Тов. Pard рассказывает о новой понравившейся ему настольной игре Scrolls of the Northern City, в которой для расследования загадочного дела игрокам понадобится дедукция.

Игр, в которых игроки для расследования всевозможных загадок используют умозаключение (дедукцию, как называл это Шерлок Холмс), довольно много (полная pdf-версия), причём многие из них составляют целые серии, первую из которых начала игра Clue. Вот наиболее популярные из них (по числу БГГ игроков в 2020-м году; голубым цветом отмечены самые свежие игры, 2019-2020-х годов): Место преступления / Chronicles of Crime, Мистериум / Mysterium, Криминалист / Deception: Murder in Hong Kong, Детектив. Игра о современном расследовании / Detective: A Modern Crime Board Game, Шерлок Холмс, детектив-консультант. Убийства на Темзе и другие расследования / Sherlock Holmes Consulting Detective: The Thames Murders & Other Cases, Awkward Guests, Mr. Jack, Clue, Квест. Убийство в восточном экспрессе / Exit: The Game — Dead Man on the Orient Express, Letters from Whitechapel, Паранормальный детектив / Paranormal Detectives, Шерлок Холмс детективконсультант. Джек Потрошитель и вестэндские приключения / Sherlock Holmes Consulting Detective: Jack the Ripper & West End Adventures, Whitehall Mystery, The Werewolves of Miller’s Hollow, P.I., Clue (2-6 players), Blood on the Clocktower, Beyond Baker Street, 13 Clues, Mystery of the Abbey.

Мне понравилась одна из новинок — игра Записки северного города (Scrolls of a Northern City), созданная по мотивам сказочного комикса, действие которого происходит в довоенном Тайбэе. Мальчик, приехавший из провинции, знакомится с загадочным юношей, хозяином небольшого кафе:

В начале игры выясняется, что этот хозяин куда-то пропал, и, расспрашивая возможных очевидцев по всему городу, игрокам нужно его отыскать. Конечно, как принято в подобных играх, мы всего лишь угадываем три удалённые из игры карты, а свою собранную информацию (карты, которые мы уже увидели) отмечаем на персональном бланке, скрытом от других игроков. Для сбора данные игроки перемещают фигурки своих рикш по 5 районам города. Игрок начинает игру в выбранном им районе, и сразу же получает в руку 1 верхнюю карту колоды карт этого района.

В начале своего хода игрок перемещается в соседний район или остаётся в прежнем районе. Если в этом районе находится один из трёх персонажей, задействованных в игре, игрок пользуется способностью персонажа. Один персонаж позволяет игроку взять верхнюю карту колоды, относящейся к этому району, а взамен положить свою случайную карту руки. Второй персонаж позволяет просто оставить взятую карту у себя, а третий — передать эту карту другому игроку. Во всех случаях, если в результате получения карты у какого-то игрока на руке окажутся две одинаковые карты, он открыто выкладывает эту пару карт на стол.

Если персонажа в посещаемом районе города нет, то игрок просто открывает 2 верхние карты колоды и кладёт их рядом с колодой:

Кстати, рубашка карты указывает на масть закрытой карты (в игре три масти, и в каждой из них одна карта удалена), так что все игроки видят, карты каких мастей есть у других игроков, а также лежат сверху колод. Помимо обычных карт, в колодах встречаются 5 карт действий. Если игрок получает такую карту, он выполняет это действие: 1) Игрок называет число, и все игроки честно отвечают, есть ли у них карта такого ранга, 2) Все игроки передают влево все свои карты красной масти, 3) Указанный игрок должен ответить, сколько у него карт с чётным рангом, 4) и 5) Взять 1 карту у указанного игрока.

Как только какой-нибудь игрок решил угадать все 3 скрытые карты, он объявляет об этом и пишет свой вариант ответа на бланке. То же самое делают и все остальные игроки. Если ему удалось угадать, он считается победителем. В противном случае он получает +1 очко за храбрость. Все игроки считают свои набранные очки, за правильные ответы в каждой масти: 3 за жёлтую, 2 за красную и 1 очко за фиолетовую масть.

Для первой игры можно использовать лёгкий вариант: 5-й район и все карты ранга 5 в игре не участвуют.

Также в игре есть хороший сольный вариант:

В нём игрок должен угадать только 2 удалённые из игры карты — красную и фиолетовую. Все жёлтые карты открыты и, удаляя их из пирамиды, игрок перемещается по городу на число шагов, соответствующее рангу удалённой карты. Также игрок может удалить из пирамиды открытую (карты открываются в тот момент, когда не остаётся карт, которые бы её прикрывали) красную или фиолетовую карту, если её ранг совпадает с номером района, в котором находится игрок. Если игрок не может выполнить позволенных действий, он обязан назвать ответ: ранги удалённых карт. Для помощи раскладывания этого пасьянса игроку предлагаются ещё 3 карты: 1) Удали карту с наибольшим рангом, 2) Удали карту с наименьшим рангом, 3) Во время перемещения, вместо удаления жёлтой карты переместись ещё на 1 район. За каждую правильно названную загаданную карту и за каждую неиспользованную вспомогательную карту игрок получает 1 очко. Таким образом, максимальный счёт в соло-игре, к которому следует стремиться, — 5 очков.

Игра достаточно проста, чтобы в неё легко могли играть все желающие, но вместе с тем есть в ней и возможности для блефа, анализа и хитростей. Очень хорошо, что всё не упирается в один правильный ответ, как это обычно бывает в подобных играх, а есть возможность набрать очки в отдельных частях ответа (отдельных мастях). Также радует пасьянс. Огорчает необходимость записывать данные на бланке. Что ж, уникальное удобство игры P.I., прекрасно обходящейся без этого, видимо, повторить непросто.

Себе я сделал компактную, не карточную, а жетонную (размер 2,4х4,6 см), версию игры, с совершенно простыми компонентами такого вида: