие товары другим игрокам, а нейтральные – в банк. Нераспроданные товары продаются в банк, после чего начинается новый ход. Обновляется рынок греческих товаров, снова каждый решает кем быть, продавцом или покупателем, и так далее.
По компонентам могу высказать три небольших замечания. Во-первых, коробка с игрой чрезвычайно плотно закрывается из-за чего снять крышку можно только с усилием. Во-вторых, для игроков выбраны цвета красный, оранжевый, зелёный, фиолетовый, светло-коричневый и тёмно-коричневый. Выглядит несколько странно, коричневые карты светлых и тёмных оттенков легко спутать. При неидеальном освещении и красный с оранжевым могут перепутаться. Почему бы не взять более привычные цвета, например, синий вместо оранжевого и жёлтый вместо светло-коричневого?
В-третьих, жетон хода, выполненный в виде кружка с солнцем, очень похож на монетку достоинством в 5 драхм. Из-за этого мы даже в первой партии его вообще не нашли и даже решили, что в коробку его не положили. И только во второй партии случайно наткнулись на это «солнышко».
Впечатления
Экономические игры, то есть настолки, в которых каким-то образом надо зарабатывать не какие-то там абстрактные победные очки, а деньги мне всегда привлекают. Поэтому на Порт Пирей я сразу положил глаз. Тем более, тут по внешним признакам чуть ли не биржа, есть шесть видов товаров и для каждого цена может варьироваться до 1 до 9 монет. С таким разбросом есть шанс нажиться как на разнице в стоимости, так и просто на скупке по дешёвке всяких карточек, из которых впоследствии можно собрать наборы.
С наборами, правда, тут такая штука. За них, фактически, начисляются не деньги, а победные очки. То есть в правилах они называются, всё-таки, деньгами, но так как появляются они уже в самом конце игры, после завершения партии, когда ты с ними ничего не можешь сделать, и эта сумма просто прибавляется к твоему счёту, считай, это очки. К тому же практика показала, что именно наборами и можно набрать более-менее ощутимую сумму и урвать победу. Живых денег в таком же объёме куплей-продажей на рынке не заработаешь, надо копить сеты товаров. Так что на самом деле это игра хотя и экономическая, она не про зарабатывание местной валюты, а про скупку наборов карточек.
А вот эта самая скупка, как бы это сказать… несколько непредсказуемая. Вот когда ты выступаешь в роли покупателя, тут всё понятно. Перед тобой лежат товары, на каждый есть цена, хочешь – покупай, хочешь – нет. А вот когда ты продавец, всё совсем иначе. Сначала ты втайне от других продавцов выбираешь, что хочешь продать, ориентируясь на текущие котировки. Потом все одновременно вскрывают свои выставленные на продажу товары и наблюдают, как на них падает цена. Причём, чем больше одинаковых товаров появилось на рынке, тем сильнее они дешевеют, огорчая своих прежних владельцев, потому что кто-то получит такие карточки чуть ли не за бесценок. И это ещё не всё. Когда в начале хода каждый втайне определяет, покупать он собирается или продавать, общее решение тоже влияет на цены. Что-то может подорожать, а что-то подешеветь, что также способно расстроить планы как будущих продавцов, так и будущих покупателей.
Вот этот вот механизм изменения цен, лично мне он не нравится. Именно по той причине, что они непредсказуемы, зависят от решений других игроков, угадать которые, по крайней мере, у меня лично – не получается. И выходит так, что приходится по какой-то случайной цене что-то продавать и по какой-то случайной цене что-то покупать. Как бы водоворот торговли тебя захватывает, кружит в вихре и потом выбрасывает на берег со случайной суммой монет и набором товаров. Мне бы хотелось чего-то более понятного, более прогнозируемого. Чтобы у игроков был какой-то инструмент, позволяющий влиять на цены более предсказуемо. А не так, как сейчас. Сначала хаотичным коллективным решением корректируем цены один раз, потом – ещё один, а потом покупаем. Из-за этого, как мне кажется, побеждать должен тот, кому просто повезло: ты выбрал роль покупателя и, р-раз, и в твой ход случайно цены упали. Скупаешь что получилось за бесценок, и ты в шоколаде.
Собственно, это моя главная и, наверное, единственная претензия к игре – несогласие с подобным механизмом изменения цен, в котором определяющее значение играет непросчитываемый хаос, складывающийся из решений других игроков. Сравнивая Порт Пирей с другими играми про куплю и продажу, например, с классическим Акционером (Биржей) или великолепнейшим Контейнером, вынужден констатировать, что сравнение получается не в пользу «Порта». В такой ситуации вывод может быть только один – Порт Пирей пригоден к эксплуатации либо начинающими настольщиками, либо игроками невзыскательными, для которых хаотичные игры, где исход не очень-то и зависит от твоих собственных решений, вполне приемлемы.
Кстати, по поводу изменения цен почему-то нам всё время приходилось заглядывать в правила. Мне кажется, не помешала бы какая-нибудь памятка, вынесенная прямо на поле. Чтобы всем было понятно, что и в каком случае дорожает и дешевеет в зависимости от количества продавцов и покупателей.
Заключение
Порт Пирей – игра начального уровня сложности с достаточно простыми правилами и недолгими партиями, предлагающая поучаствовать в хаотичной торговле. Если вы только-только делаете первые шаги в мире настолок и у вас случайно выдалась возможность в неё поиграть, попробуйте, она, возможно, сможет привлечь ваше внимание. Если же вы опытный игрок, смело шагайте дальше. Лично мне игрушка не понравилась.
«Вот когда ты выступаешь в роли продавца, тут всё понятно.» — по смыслу здесь должно быть слово «покупатель», а не «продавец»
Игра на вид какая то серая и мрачная…
@Red Meeple
Ага, поправил, спасибо.
@Александр
На вкус и цвет все фломастеры разные 🙂