В Блоге о настолках появилось описание игры Stone Age, название которой переводится на русский как Каменный век (не путать с изданным "Звездой" Каменным веком, который в оригинале — Settlers of the Stone Age).
У меня уже давно появилось желание поиграть в эту игру, а тут ещё автор вовсю её нахваливает, рассказывая, что сейчас для него это "самая-самая игра". Правда, обзор этот в основном посвящён пересказу правил и почти не содержит впечатлений от игры и анализа.
Для нас троих это на данный момент самая-самая игра. Я еще не встречал в себе такого желания начать вторую партию после первой, третью после второй, и кажется, моя компания разделяет это мнение. Игру мы купили на выставке 9-го января и особенно разыграться еще не успели (по-моему, мы сыграли всего 4 партии, из них 3 партии вдвоем). Итак, об игре…
Игра была разработана Михаэлем Туммельхофером в 2008-ом и по сути, является ярким примером немецкой школы. Судите сами.
Каждый игрок является вождем некого доисторического племени и должен в свой ход заняться тайм-менеджементом своих людей. В первой фазе хода (условно говоря, утренней), игрок распределяет своих человечков-meeples на дневные работы. Во второй фазе (вечер), собирает их и получает результаты дневного труда племени. В третьей фазе вождь обязан позаботиться о племени и накормить условной едой каждого своего трудягу. Каждый meeple должен съесть в конце хода игрока одну единицу еды, и игрок должен постоянно следить, чтобы ему хватало запасов на прокорм племени в конце каждого хода.
В начале игры каждый игрок получает по пять человечков из десяти возможных и 12 единиц еды, которой ему хватит на первые два хода, после чего придется задумываться о прокорме. В первой фазе хода игроки выставляют по очереди своих работников в разные зоны игрового поля, отправляя их на дневные работы. За один ход можно поставить одного или нескольких человечков в одну и только в одну зону, после чего право выставления переходит к следующему игроку. И так до тех пор, пока все человечки не будут расставлены. У разных зон есть различные ограничения, о которых будет написано ниже, но главным и незыблемым остается следующее правило: доставлять человечков в зону, где уже стоят работники игрока, нельзя. Рассмотрим зоны дневных работ поподробнее…
Ферма. Ферма может вместить только одного работника. В конце хода игрок, поставивший своего работника на ферму, начинает каждый свой ход получать на одну единицу пшеницы больше (общее количество единиц пшеницы отмечается на отдельной шкале). При показателе пшеницы равном количеству народа в племени, еды хватает на всех и отправлять работников на охоту, чтобы пополнить запасы съестного, больше не нужно.
Кузница. В кузницу тоже вмещается только один работник. В конце хода он создаст орудие труда — квадратный жетон, который игрок возьмет себе и будет использовать раз в ход, чтобы повысить результаты бросков кубиков. Когда у игрока скапливается много орудий труда, он может сильно повысить свои шансы на успех при броске.
Бунгало. Сие есть любовное гнездо, куда игрок может поставить двух (и только двух) своих работников, чтобы ввечеру снять их с поля и добавить себе из запаса еще одного человечка. С этого момента, естественно, расход еды увеличивается на единицу.
Охотничьи угодья. Это единственная зона, где нет никаких ограничений. Здесь может находиться сколько угодно народу скольких угодно игроков одновременно. Во второй фазе хода игрок бросает столько кубиков, сколько работников стоит у него в этой зоне. Стоимость единицы еды — 2, так что выпавшая сумма делится на два, округляется вниз и получается результат — единицы еды, которые игрок тут же берет себе. Игрок может использовать имеющиеся у него орудия труда, чтобы увеличить выпавшую сумму и взять больше еды.
Лес, овраг, карьер и река. Здесь можно с переменным успехом добывать ресурсы. В этих зонах производятся бревна, кирпичи, камень и золото соответственно. В каждой из этих зон не может стоять в сумме более семи работников. При игре втроем в каждой из этих зон не могут стоять представители более чем двух игроков, а при игре вдвоем — и вовсе одного игрока. Таким образом, обеспечивается тактическое “запирание” игрока от того ресурса, который ему нужен. Количество полученных игроком ресурсов рассчитывается также, как и в охотничьих угодьях, разве что стоимость ресурсов несколько другая: древесина стоит 3, кирпич — 4, камень — 5 и золото — 6 единиц.
Карты хижин. Это то, что приносит победные очки. В начале игры карты хижин раскладываются в стопки по 7 штук в закрытую. Количество стопок равно количеству игроков. Верхние карты открываются и вот на них-то игроки могут поставить одного работника (одна карта — один работник). В нижней части карты указана стоимость данной хижины (например, 2 кирпича и золото или 4 любых ресурса двух видов), а сверху — количество выигрышных очков, которое получит игрок, выкупивший эту карту на второй фазе хода.
Карты развития. Эти карты кладутся на игровую доску, как в стек из 4-ех ячеек и стоят соответствено 1, 2, 3 и 4 любых ресурса. В конце хода, если хотя бы одна карта была куплена, остальные карты сдвигаются из дорогих ячеек в более дешевые, а на освободившиеся места докладываются карты из колоды. Эти карты также приносят победные очки, но подсчитываться они будут (в отличие от очков от карт хижин) не сразу, а лишь в конце игры. Эти карты состоят из двух частей. Верхняя часть несет моментальный бонус купившему ее игроку (скажем, два камня или столько золота, сколько сможет купить игрок за результат броска двух костей), а нижняя часть — формулу бонусных победных очков (например количество работников, умноженное на три или дважды показатель пшеницы).
Игра заканчивается, когда пустеет одна из стопок карт хижин или кончается колода карт развития.
Ну, что ж, правила очень простые, рассказать абсолютно незнакомому с настолками человеку принципы игры можно за десять минут. Средняя продолжительность партии — примерно час на троих или минут 40 на двоих.
Качество материалов игры достойно издательства “Rio Grande”. В коробку не забыли положить некоторое количество специальных пластиковых пакетиков, куда можно разложить многочисленные мелкие элементы (миниатюрные бревнышки, кирпичики, камни и золотые слитки, самих meeples и пр.). В комплект также входит 7 костей D6 и совершенно всех очаровавший стакан для их бросания из толстой светлой кожи. Художник тоже очень постарался — игра выглядит великолепно. Стоимость игры на ebay составляет примерно $30-35, а наш “Игровед” продает игру за 1450р., что чуть дороже, зато здесь и сейчас.
Рейтинг игры на BoardGameGeek составляет 7.79, проголосовало более двух с половиной тысяч человек, что говорит о том, что игра популярна и очень хороша. Все-таки игр с рейтингом более 7.5 совсем немного.
Ещё раз отмечу, что в настолку эту я не играл, но опробовать её очень бы хотелось.
hk — Настоятельно рекомендую вам сыграть в эту игру.
Чтобы иметь полную картину по игре, советую опробовать ее как с двумя, тремя и полным составом игроков.
з.ы. Не удивлюсь если в скором времени она появится у вас в Списке лучших настольных игр.
Я бы посоветовал присмотреться ещё к «Замку на все времена» и выбрать либо её, либо Stone Age. У этих игр есть много похожих черт. Что лучше — я не знаю. Конечно, если денег не жалко, то можно купить и то и то.
Расскажите поподробнее про «замок» — засматриваюсь на него, но дороговато…
Бунгало. Сие есть любовное гнездо, куда игрок может поставить двух (и только двух) своих работников
Не порядок! Что за дискриминация полигамных союзов с тремя и более человечками! =)))
Не могу сказать ничего определённого, т.к. не играл. Знаю только, что оформление игры делал тот же самый человек, что и Stone Age. Как пишет Бруно Файдутти (известный дизайнер таких игр, как Цитадели и Mission Red Planet) в своей Библиотеке идеальных игр В этой игре нет ничего революционного: система персонажей похожа на Mission Red Planet, управление ресурсами — на Stone Age. Игра получилась очень сбалансированной, такой же быстрой как Stone Age, с простыми правилами и, в то же время, глубиной, есть место где подумать.
Ещё на Игроведе есть обзор: Настольная игра Замок на все времена (Castle for all Seasons)
…трех или более полов… 🙂
Сыграл бы с удовольствием, но реальная возможность только одна — заказать себе эту игру. Однако из-за того, что на полках и так очень много игр, в которые мы ещё толком не играли, я принял решение временно приостановить покупку новых игр 🙂