Обзор игры «Sid Meier’s Civilization: The Board Game»

Тов. Random Phobosis опубликовал на BGG обзор последней Цивилизации от FFG. Он пишет, что игра получилась достаточно интересной, динамичной, хотя и сложноватой, и, к тому же, партии в неё не затягиваются на восемь часов. 

Серия Civilization пользуется большой популярностью на компьютерах, но не все знают, что начиналось все с настольной игры. Предыдущая попытка возвращения к истокам прошла не очень удачно, и "Цивилизацию" 2002 часто клеймят как не имеющую ничего общего с оригиналом попыткой заработать на фанатах. Кисло — не говоря уже про локализованную под этим названием Mare Nostrum.

На таком не слишком благоприятном фоне, да еще после релиза компьютерной Civ V, и вышла Цивилизация Сида Мейера 2010, на сей раз от Fantasy Flight Games. Собравшись с силами, я храбро отправился наступать на те же грабли.

Молотки в моем пригороде

По законам серии, в Civ:tBG игроки в роли выдающихся лидеров ведут свой народ к процветанию, от дремучей древности и до наших дней.

Должен… Сопротивляться… Это всего лишь… Выкачивать деньги из фанатов…
Картинка за авторством haarrrgh

Игра ведется на модульном поле, изначально закрытом туманом войны.

Тайлы местности вблизи.
Картинка с сайта FFG

На клетках поля можно разглядеть знакомые ветеранам значки, такие как:
— молотки — отвечают за промышленность, имеются в горах и лесах
— торговые пути — определяют экономику, бывают в морях и пустынях
— культура — встречается в природных заповедниках,
а также полезные ресурсы вроде шёлка, железа и благовоний.

Как обычно, игровой процесс Цивилизации строится вокруг городов, которые и будут использовать многочисленные природные богатства. В начале игры у каждого игрока по одному городу, со временем можно будет основать еще парочку.

За один ход ваши города должен выполнить одно действие, и походить нужно каждым. Города могут:
— производить — постройки, чудеса света и юнитов;
— собирать — произрастающие в окрестностях ресурсы;
— генерировать культуру.

Для выполнения этих действий надо просто подсчитать все иконки определенного типа в окрестностях города, то есть, в квадрате 3х3 с городским жетоном в центре.

После того, как все города что-нибудь поделают, двигаются юниты. В конце хода, если хватает денег, можно купить себе технологию. По большому счету, это вся игра.

И почему же это чертовски весело и кошмарно интересно?

Правила

Итак, могущество цивилизации определяется количеством иконок разных типов вокруг ее городов. Логичный шаг — увеличить количество этих самых иконок!

Для этого вокруг города возводятся постройки: здания выкладываются на любое свободное место в квадрате 3х3, при ресурсы, напечатанные на местности, теряются.

В окрестностях этого города мы видим торговый пост (1 культура и 2 торговли), бараки (боевой бонус +2 и 2 торговли), а также выдающуюся личность — ученого (1 промышленность и 2 торговли). Жетончики на городе лежат неродные, об этом мы еще поговорим.

Картинка за авторством costello

Со временем города обрастают такой вот инфраструктурой.
Картинка за авторством Kopernikus

Домиков в игре немало, к тому же, большинство зданий имеют улучшенную версию, открывающуюся после изучения соответствующей технологии. Кроме того, в каждом городе может быть только одна специализированная постройка (со звездочкой), и существуют требования к типу местности (порты строятся на водяных клетках, торговые посты — в пустынях, шахты — в горах). Естественно, цены у разных зданий тоже разные.

Кстати о ценах. Чтобы построить домик, нужно в нашем городе выбрать действие Производство. После этого надо сосчитать все молотки вокруг города. Можно купить любое здание на которое хватит мощности промышленности — но неиспользованные молотки теряются, так что нужно накопить всю сумму за раз. Кроме того, промышленность нескольких городов не суммируется — каждый город строит сам для себя.

Поэтому особенно дерзкие проекты без определенной подготовки реализовать не получится, а в городах, построенных в индустриально слабых районах, даже постройка банка или университета сопряжена с серьезными трудностями.

Помимо зданий производить можно:
— чудеса света (весьма дорогие, но часто очень мощные);
— рабочих, собирающих иконки с клетки, на которой они стоят, и "пересылающие" значки в выбранный город, как бы далеко он не находился;
— юнитов, которыми пополняется армия.

Второе городское действие — Генерация культуры — дает игрокам столько "культурных" жетончиков, сколько иконок культуры вокруг города, плюс 1 за сам город. Основное применение этих жетончиков — продвижение по культурному треку.

Каждая позиция этого трека вознаграждает "культуриста" каким-нибудь бонусом — чаще всего это карта события (местный аналог карт действия из "Сумерек империи" и карт тактики из Runewars), иногда нас радуют выдающимися личностями, которые почти ничем не отличаются от обычных домиков.

"-Вы зачем разрушили библиотеку? -Так это ж… здесь теперь Ломоносов живет, науку генерирует!"

Чем дальше мы продвигаемся по культурному треку, тем дороже обходится каждая ступень: со временем с игроков начинают требовать не только культуру, но и деньги (то есть, торговлю) — зато и карты начинают приходить более мощные.

Финальная позиция трека — культурная победа. Для ее достижения потребуется не только "специализировать" несколько городов исключительно под нужды искусства, но и изучить технологии, позволяющие получать культуру альтернативными способами (например, переработкой ресурсов), хотя даже и для выбравших другой путь к победе карты действия и, особенно, выдающиеся личности будут весьма полезны.

Немного о технологиях.

Как мы помним, появление самого понятия дерева технологий приписывают той самой, первой настольной Цивилизации. Так вот, от него избавились. Да здравствует технологическая пирамида!

Теперь у нас есть стопочки карт технологий, от 1 до 4 уровня.

Чтобы изучить технологию второго уровня, надо вначале обзавестись двумя первоуровневыми технологиями. Хотите вторую технологию второго уровня? Тогда вначале изучите третью технологию первого. Для того, чтобы получить технологию третьего уровня, понадобятся две технологии второго (а для них — три первого), и так далее.Таким образом, технологий более низкого уровня всегда должно быть минимум на одну больше, чем более высокого.

Что изменилось? Всё.

Технологические деревья зачастую приводят к довольно предсказуемой игре. В компьютерной CivV дело дошло до того, что единственный существенный "научный" выбор у игрока — это какую технологию изучать самой первой в начале игры, а какую — второй. Затем практически все последующие технологии будут требовать всех предыдущих, поэтому технологическое развитие вырождается в простое линейное продвижение.

Напротив, в Civ:tBG свобода, которую получают игроки при развитии технологий, очень велика — при взгляде на эффекты технологий от нее буквально захватывает дух, и если самые ранние, простенькие изобретения просто чертовски полезны, то более поздние способны переломить ход игры. Желанных технологий — десятки. Комбинаций, образующих пирамиду — тысячи.

Печатный станок позволяет конвертировать культуру в деньги. Вам придется изобрести его, чтобы начать издавать настольные игры.
Картинка с сайта FFG

Техологии могут давать следующие преимущества:
— доступ к новым постройкам. Без исследований нельзя построить ни одного домика, даже самого простого;
— апгрейд солдат;
— доступ к способностям переработки ресурсов вроде шелка и железа в полезные эффекты;
— скидки при постройке чуда света, связанного с этой технологией;
— другие мелкие и крупные бонусы.

Само собой, изучать технологии придется всем, ну а приобретение единственной технологии пятого уровня — это технологическая победа.

Для покупки технологий требуется тратить торговлю, которую накапливают все города. Специальный ресурс — монеты — служит для получения скидок на технологии.

Монеты можно получить за кучу разных действий — за войну, постройки, великих людей, чудеса света и технологии — или найти в естественной среде обитания в виде залежей золота. Условие экономической победы — набрать 15 монет. Пожалуй, экономическая победа — ближе всего к накоплению виктори пойнтов "за все понемножку", как в тех же "Сумерках" и Runewars.

Наконец, последний способ победы — военный — требует захватить столицу одного из игроков. Любопытно, что таким образом исключается player elimination (как только один из игроков проигрывает — другой выигрывает), кроме того, у "мирового сообщества" в лице остальных игроков появляется стимул защищать наиболее слабого, чтобы самый сильный не смог выиграть.

Боевая система включает в себя элемент дек-билдинга и потому наказывает игроков не только с слишком маленькой, но и слишком большой армией.

Юниты рекрутируются в виде карт и апгрейдятся путем поворота на 90 градусов.
Картинка с сайта FFG

Кроме захвата городов армии могут охотиться за вражескими рабочими, блокировать важные ресурсы противника и выпрашивать у мирных (и не очень мирных) местных жителей случайные ресурсы.

FFG уже не те… и это здорово!

Стиль Fantasy Flight Games претерпел существенные изменения. Нет больше ни восьмичасовых партий, ни бессмысленных перекладываний кучек жетонов, ни ненужной возни с несущественными правилами.

Партия в Civ:tBG занимает около часа на игрока, и все это время наполнено мучительными решениями и стратегическими метаниями.

Сложность "Цивилизации" не только в том, чтобы вычислить оптимальный путь к победе, но, главное, найти компромисс между специализацией и универсальностью. Нации, которые игнорируют любой из аспектов развития, терпят поражение.

thumbsup дух "Цивилизации" передан на все сто!
thumbsup довольно легковесная для игры такого масштаба механика. Мозги скрипят от рассчетов, но не от вычислений.
thumbsup несмотря на эпичность, играется за 1,5-3 часа

thumbsup душераздирающий brain burn каждый ход
thumbsup серьезный потенциал для реиграбельности
thumbsdown но всё-таки маловато чудес, ресурсов и цивилизаций. Ждем дополнения?

thumbsdown максимум — всего четыре игрока
thumbsup зато вдвоем играется отлично

Чего я еще не ожидал от FFG:
thumbsdown карты юнитов и листы наций сделаны из хлипкой, легко мнущейся бумаги, манчкин-стайл. Ребята, ну вы же короли компонентов!
thumbsdown нет миниатюрок. Где наши лучники? Где наши танки? Зато и коробка стоит не 100, а 60 баксов.
thumbsdown при игре очень удобно использовать жетоны для подсчета промышленности и торговли, но ничего подобного вместе с игрой не поставляется
thumbsdown эффекты технологий и способности цивилизаций сформулированы очень коряво. До сих пор не утихают споры относительно шпиона — он позволяет "отменить действие", но что является действием?
thumbsdown несмотря на общую логичность системы, некоторые эффекты и способности получились очень странные. Расовый талант русских — воровство технологий путем жертвоприношения своих юнитов во вражеских городах — и вовсе абсурден.

— Но на столе никогда не воссоздать полноценную "Циву"!11!11один

Вообще-то после Civ:tBG интерес к Civ V у меня пропал. На мой взгляд, настольная версия лучше, и вот почему:
thumbsup время партии значительно меньше привычных 6+ часов
thumbsup гораздо выше концентрация весомых решений (несколько каждый ход, а не по одному раз в 20-50-100 ходов)
thumbsup развитие цивилизации значительно более многовариативно (в основном благодаря пирамиде технологий)
thumbsup плюс все обычные преимущества настольных игр (открытость механики, прямое взаимодействие игроков, физические компоненты).

Итог:
— Это наш Грааль, наша настоящая "Цива"?
— Да! laugh

Sid Meier's Civilization, Обзоры



Похожие записи
  • Trick of the Rails — распечатай и играй
  • Комплект русификации для «Agricola»
  • Paperback (Писатели) — распечатай и играй
  • «Игра года — 2008» по версии Бруно Файдутти
  • Отчёт за неделю с 27 по 2 ноября 2008 года
    1. AKlay
      02 Янв 2011 из 18:48 | #1

      То есть по мнению автора статьи, эта Цива круче Цивы 2002 годы?

      Просто до того, как я прочитал эту статью, я хотел Циву 2002 года…. а теперь даже не знаю…


    2. AKlay
      02 Янв 2011 из 18:50 | #2

      То есть эта Цива круче Цивы 2002 года?

      А то теперь даже не знаю, что купить…


    3. White
      02 Янв 2011 из 20:32 | #3

      Их сложно сравнивать…

      Цива 2002го года от Eagle Games это перерождение старой настольной цивы, а эта Цива от ФФГ, это насольная версия компьютерной игры.


    4. Phobosis
      03 Янв 2011 из 12:23 | #4

      @White

      согласен.

      В общем, с Цивой 2002 я знаком весьма поверхностно и совсем от нее не в восторге. Цивой 2010 — напротив, очень и очень доволен. Замечательная игра.


      Если по уму, то следовало бы, конечно, сказать: «Нет, AKlay, ты должен купить Цивы 1980, 2002, 2010 и решить сам!» Но я подозреваю, что только одной из них вполне достаточно :]


    5. White
      03 Янв 2011 из 12:40 | #5

      Не совсем так, всётаки версию 80го года найти будет сложно 🙂

      Просто если хочется именно ностольную версию компьютерной игры, тут конечно новая цива вне конкуренции, а если хочется глобальный америтреш, на реальной карте мира, то альтернативы у старой цивы практически нет…


      У меня так и не получилось ниразу доиграть в циву от Eagle Games, пару раз садились, играли под пиво, к концу 2ой эпохи никто уже небыл в состоянии продолжать игру :)))


    6. DedoK
      04 Янв 2011 из 17:12 | #6

      Сид Меер довольно уважительно относился к русским, например в третей цивилизации у русских был бонус к проникновению культуры в соседние города других наций(бонус на добровольное присоединение к русским был больше нежели чем у других), если посмотреть на историю то это действительно так(вспомним хотя бы армян и грузин которых резали турки), одна шестая часть суши была обретена не только мечём.


      В игре «Альфа центавра» научную фракцию возглавлял академик Прохор Захаров.


      Лично я был удивлён таким уважением со стороны Сида Меера так как думал что русским дадут бонус на какую нибудь гадость типа дешёвых юнитов или возможность истязать свой народ без штрафа на мораль.


      Узнав про бонус в настольной Цивилизации задумался… может в этом бонусе отражено уважение к нашим шпионам способным пожертвовать собой ради родины…


    7. White
      05 Янв 2011 из 19:20 | #7

      А с чегобы ему плохо относиться, в аналогичных компутерных играх тоже вполне себе вменяемые бонусы, например в Rise of Nations(гибрит цивы и эпохи империй) это удвоенная сила юнитов сражающихся на своей территории…


    8. Tanone
      10 Янв 2011 из 11:52 | #8

      @White

      Цива 2002 и оригинальная не имеют вообще ничего общего. Совершенно разные игры. Цива 2002 очень прямолинейная попытка перенести компьютерную игру на стол. Я играл во все три Цивы. Прямо скажем Цива 2010 очень хороша. Версия 2002 непомерно затянутая и усложнёная игра тронов.

      Если хочется чего то эпичного и с кучей взаимодействия то это оригинальная цива 80-ого. Купить можно но очнеь дорого. Версия 2010 намного быстрее и взаимодействия в ней может и не быть. Очнеь хорошо сбалансированная и продуманная игра.


    9. Phobosis
      10 Янв 2011 из 13:03 | #9

      В тихие моменты взаимодействие в Циве2010 напоминает RftG. Надо зорко следить за оппонентами, потому что что выбрать правильный путь к победе желательно знать, какую специализацию выбрали они. Малейший перекос в развитии нашей империи — и противники непременно этим воспользуются.


    10. Alesya
      10 Янв 2011 из 13:58 | #10

      @Tanone

      По крайней мере когда в 2002ом году эта Цива выходила, она анонсировалась как новая редакция той старой цивы.


    11. Banz
      11 Янв 2011 из 16:14 | #11

      В праздники играли в Циву 2002, причем 2 раза. И в обоих случаях все эры так и не сыграли. Очень долгая и нудная игра. Если есть три пять дней свободных, то можно её заюзать, а так… Итог: не интересно!


    12. Tanone
      13 Янв 2011 из 3:53 | #12

      @Alesya

      Ну мало ли что там анонсировалось. На заборе тоже пишут разные слова.

      У меня есть оригинальная Цива и это одна из самых моих любимых игр. И я играл в обе версии.

      Чтобы понять что такое оригинальная Цива найдите компьютерную игру Advanced Civilization от Avalon Hill. Она теперь абандонваре так что скачать можно много где. Она в точности воспроизводит оригинальную игру.


    1. Трекбеков пока нет.