Тов. Amsh прислал мне подробный обзор игры Rosenkonig, абстрактной игры для двоих, о которой мы уже слышали положительные отзывы. Мнение автора — игра обязательна к приобретению любителям абстрактных стратегий.
После отличного обзора Zordoka вряд ли можно что-либо добавить об этой замечательной игре, но я все-таки попробую. Приобрел я ее в Праге, в магазине Hras (Vaclavske namesti, 38, Pasaz Rokoko). Обошлась она мне в 499 крон (в районе 750 руб, вроде того).
Каждый из настольщиков знает, насколько интересно распаковывать и пробовать новые настолки, оценивать игровые механики и обсуждать их преимущества и недостатки. Так уж у меня сложилось, что дома мы играем в настольные игры преимущественно вдвоем с женой, при этом очень любим разные абстрактные стратегии, вроде шахмат и (в меньшей степени) шашек и реверси. На мой взгляд, описываемая мной игра представляет собой нечто среднее между рендзю и реверси и отличается любопытной механикой.
Сначала, традиционно, об игровых компонентах. Игра выпускается в жестяной коробке, что несколько необычно, но, в принципе, меня бы устроила и картонная. Внутри мы находим органайзер с набором круглых фишек, диаметром 1.7 см, расфасованных в два полиэтиленовых пакетика, одну фишку – корону, естественно, желтого цвета, колоду карт, и игровое поле. Фишки сделаны двухцветными (очевидно, автор вдохновлялся реверси) фон синий, а вот стороны – одна с белой розой, другая – с красной. Поле сложено в четыре раза, и в развернутом виде представляет из себя квадрат 9 х 9 клеток (что тоже нашло себе применение – об этом в конце статьи). Однозначно, компоненты доставят любому настольщику немалое удовольствие – твердая пятерка.
Теперь о механике. Сверху игрового поля нарисована корона. Это очень важный момент, поскольку на нем построен игровой процесс. В центре игрового поля мы располагаем фишку — корону и (под короной) круглую фишку одного из игроков (допустим – красного). Каждому игроку раздается по пять карт. Затем второй игрок (в нашем случае – белый) должен выставить на поле свою фишку. Но он, в отличие от той же реверси, делает это при помощи карт. На каждой из карт сверху изображена корона, а под ней – направление (одно из 8-ми) и цифра (от 1 до 3). Игрок берет фишку короны, переставляет ее в направлении в соответствии с сыгранной картой и выставляет под нее круглую фишку своим цветом кверху. На фото снизу – сыграв карту с направлением юго-восток и цифрой 3, белый игрок перемещает корону и под нее выставляет свою фишку.
Корона на карте и корона на игровом поле – суть указатель, чтобы игрок не мог использовать карту направления как угодно. Целью является построение сплошной цепочки своих фишек по горизонтали и вертикали (но не по диагонали). Цепочка может изгибаться под прямым углом. Стоимость цепочки равна квадрату количества входящих в нее фишек.
На фото вверху – у красного игрока 6 фишек соединенных вместе: 6 х 6 = 36 очков (на красной фишке стоит корона). У белого: 4 х 4 = 16 очков (нижняя белая фишка стоит по диагонали от цепочки, и, стало быть, в нее не входит).
Корону нельзя поставить на место, занятое фишкой. Отсюда вытекает вполне логичная задача любого игрока – запереть противника внутри фишек так, чтобы он не мог сделать ни одного хода. Легче всего это сделать ближе к бортам, а тем более — углам игрового поля. Однако, чтобы затруднить победу игрокам и продлить игру, у каждого игрока есть 4 особых карты своего цвета. Оказавшись в безвыходном положении можно сыграть эту карту для того, чтобы, наступив на фишку противника, перевернуть ее (как в реверси), и выскочить из окружения. Эти карты можно также использовать с агрессорской целью – чтобы, перевернув фишку противника, разорвать его большую цепочку, лишив львиной доли очков (ведь стоимость цепочки равна квадрату количества входящих в нее фишек!). Например, разломав цепочку из 8 фишек (64 очка) мы получим две цепочки – одна из 3-х фишек (9 очков), другая – из 4-х (16 очков). Итого – 25 очков за две цепочки, а мы отыгрываем у врага: 64 – 25 = 39 очков.
На фото внизу – вот эти специальные карты. По четыре на каждого игрока. По сути, это маркеры, отмечающие количество возможных переворачиваний фишек соперника.
Игра эта вообще поощряет подобный математический расчет. Чтобы точно понять, насколько вы проигрываете, или выигрываете, необходимо постоянно считать. Карты в руке вносят неизбежный хаос в игровой процесс, но создают впечатление глубокой стратегичности игры (наверно, так оно и есть). По сути, возможность распоряжаться картами чем-то напоминает нарды, в которых правильное использование возможных ходов является основой игры. В конце возможных ходов становится все меньше и меньше (очень близко к реверси), кого-то все-таки запирают, и игра заканчивается подсчетом очков. В общем, с одной стороны механику можно охарактеризовать как удачную комбинацию реверси с рендзю и карточным механизмом для выбора ходов, с другой стороны – так ведь недолго и маджонг назвать смесью домино и покера. Так что в целом — механика оригинальная.
Ну и о впечатлениях после игры. Игра, не зацикливаясь, занимает 30-40 минут, и в общем, удовольствие доставляет. Любителям абстрактных стратегий – рекомендуется на все 100%. Тут можно и порадоваться четко выверенной математической победе, и посетовать, мол, «карта не шла». Но тут уж как-то и на нарды похоже получается… Мое мнение – всем любителям абстракций в коллекцию. И напоследок – еще один приз для любителей абстракций. Вот как еще можно поиграть в эту игру. В конце концов, не так уж много игровых полей 9 х 9, да еще и с фишкой короны. ?
> Целью является построение сплошной цепочки своих фишек по горизонтали и вертикали (но не по диагонали). Цепочка может изгибаться под прямым углом. Стоимость цепочки равна квадрату количества входящих в нее фишек.
На фото вверху – у красного игрока 6 фишек соединенных вместе: 6 х 6 = 36 очков (на красной фишке стоит корона).
Вот что-то фантазия отказывает. Я вижу 6 компактно расположенных фишек, но если их рассматривать как цепочку без диагоналей — то остается только 5. Ошибка в описании цели или в подсчете?
@vladdrak
главное, чтобы фишки соединялись ортогонально, т.е. не по диагонали, а по вертикали или горизонтали, тогда считаем количество фишек и возводим в квадрат.
«На фото вверху – у красного игрока 6 фишек соединенных вместе: 6 х 6 = 36 очков (на красной фишке стоит корона). У белого: 4 х 4 = 16 очков (нижняя белая фишка стоит по диагонали от цепочки, и, стало быть, в нее не входит).»
Автор, кстати, неправильно показывает систему подсчета: в принципе, все верно, но есть маленькое уточнение. С красными фишками он подсчитал все правильно, а вот белые считаются иначе: 4 в квадрате = 16 + 1 фишка, возведенная в квадрат = 1, которая стоит по диагонали, т.е. считается как отдельная цепочка. А подсчет в игре ведется из сумм очков за цепочки.
Игра очень посредственная. Хотя может показаться, что сам по себе процесс изначально увлекателен. Есть две основные претензии: во-первых, все ходы достаточно просчитываемы. Но главная проблема в розыгрыше концовки партии — никакой расчёт не спасёт от плохих карт приходящих вам на последних 3-4 ходах. Абстрактка на 1-2 раза в месяц. Скучно, сухо, рандомно.
Систему я указал правильно, Вы неправильно поняли меня. Белая фишка добавлена не для того, чтобы указать ОБЩИЙ счет, а для как раз понимания системы.
Вопрос для любителей настолок. Какуюю игру я имел в виду в конце обзора?
Zordok, прием…
Амазонки?
…или Cannon?
хнефатафл или таблут.
Эскимосская (в этой версии) игра про шведов и моковитов 😉
А вообще довольно древний вид игр, где целью является вывод главной фигуры с поля.
@Германн
Совершенно верно. 🙂
Совершенно верно. На последней фото расстановка фишек для игры в таблут. Великолепная стратегия. Стоит купить Rosenkonig даже для такого варианта игры. Мы делаем так — сначала один играет за шведов, другой — за московитов, а вторую партию — наоборот. Белыми, на мой взгляд, выиграть несколько легче. Хотелось бы сразиться в Alea Evangelii.