Обзор игры «Проект «Манхэттен»

В рамках нашего конкурса обзоров читатель по имени Илья подготовил обзор игры Проект "Манхэттен", в которой нужно строить атомные бомбы. Автору обзора игрушка понравилась, он отмечает её оригинальность и хорошее оформление, но предупреждает: она не для совсем новичков и требует некоторого времени на освоение.

Действие игры «Проект Манхэттен» разворачивается в мире после второй мировой войны. Игроку придётся взять на себя ответственность управления одной из стран вовлеченных в гонку вооружений.

О чём эта игра? Игра о строительстве атомных бомб в послевоенный период. Сразу оговорюсь, что убивать никого не придётся: здесь бомбы, как и положено, выступают как оружие сдерживания и жертв не будет.

Состав игры довольно необычен: одно общее поле и поля каждого из игроков, различные маркеры и счётчики (куда же без них), карты бомб, строений, деревянные кубики для подсчёта урановой руды и самое интересное в этой игре – маркеры миплов. Они есть трёх видов: простые рабочие, инженеры и учёные. Вокруг них-то и будет строиться весь игровой процесс.

Чтобы построить бомбу (победные очки начисляются только за построенные бомбы) нужно наладить долгую цепочку: обучить инженеров и учёных, ибо в начале игры есть только рабочие, добыть руду при помощи рабочих, обогатить уран, или плутоний при помощи учёных, построить бомбу, провести тестовый взрыв и погрузить её на самолёт. Все действия проводятся в зданиях на общем игровом поле. Однако, здание может быть занято другим игроком и придётся ждать когда он его освободит. Чтобы избежать этого игроку придётся строить свои собственные здания на своём игровом планшете, которые всегда будут его распоряжении, да и производственные мощности у них зачастую больше.

Любое действие в игре требует отправки в какое-либо здание одного из миплов. Их количество всегда ограниченно: по 4 мипла каждой профессии. Поэтому игроку придётся решать какое действие произвести сейчас, а какое можно оставить на следующий ход.

Не стоит забывать и о конкурентах. Другие игроки так же могут Вам мешать: могут отправить бомбардировщики и разбомбить Ваши здания. Чтобы их восстановить придётся потратить ход, деньги и, всегда очень нужного, мипла, чтобы всё отремонтировать. Вы в свою очередь можете за это отправить своих шпионов на его заводы, и они будут работать там как на своих, при этом хозяин не сможет воспользоваться своими постройками, до тех пор, пока Вы сами не вернёте своих рабочих домой. Кооператива в игре нет – все против всех.

Оформлению игры стоит отдать должное! Всё, начиная от коробки и заканчивая правилами, выполнено в единой, очень цельной и приятной на глаз стилистике. Художник выдержал уровень стилизации на грани между реальным изображением и «мультяшной» иллюстрацией. Как по мне, то слегка напоминает оформление из “Fallout”. Качество компонентов вполне себе нормальное: разве что карточки бомб и строений кажутся слегка тонковатыми.

Игра «обкатывалась» как в дуэльном варианте, таки в партии на 4 игрока. В обоих случаях продолжительность игры составляла около двух часов. Это всё благодаря грамотной системе подсчёта победных очков: чем больше игроков, тем меньше очков нужно собрать для победы. Различий при игре разным составом не так много: увеличивается время «даунтайма», от этого отойти не удалось, и часть игры, в которой игроки бомбят заводы друг друга.

Максимальное число бомбардировщиков как и истребителей никак не больше 10, а по сему при игре вдвоём можно настроить 10 истребителей и чувствовать себя более или менее защищённым: один истребитель уничтожает один любой самолёт противника. Например у нападающего 3 истребителя, а у обороняющегося всего 1. нападающий теряет 1 истребитель, но и защищающийся тоже. Обороняться больше не чем. Все бомбардировщики нападающего игрока могут невозбранно лететь и бомбить всё, что душе угодно.

При игре больше, чем вдвоём, игроки могут договориться и атаковать вместе. Тут уж шанс победы намного больше. Однако, сильно это баланс не рушит. Из 6 отыгранных партий бомбили сообща раза 3-4, да и вообще это всё поправимо. Заявленный на коробке возраст игроков – 13 лет. Но мы в игру брали и 8 летнего игрока. С правилами он справился «на ура», а вот стратегия у него всё же хромала. Хотя к последним партиям он тоже освоился не хуже других.

На коробке указанно, что правила объясняются за 25(!) минут или за одну партию. Я бы просто оставил «за одну партию» ибо сложно представить, что собравшиеся поиграть люди будут слушать Вас 25 минут кряду, кроме того, чаще всего ради одной партии. Если Вы собираетесь поиграть с гостями слабо знакомыми с настольными играми или правила знаете только Вы, то лучше взять что-то проще или что-то знакомое. Однако игра просто отлично подойдёт для тех, кто хочет разложить её несколько раз. А разложить есть что.

В разных партиях можно попробовать разные стратегии: много строить и быть не зависимым, пойти по линии шпионажа, или вовсе удариться в милитаризм. Кому игра точно не подойдёт, так это, на мой взгляд, новичкам. Все ступени производства могут показаться чересчур уж сложными и долгими. Это можно отнести и к минусам игры. Пару раз партии скатывались в рутинное повторение одного и того же процесса производства и казались долгими и не динамичными. Игроки шли по своей дороге, не мешая и не помогая друг другу. Будто каждый играл в соло игру. Да и игра не подстёгивала к изменению выбранной тактики. Но это скорее из ряда вон выходящий случай. Стоит одному игроку сделать что-то неожиданное, как все остальные тоже начинают изобретать новые тактики. Начал один бомбить – другим захотелось в ответ, начинает один игрок засылать своих шпионов – другие думают, как бы ему насолить в ответ.

Кроме того не коробке меня порадовала надпись «для искушённых игроков». Оно и оправданно: вряд ли кто-то, кто играл лишь в домино, вообще поймёт в чём там дело: какие-то бомбы, которые нельзя взорвать, кубики-кружочки, да и весь процесс создания бомбы нужно в голове держать.

К слову, каждый отдельный игрок – это отдельное государство, однако, авторы не стали углубляться в то, какие именно. Просто абстрактные страны. Момент спорный, ведь игра прямо намекает, что это «это гонка вооружений», а оформление напоминает послевоенный период. Планшеты отличаются только цветом, но мы проявили фантазию и решили, что красный – это СССР, синий – США, фиолетовым сделали Францию, а жёлтым Саудовскую Аравию.

Потом в интернете нашли, что есть дополнение к этой игре «The Manhattan Project: Nations Expansion», которое, как раз и добавляет страны и их уникальные возможности. Почему было сразу этого не сделать – не ясно. Чтобы ремарка была полной стоит упомянуть и о дополнении «The Manhattan Project: Second Stage», которое добавляет в игру водородные бомбы и ракеты. Мне игра понравилась, поэтому я бы хотел иметь это второе дополнение. Хотя, честно говоря, всё это тоже могло бы поместиться в самой игре. Поторопились, может быть?

Процесс игры довольно увлекателен, хотя и отчасти предсказуем. С самого начала игры ждёшь, чтобы выпадали здания для строительства поинтереснее: можно строить не что угодно, а только из 20 зданий на выбор. По мере строительства карты зданий, доступных для строительства, обновляются. Могут прийти и совсем уж классные строения в начале игры, которые требуют только двух рабочих, а  производят аж 2 самолёта и приносят деньги. А могут и совсем слабенькие карты в середине или конце игры.

Строительство зданий занимает лишь первые 50% игры. Потом уже игра плавно переходит в стадию производства. Игроки ходят по очереди, поэтому, подождать придётся, но в это время можно обдумать свою стратегию. В Ваш стройный план победы может вполне вмешаться и другой игрок. Вам придётся отвлечься от намеченного плана и решать подкинутые проблемы. Разбомбили завод или заслали шпиона – уже им не воспользоваться. Либо чинить, а на это нужен человек, деньги и ход, либо оставить всё как есть и обойтись без него.

Иногда просто невозможно что-либо починить, так как клетка ремонта на центральном поле занята рабочим другого игрока и пока он его не уберёт, никакого ремонта Вам не видать. Сразу оговорюсь, что убрать придётся ибо подчинённые рано или поздно закончатся и необходимо будет всех вернуть. Игровая механика устроена так, что очерёдность хода не имеет значения, можно рассчитать свои действия так, что все будут ждать именно Вас, поскольку Ваши рабочие занимаю наиболее популярные места.

Лично мне всё время хочется разложить эту игру, но почти никогда не получается: то правила объяснять лень, то времени не так много. В эту игру не сыграешь «между делом»  –  подавай целый вечер. В целом игра не приедается и смотрится свежо: благо раскладывается не так часто.

Вердикт: превосходно стилизованная (за это хочется простить все огрехи), тематическая, оригинальная. Из минусов: не дружелюбна для абсолютных новичков, не самое короткое время партии (120 минут), не каждая партия может оказаться удачной (просто так случается и ничего тут не поделать) и окажется рутинным производством бомб, которое и так не короткое.

Где можно поиграть: взять с бой в поездку конечно можно – она не самая большая и тяжёлая, но вряд ли в поездке Вам удастся найти столько времени, чтоб сыграть поэтому это скорее домашний вариант или вариант «удиви экзотикой друзей» для любителей настольных игр.

С кем можно поиграть: по большому счёту со всеми, но лучше с теми, кто хоть «монополию» видел. Количество игроков заявлено от 2 до 5, можно, но думаю, что 5 перебор: до 4 –  лучше всего.

Похожесть: тут-то и вся прелесть я не смог найти или вспомнить игру, на которую она была бы похожа. Покупая эту игру Вы точно можете быть уверены: такого у Вас ещё нет!!!

Manhattan Project, Обзоры



Похожие записи
  • Знакомьтесь, разработчик игр из Питера
  • «Находка для шпиона» + Звёздные войны = Spyfall: Star Wars
  • Расписание ближайших игротек
  • Трое из ларца, одинаковы с лица
  • «Перевыборы» — модифицированная украинская «Монополия»
    1. Комментариев пока нет.
    1. Трекбеков пока нет.