На сайте Boardgame Blog появилась рецензия Александра Белякова на игру Revolution!. Автор честно признаётся, что играет в эту настолку потому, что она пришлась по душе его подруге (чего только не сделаешь ради любви 🙂 ), но отмечает, что в целом Revolution! — довольно неплохая игрушка, подходящая для подсаживания на настольные игры новичков.
В Revolution! я в первую очередь играю не потому, что игра нравится мне, а потому, что она нравится моей девушке. Я не хочу сказать, что игра плоха – в ней однозначно есть определенный шмырц, и другие люди, с которыми мы в нее играли, тоже говорили, что игра им понравилась. Однако, что-то мне подсказывает, что если бы не моя девушка, то на свет содержимое коробки Revolution! появлялось бы намного реже. Поэтому за полноценную рецензию нужно в первую очередь благодарить ее. Итак…
Возможно, у вас всегда было непреодолимое желание красоваться на баррикадах, выкрикивать антиправительственные лозунги и всячески усложнять жизнь власть имущим? Или, как вариант, вам с детства не давали покоя лавры Робеспьера, Кромвеля и Ленина? Если да, то эта игра для вас (и вам надо в срочном порядке выезжать за пределы страны).
В ДВУХ СЛОВАХ
Игровое поле представляет собой вид сверху на некий абстрактный городок с несколькими локациями “в разрезе”. Каждое здание, в зависимости от его важности, имеет определенное количество мест для размещения в нем маркеров влияния игроков (классических еврокубов), и дает определенное количество очков тому игроку, который будет его контролировать в конце игры. Например, в таверне всего четыре места, и она дает в конце игры 20 очков, в то время как в крепости восемь мест, и она приносит своему счастливому обладателю 50 очков. Также каждому игроку раздается ширма, за которой он прячет специальное поле, посредством которого выполняются все действия в игре. Это поле состоит из 12 персонажей, каждый из которых, если его убедить помочь тебе, дает победные очки, влияние в той или иной локации, а также фишки влияния для последующих раундов. Например, если удалось договориться с аристократом, ты получаешь пять победных очков, ставишь один маркер влияния на плантацию и получаешь три монеты для использования в следующий ход.
Игровой процесс сводится к тому, что игроки в закрытую выкладывают на этих персонажей жетоны, обозначающие различные типы влияния. Видов влияния всего три. Самый слабый вид влияния – это деньги, то есть игроки добиваются своего путем банального подкупа. Следующий по силе и редкости вид влияния – это шантаж. Если у вас есть инкриминирующая информация о, например, священнике, то никакое количество денег не убедит его помогать вашему конкуренту – он ваш, потому что вы знаете, чем он занимается со своими послушниками. Однако самый сильный (и самый редкий) вид влияния – это грубая сила. В мире Revolution! почему-то так получается, что если тебя бьют по лицу сапогом, подкуп и шантаж внезапно становятся совершенно неэффективными. Еще одна особенность – некоторые персонажи имеют иммунитет к определенным видам воздействия. Например, генерала не возьмешь силой, на магистра не действует шантаж (он сам кого угодно отшантажирует), а на наемника можно повлиять только деньгами.
Так как игроки раскладывают свои жетоны одновременно и взакрытую, ты никогда не знаешь, кто положит жетоны на кого. Именно этот факт и лежит в основе всей игровой механики Revolution! Если никто не положил жетоны на генерала, достаточно дать ему одну монету, и он твой. Однако если кто-то положил на него жетон шантажа, ты “пролетишь” даже если положишь на него все пять монет. Проблема в том, что ты можешь только догадываться по ситуации на доске, кто на кого будет пытаться влиять.
Игра заканчивается тогда, когда заполняются все локации на доске. К полученным в процессе игры очкам от персонажей игроки добавляют очки за контроль зданий (тут все просто – у кого больше фишек в здании, тот и выиграл, если ничья, то не выиграл никто) и очки за оставшиеся жетоны силы, шантажа и денег. У кого в итоге больше всего очков, тот и выиграл. Революция состоялась!
КОЛИЧЕСТВО ИГРОКОВ
Одни из минусов Revolution! заключается в том, что в нее можно играть либо втроем, либо вчетвером. Втроем я не играл ни разу, поэтому могу лишь теоретизировать на эту тему, но мне кажется, что при игре втроем будет слишком мало столкновений интересов. Сложно сказать однозначно, хорошо это, или плохо. С одной стороны, игра станет более предсказуемой и планируемой. С другой стороны, вся соль игры, на мой взгляд, именно в этой конфликтности (“Ты поставил две монеты на генерала? Черт, я тоже! Опять мы с тобой слили!”). Как я писал ранее, Steve Jackson Games планируют выпуск расширения на 5-6 игроков – вот это уже, на мой взгляд, перебор, ибо игра станет слишком хаотичной и непредсказуемой. Мне кажется, что это расширение обречено на грандиозный провал.
ВРЕМЯ ИГРЫ
Правила игры достаточно интуитивны и умещаются на четырех страницах, поэтому на объяснение уходит не больше 15-20 минут.
Начальная расстановка много времени не требует, достаточно 5-7 минут. Разложить поле, раздать ширмы, индивидуальные поля и начальные жетоны влияния, поставить жетоны подсчета очков – и революция началась!
С четырьмя игроками сама игра занимает от 30 минут до 1 часа. Не думаю, что это время существенно меняется при игре втроем.
СЛОЖНОСТЬ
Как я уже сказал выше, правила игры достаточно интуитивны и будут сразу понятны даже неискушенным игрокам. Прочитав правила один раз, к ним не приходится обращаться снова в процессе игры. При этом это вовсе не означает, что игра примитивна – для принятия правильных решений требуются определенная работы мозга и анализ происходящего на доске, просто игровая механика, стоящая за этим процессом, достаточно проста и элегантна. С другой стороны, механика позволяет делать удачные ходы даже людям, которые не очень хорошо понимают, что они делают – однако в долгосрочной перспективе проницательность в этой игре побеждает везение.
ФАКТОР СЛУЧАЙНОСТИ
Случайность – это очень неоднозначное понятие, особенно когда дело касается подобной игры. Скажем так. Если вы считаете, что “камень-ножницы-бумага” – это игра без элемента шанса, то Revolution! тоже относится к этой категории игр. Генераторы случайных чисел в самой игровой механике отсутствуют. Однако действия соперников в этой игре порой могут быть случайнее любых дайсов.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ИГРОКАМИ
О, да! Взаимодействия тут хоть отбавляй – как на уровне борьбы за влияние на определенных персонажей, так и на уровне занимания мест в тех или иных локациях. При этом ощущения прямой борьбы нет, потому что обычно ты видишь, с кем ты вступил в противостояние в этом раунде только после того, как ты принял решение, на кого поставить свои жетоны. Единственные два персонажа в игре, которые приводят к прямой “агрессии” – это шпион, которые позволяет заменить чужой куб на свой, и аптекарь, который позволяет поменять два куба местами.
Kingmaking в игре присутствует, особенно когда игрок, которому становится очевидно, что он уже не выиграет (а в последние раунды игры простой математический подсчет легко это определит), вынужден выполнить действие, которое решит исход игры в пользу того или иного игрока. Честно говоря, с этой ситуацией я столкнулся всего один раз, и ее разрешили полюбовно – игрок постарался своим действие набрать максимальное количество очков, хоть это и не поменяло исхода игры для него. Однако вполне можно представить ситуацию, в которой предвзятый игрок таким образом захочет помочь выиграть другу, подруге, жене и т.д.
КОМПОНЕНТЫ
Я являюсь обладателем американской версии игры (европейская версия в принципе выглядит по-другому, поэтому не берусь о ней судить), но в моей версии компоненты выполнены на удивление хорошо. Очень приятные с точки зрения качества производства поле, ширмы и жетоны влияния, плюс достаточно симпатичная графическая составляющая. Два небольших недостатка – индивидуальные поля игроков достаточно скучны и неинтуитивны, плюс (это уже совсем мелочь) мне не нравятся блеклые цвета кубов красного и зеленого игроков (в отличие от их ширм, например, у которых очень яркие и сочные цвета).
ЯЗЫКОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
Единственный компонент игры, которые требует знания языка за пределами инструкции – это индивидуальные поля игроков, на которых расписаны результаты влияния на тех или иных персонажей. Конечно, можно всегда спросить у других игроков, что значит то или иное слово, но ты таким образом рискуешь “спалиться”. Однако персонажей всего двенадцать, и количество возможных результатов не так велико, поэтому сказать, что знание языка для игры сильно необходимо – это преувеличение.
КОМУ ПОНРАВИТСЯ?
- Поклонникам быстрых игр с несложными правилами, но определенной глубиной игрового процесса
- Любителям механики area control
- Новичкам в мире настольных игр
- Любителям красивых компонентов
КОМУ НЕ ПОНРАВИТСЯ?
- Любителям тематических игр (ощущения революции в игре нет вообще)
- Людям, которых раздражает три раунда подряд сливать только потому, что кто-то еще выбирает то же самое, что и ты, и предсказать это невозможно
- Любителям глубоких и вдумчивых игр
РЕЗЮМЕ
Количество игроков: от 3 до 4
Время игры: 35-90 минут (правила: 15-20 минут; подготовка: 5-7 минут; игра: 30-60 минут)
Сложность:
Тематичность:
Фактор случайности:
Агрессивность:
Kingmaking:
Компоненты:
Языковая зависимость:В общем и целом, Revolution! – неплохая игра, которая очень удачно подходит под определенные обстоятельства. Например, она хороша, когда к тебе в гости приезжает пара людей, которые о настольных играх не знают практически ничего, и в чьей мозг надо внедрится осторожно и постепенно. Также она неплохо пойдет ближе к концу игрового дня, когда сильно думать уже не хочется, да и надо через час-потора уже по домам разойтись. Не шедевр, на одну из основных игр в коллекции не тянет, но вполне подходит в качестве неплохой “вспомогательной” игры.
Моя финальная оценка:
а мне вот понравилась :)и думать имхо там надо много — ведь вариантов намного больше чем в камень ножницы бумага, да и реально просчитать кто к чему стремится и что кому надо — так что мозг кипит просто! еще игра не зависит от языка почти на 100% — персонажей и их свойства запоминаешь к середине первой партии =) короче советую!
Не согласен с оценкой за тематичность. Как раз таки единственное, что понравилось мне в игре, это то на сколько все тематически продуманно, и отлично визуализируется в политическую борьбу. Кто из игроков больше заплатит тому конкретный бюрократ и поможет, а возможно что кто то из игроков вообще исподволь угрожал ему и его семье, или даже жестко и настойчива склонил его к сотрудничеству силой, тогда уже деньги ничего не решают. Используя поддержку генерала, ты можешь давить или воздействовать силой на других вельмож, а заручившись помощью печатника -читаешь в утренней прессе много хорошего о себе (получая 10 Support). Все очень логично, закономерно и в тему.
А вот сама игра меня не увлекла. Играk хотя всего раз.
Но оформлена она… в минималистском стиле, если не сказать скупо…
пожалуйста переведите правила кто нибудь, очень поиграть хочется.