На сайте Настолкомания опубликован объёмный обзор игры Race for the Galaxy. Его автор расхваливает игру на все лады, дескать она и интересна, и глубока, и иллюстрации в ней замечательные и даже рекомендует смаковать RFTG постепенно, как дорогое вино. Сразу видно, игра человеку очень-очень понравилась 🙂
О Race for the Galaxy написано столько, что, пожалуй, я до стольких даже считать не умею. Обилие метафор и эпитетов, сказанных в ее адрес настолько же велико, насколько и различно – абстрактная, гениальная, пасьянсная, логичная, примитивная, разнообразная и много еще всяких. Я старался ничего о ней не читать в последнее время, чтобы, не дай Бог, повториться (хотя, вряд ли этого все же избегу). Это пристрастный обзор. Его цель – увеличить число почитателей этой игры, и это не заказ Rio Grande Games, это просто внутренний порыв. Как в древние времена посвящали в культуру, науку и веру, сегодня я хочу рассказать вам об Игре Race for the Galaxy.
Итак, прежде всего Race for the Galaxy – это Игра. То есть, согласно словарю, вид деятельности, направленной на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятия напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений. Также игрой называют форму свободного самовыражения человека, не связанную с достижением утилитарной цели и доставляющую радость саму по себе. И это Игра с большой буквы. Я видел множество обвинений в её адрес по поводу пасьянсности, копании в своем галактическом «огороде», минимуме взаимодействии между игроками. Всё это написано о механике, но не об Игре. Пожалуй, одно из главных правил, чтобы получать от нее удовольствие – НЕ ГОНИТЕСЬ ЗА ГОНКОЙ. Часто партии с четырьмя и более участников сводятся к тому, что игроки безудержно прокручивают колоду на высокой скорости, выкладывают карты в свою игровую зону, не замечая что творится у других, но это проблема игроков, а не игры. Так же как залпом не выпивают дорогое вино, нельзя быстро играть в Галактику. Её нужно смаковать. Это игра о достижении победы с помощью оценки сиюминутной выгоды имеющихся ресурсах, оценке потенциала в то или иное вложение на ближайшее будущее и прогнозирования эффективности потенциала ресурсов соперников. В этой игре важно анализировать свои карты с позиции того, что лежит у соперников и что, по вашему, они собираются делать. В зависимости от этого в этой гонке вы стараетесь ускориться изо всех сил или, наоборот, набираете сил для решающего рывка к финишу.
Эта игра действительно масштабная гонка. Гонка экономики, гонка вооружений, гонка технологий. Все стартуют с одной и той же линии и финишируют одновременно, т.к. заезд ведется на время. Каждый игрок знает где финиш и в зависимости от положения своей империи на этой космической трассе старается приблизить или отсрочить момент финального свистка.
Во-вторых, Race for the Galaxy – это вселенная. Многие говорят, что это игра не о могуществе галактических империй, а о кружочках и ромбиках. Позвольте мне показать вам, что это не так.
Представьте себе какую-нибудь известную игровую вселенную – будь то Warhammer или Magic: the Gathering. О них написаны десятки художественных книг, нарисованы красивейшие альбомы с графикой. Но вспомните, когда вы играли в них первый раз. Вот крутые эльфы дерутся с не менее крутыми орками. Но зачем они это делают? Даже такие крупные вселенные абстрактны, если не вживаться в них, не читать этих книг и не смотреть альбомы с графикой. Только вы можете сделать фигурку космодесантника или карту какого-нибудь эльфа 2/2 героем вашей игры.
Также и с Race for the Galaxy. Никакого бэкграунда, как принято говорить, для него не существует, но во время игры приходит предельное понимание того что вы делаете изачем это нужно. Сюжет настолько понятен и логичен, насколько просто и понятно названы программы на Macintosh. Почтовый клиент – Mail, текстовый редактор – Pages (надо было им еще браузер назвать Internet). Так же в игре есть два противостоящих лагеря – Imperium и Rebels, то есть повстанцы и империя. Причем, ясно, как белый день, что Империя хочет подобрать под себя все миры, какие только существуют, а повстанцы, как им и полагается, пытаются этому всячески препятствовать. Но вас это не трогает – у вас своя империя. Ничто не мешает вам колонизировать нейтральные миры, заимствовать имперские технологии и договариваться (по хорошему или по плохому) с повстанческими мира о присоединении. Будьте готовы к тому, что если вам по душе ближе повстанцы, а вашему сопернику имперцы, то рано или поздно вы столкнетесь в пограничных конфликтах за миры, находящиеся на краю вселенной. Предполагается, что полномасштабная война еще не началась, но к ней всё идет.
В игре просто потрясающие иллюстрации. Если вы любите фильмы и книги sci-fi тематики, то обнаружите, что именно так представляли себе многие художественные подробности, которые описывались у Лема, Хайнлайна, Азимова и многих других. Это очень важный момент в атмосферности игры и важно просто принять его существование. Знаете, как-то я сплавлялся по реке на рафте, грёб что есть силы, быстрее и быстрее, смотрел только туда, куда ставил весло, но вдруг я остановился и огляделся вокруг и это было потрясающе. Всю красоту можно ощутить, если не спешишь – смотришь и смакуешь каждую деталь. А в базовой игре с тремя аддонами, поверьте, есть на что посмотреть.
Игра разбита на фазы и всё, что происходит в этих фазах очень логично сплетается с тем, что происходило бы, велось бы такое строительство империи на самом деле, логичными выглядят и бонусы, которые вы получаете, если выбираете фазу – вы уделяете тому или иному процессу более пристальное внимание и находите где сэкономить.
Поиск (Explore). Его целых два вида. Один позволяет вам просмотреть больше ресурсов (карт), но меньше оставить в руке – ваши исследователи сосредоточенно выискивают среди миллионов миров и существующих технологий именно то, что нужно вашей империи – целенаправленная стратегическая работа. Второй вид, наоборот, позволяет просмотреть меньше ресурсов, но больше сохранить в руке – работа исследователей в аварийном режиме – найти хоть что-нибудь, что может пригодиться.
Development – внедрение известной технологии в вашу галактику. Карты на руках выступают как универсальный финансовый инструмент. Вы выделяете средства из бюджета на внедрение. Такая же история с колонизацией (Settle) миров – финансирование исследования атмосферы, высадки колонистов, обеспечения инфраструктуры.
Production – производство товара на мирах, способных это производство осуществить. Интересно реализован и бонус – произвести товар на windfall мире. В русской локализации windfall world перевели как «мир с накоплением». На самом деле, windfall – это не просто накопление, а неожиданный доход. То есть, сфокусировавшись на производстве, в качестве бонуса вы получаете товар на планете, которая в принципе не производит, но теоретически можно там что-то найти (хороший пример – заброшенная планета пришельцев, на которой во время раскопок вы случайно обнаружили артефакт).
Потребление (Consume) реализует ответную предложению механику спроса. Потребляя товары на планетах жители приносят вам доход (карты на руку) и победные очки. Мы строим галактические империи, которые соревнуются друг с другом, прежде всего, в экономической мощи. Так победные очки – прямое выражение экономической мощи держав. Будь то ВВП (валовой внутренний продукт) или какой-то другой экономический показатель. В начале игры формируется пул победных очков, по истечении которого игра заканчивается. То есть, фактически, это некий пул 100% ВВП, поделив который между собой государства смогут выявить победителя. Конечная стоимость технологий и миров тоже выражается в победных очках, что в свете вышеописанного тоже выглядит весьма красиво.
В игре существует несколько путей достижения победы – торговля товарами, массовое потребление, освоение миров военной мощью, блицкриг за счет вложения средств в многочисленные дешевые проекты (одно из условий окончания партии – 12 объектов у одного из игроков на столе). Зачастую, в реальной партии вы используете комбинацию этих средств, используя специализированные технологии, как незаменимых помощников. Специализированные технологии имеют переменную стоимость в конце игры в зависимости от того, какие объекты у вас уже есть. Так шахтерская коалиция прибавит в цене за каждый мир, добывающий редкие металлы и за различные шахтерские технологии. И таких специализированных улучшений в игре масса – в каждой партии найдете что-то по душе.
В Gathering Storm (первый аддон) появился, а в последующих аддонах получил развитие механизм чек-поинтов, что приближает игру к гонке еще больше. Речь идет об общих важных стратегических целях, которых все соперники стараются достигнуть как можно раньше и качественней. Так в игре есть цели, которые дают призовые очки тому, кто достиг их первым сразу по достижении, а есть такие, которые премируют в конце игры того, кто в достижении этой цели продвинулся дальше всех. Помните космическую гонку за Луну, гонку вооружений CССР-США? Вот здесь примерно то же самое. Кто первым выложит 8 объектов на стол, у кого самый сильный военный потенциал и т.п.
Хотелось бы также отметить очки престижа, появившиеся в Brink of War (третий аддон), которые эквивалентны победным очкам, будучи сохраненными до конца игры, но можно их и потратить, получая те или иные преимущества. Эти очки выражают международный престиж и политический вес державы на мировой арене.
Важно, что все добавляемые в дополнениях улучшения не являются обязательными или какими-то дающими особые преимущества. Эти улучшения – просто дополнительные варианты и комбинации в ваших стратегиях. Каждое дополнение делает игру интересней и разнообразней. Причем, идеи, которые будут заложены в дополнениях можно проследить уже начиная с базовой игры в виде символов, не объясняемых в правилах.
Это всё, чем я хотел с вами поделиться об этой замечательной игре. Надеюсь, вам было интересно и вы захотите в нее сыграть, а быть может, если играли ранее и забросили на полку – дадите ей второй шанс. Помните, важно как именно вы относитесь к игре. Так простые шашки могут стать для вас великим историческим сражением, а партия в War of the Ring – переставлением фигурок и киданием кубов.?
Подписываюсь))
Отличный обзор. Также подписываюсь )
Жаба со Star Trek’ом убила =)
А обзор — Pure True.
Крутейшая игрушка, но не для ленивых умов!
Игра исключительно для гиков, у которых нет других игр для гиков.
Самое смешное, что эта игра таки играет тобой, а не ты ей — ибо, что пришло, то и кладём. Главное не ошибаться.