Добро пожаловать в мир настольных игр

Обзор игры «Steam»

После того, как я задался вопросом "Что лучше — Steam или Railways of the World?" ко мне пришло письмо от Алексея, скрывающегося под никнеймом BigBobr99. Алексей рассказал мне, что у него в коллекции есть экземпляр игры Steam и чтобы познакомить с этой настолкой больше людей, он написал обзор этой игрушки. Собственно, вот он:

Паровозная тема русскому человеку не чужда. Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей ну и паровозов тоже предостаточно. Англичанам тема тоже близка, и вот однажды манкунианец Мартин Уоллес (Martin Walles) видимо вспоминая легендарный железнодорожный маршрут Ливерпуль-Манчестер выпустил игру Age of Steam. Эта игра является прародителем таких игр как Railroad Tycoon и Railways of the World, равно как и, собственно говоря, героя сегодняшнего обзора, игры 2009 года выпуска – Steam. Игра рассчитана на количество от 3-5 игроков. Причем идеального количества игроков для игры нет, она одинаково интересна как втроем, так и вчетвером или впятером. Игровое поле для игры двухстороннее, одна сторона для игры втроем или вчетвером (карта севера-востока США и юга-востока Канады), другая для 4 или 5 игроков (карта Германии).

Суть игры заключается в доставке грузов (деревянных кубиков 5 различных цветов) в города совпадающих с ними по цвету (желтый кубик можно доставить только в желтый город и т.п.). В начале игры в каждый город на карте вслепую выкладывается 2, 3 или 4 кубика груза, которые предприимчивым игрокам и придется доставлять в города буржуев и бургеров. В течение игры игроки смогут пополнить ассортимент грузов в каждом городе (но не более одного раза для каждого из городов). Для этого рядом с игровым полем выкладываются комбинации из 3 грузов, которые тоже вслепую вытягивают из мешка. После доставки в город грузы поглощаются его населением и выбывают из игры на веки вечные. За доставку грузов игрок получает очки, которые может истратить либо на продвижение по шкале дохода и получения материального вознаграждения в виде звонкой монеты в конце раунда, либо на продвижение по шкале победных очков и получения … победных очков. В конце игры победителем объявляется тот, кто наберет этих самых очков больше других. В большинстве случаев это значит, что у победителя самая развитая железнодорожная сеть, самые продуктивные маршруты, самое острое чутье, и самый благовонный мазут.

А причем здесь мазут? А притом, что товары, как вы уже догадались, нам предстоит перевозить по рельсам, которые, засучив рукава, до этого придется самим же и построить. Рельсы через горы и реки обойдутся дороже, сложные развязки тоже будут стоить дороже, чем прямой как стрела отрезок сквозь канадские равнины. Ну а без мазута, никакой паровоз по этим рельсам не помчится.

В начале игры очередность хода разыгрывается путем аукциона, а в каждый последующий раунд определяется в зависимости от номинала карты бонуса, который каждый игрок выбирает в начале раунда. Бонусы бывают разные: можно первым перевезти товары, урбанизировать город (добавить туда кубики товаров), строить на один гекс рельсов больше и т.п. 

После этого, засучив рукава, начинаем фазу строительства, в которую каждый игрок может построить до 3 гексов с рельсами. Как только два населенных пункта соединяются игроком, этот железнодорожный перегон может быть использован для доставки грузов. Использовать чужие перегоны для перевозки товаров тоже можно, но как говориться за отдельную плату звонкой монетой владельцу оных.

Затем, в фазу перевозки товаров, игроки занимаются самым важным — доставляют груз (за один раунд можно перевезти 1 или 2 ящика с грузом). За каждый перегон, который на своем пути из пункта А в пункт Б преодолел груз, игрок получает одно очко. Для того чтобы перевозить груз на длинные расстояния (6 перегонов максимум ) игроку придется увеличивать мощность двигателей своего подвижного состава. Сделать это можно либо бесплатно во время фазы перевозки груза (но лишившись права перевезти 1 груз из 2 возможных за раунд), либо за отдельную плату за счет специальной карты-бонуса, которую можно выбрать в начале раунда. Нехитрым подсчетом устанавливается, что за одну фазу перевозки можно получить 2х6= 12 очков.

На бумаге легко, на практике сложно, так как к концу игры, когда у вас уже есть в распоряжении мощные локомотивы, грузов на карте не так много, железнодорожная сеть противников развита не хуже и вряд ли они позволят вам беспрепятственно возить, что вам захочется и куда вам захочется. И набрать более 50 очков за игру мало кому удается, так что по 12 очков за раунд заработать вам вряд ли когда-нибудь придется.

После доставки грузов в города и ликования местных жителей наступает подсчет прибыли или убытков, которые определяются в зависимости от того, где на шкале дохода находится каждый из игроков.

В зависимости от карты бонуса в этом раунде определяется очередность хода на следующий (чем выгоднее карта бонуса в этом раунде, тем позднее придется ходить в следующем). После чего начинается новый раунд. Их количество зависит от количества игроков, чем больше игроков, тем из меньшего количества раундов состоит игра.

Ну а теперь мои (и, скажу по секрету, не только мои) впечатления от всего выше перечисленного, то есть от игрового процесса. Собственно говоря, в обзорах и читают то в основном впечатления игрока. Спешу ими поделиться.

Конкуренция, постоянная необходимость строить планы, менять их на лету в зависимости от действий противника, просчитывать где и как развивать свою железнодорожную сеть, за какие товары бороться в долгосрочной перспективе, необходимость думать как не дать сопернику монополизировать часть карты, быть на шаг впереди него, постоянное взаимодействие и непрекращающаяся мозговая активность не оставляют меня равнодушным.

Это первая из 30 игр в моей коллекции, ну кроме шахмат, где случай и удача не решают НИЧЕГО. Все зависит только от твоего умения, способности планировать свои действия, предугадывать действия соперника. Эта игра заставляет мозги шевелиться, но не плавиться. Поговорить по душам за этой игрой тоже не удастся, вся энергия уходит на оценку ситуации на поле и обдумывании следующего хода. Максимум – пара дежурных фраз и нервное хмыканье если конкурент перехватит, что-то особенно нужное именно вам. Игра не для первого знакомства с миром настолок, она для него слишком мозго-думательна. Но если вам хочется поработать головой в течении 1,5 часов или чуть побольше – то Steam игра для вас. 

Послесловие:

Вдруг игра напомнила мне бег на 10000 метров. В Steam как и в беге на стайерские дистанции важно распределить свои силы на всю дистанцию. Побежишь слишком быстро (залезешь в неоправданные долги в начале) – на финише не хватит сил (победных очков); будешь обращать внимание только на свой темп и бег (не отслеживая действия соперников) – объединившись вдвоем и втроем тебя затолкают на дистанции (уведут нужные тебе грузы, построят рельсы параллельно твоим, перехватят нужную карту бонуса и т.п.); будешь думать только о первых метрах (не думая о перспективах развития в дальнейшем) – отстанешь в середине, а к концу еле ноги донесешь (доплетешься к финишу с жалким количеством очков).
Глядя на карту с городами наполненными ресурсами в начале игры, вы как бегун, который перед началом бега знает, на каком участке дистанции сегодня побежит быстрее, где медленнее, где спрячется за спинами других. Но как часто оказывается и в беге и в Steame соперники вносят коррективы и вам приходится перестраиваться по ходу борьбы. Но хороший бегун, как и хороший стратег, пытающийся гнуть свою линию, несмотря на мастерство соперников, придет к финишу первым… только если его кто-то другой не окажется стратегом получше него самого. 9/10 (рейтинг BGG).

Ну, а на закуску, впечатления моей жены:

Я играла один полноценный раз. Для меня она нудновата. Игра, в принципе, неплохая, но конкуренция слишком напрягает. Я такие игры не очень люблю. Когда я играла, то старалась развиваться в своем углу, особо не конкурируя с другими игроками. Поставлю этой игре 5/10 (рейтинг BGG).

5 комментариев

  1. Glad8r

    Ну а вы, Юрий, определились с выбором?

  2. hk

    @Glad8r

    Да. Беру Railways of the World. Стим чуть тяжелее и хардкорнее, и мне в неё не с кем будет играть.

  3. BigBobr99

    Ну, главное определился!

    А если будешь у нас в Новосибирске, то мы в Стим точно сыграем!

  4. Лекс

    ПОиграли вчера в Стим. Интересная мозгодробительная игра) в которую мы к тому же и неправильно играли. Вопрос к знатокам правил- что дает карточка паровоза? и все же непонятно с фазами- что можно сделать в 2 фазы? 2 раза перевезти товар можно? и тогда улучшить паровоз только с карточкой паровоза за деньги? а если улучшился бесплатно, то торговать только 1 раз? или нельзя вообще?

  5. Ф

    Отличная игра, мозги сразу переворачивает.Правила разбирали 4 дня.Не поняли про рост городов,но играть можно,как написано в обзоре-кредит,строительство перевозка.Этого достаточно для упрощенного варианта.Особенно играется с деревянными паровозами-фишками(дополнения)
    Из всех игр в коллекции отвели бы этой игре почетное место.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑