На сайте у Зордока появился обзор неординарного евро-варгейма Struggle of Empires. Игрушка строгая, достаточно глубокая и рассчитана аж на 7 человек. При том что сыграть в неё можно часа за три. 

Вступление

Игра могла сорваться дважды. Сначала я не нашёл один специальный тайл (после 30-и минутного рассказа правил) и уже было решил, что забыл его дома. Но вскоре тайл нашёлся. Второй момент — один из игроков после 45-и минут правил решил от игры отказаться, и это был не нуб, а настоящий матёрый варгеймер (shadow_alex), как он сказал — после Virgin Queen он устал от варгеймов на ближайшие дни. А рассказывал я сумбурно, постоянно заглядывал в полные и краткие правила (и всё потому, что поленился подготовить собственный краткий вариант).

Итак, нас осталось пятеро и мы приступили к освоению этой великой игры.

Компоненты

Довольно строго оформлены, и визуально игра действительно напоминает варгейм, особенно для непосвящённого в варгеймы. Все юниты — картонные тайлы; все события, участки поля, стратегические точки — всё картон. На столе перед игроками складное поле, оформленное в виде карты без лишних свистелок и завитушек. 

Рядом с полем около 40-ка стопок с различными тайлами развития (развития войск, экономики, политической ситуации, возможностей, разовые пакости и долговременные плюшки и т.п.), в некоторых стопках тайлов несколько. На тайлах расположены значки (всего 7), на некоторых краткий текст. В голове это всё умещалось с трудом — примерно как список технологий в эклипсе, только раза в 2 больше.

Пластиковые деньги как во 2-м издании 7 Чудес. Из дерева только 2 каунтера войн и раундов, а также 4 пластиковых шестигранника. И всё. Плюс, как уже говорил, картонные войска и стратегические точки.

Правила

Игра делится на 3 войны. Каждая война состоит из добавления новых стратегических точек (за что воюют нации) на поле, распределения игроков по 2-м альянсам, действий игроков (5 раундов каждую войну), денежного дохода и получения очков за удержание территории. 

В конце игры от полученных очков отнимаются штрафы за жетоны недовольства. А набравший целых 20 впадает в гражданскую войну и выбывает из претендентов на победу.

Самая долгая часть — это распределение альянсов, т.к. она влияет на весь ход войны. Альянсы распределяются по денежным ставкам наподобие покерных. Союзники не имеют права друг друга атаковать, могут помочь войсками в битве (за деньги), но в целом никаких общих целей у них нет, и зачастую в одном альянсе находятся потенциальные враги.

Из ресурсов у игроков есть деньги и популяция. Косвенно ресурсами можно назвать также войска на поле, уже захваченные стратегические точки и тайлы развития.

Раунды у игры проходят куда быстрее. Игрок может выполнить 2 действия из 5-и возможных, или спасовать. Можно взять/купить тайл развития, можно построить армию и сразу отправить её в один из регионов, можно передвинуть 2 юнита на поле, можно загнать туземцев (напомню, действуем в XVII-XVIII веках) в рабство или обратить в свою веру, или просто провести атаку своими войсками на противника (есть нейтральные территории, есть — ваших соперников).

Можно использовать солдатиков или фишки из Империала.

Бой делится на морской и сухопутный. Моркой бой даёт бонус к сухопутному, сухопутный же решает исход битвы. И тот, и тот проходят следующим образом: считается число юнитов данного типа, кидается 2 шестигранника, из большего вычитается меньший. Результат броска прибавляется к числу юнитов. К этому числу также нужно добавить плюшки от тайлов развития. Проигравший удаляет 1 юнит и заменет свою стратегическую точку на точку соперника. За каждый потерянный юнит штрафной жетон недовольства. 

Всю соль этой простой механике придают тайлы развития, от которых и зависит, что у вас получится в итоге. О них рассказывать смысла нет — они действительно разные, и позволяют строить совершенно различные стратегии в игре.

Впечатления

Пока живы впечатления и бурлят эмоции, расскажу про ход партии. Играли мы Пруссией (Дэн), Австрией (я), Россией (бОрис), Испанией и Великобританией. Россия к концу первой войны захватила практически всю Северную Америку и страны Карибского бассейна. Австрия сосредоточилась на Османской Империи и Средиземноморье. Пруссия объвила своей вотчиной Индию и Океанию, Испания оккупировала германские земли и поделила (были в союзе) с британцами страны Балтии и Восточной Европы. 

Во второй войне альянсы сохранились (Россия + Австрия + Пруссия против Англии + Испании), русские выжали всех с Южной Америки и объявили гегемонию на одной трети суши. Австрия предприняла неудачные попытки присоединиться к колонизации востока, но преуспела лишь в Африке, до конца игры так и остался нетронутым единственный аванпост. Испанцы громили нейтральные страны в Балтии и Германии, никуда особо не высовываясь, т.к. лидировали по очкам (что и сгубило их в конце игры). Британцы очень неудачно растеряли практически всю армию и не имели большого числа стратегических точек.

Третья война была очень интересной. Австрию, претендующую на второе место, вытеснили в союз Британии и Испании. Россия действительно стала координировать военные действия с Пруссией, и обе страны предприняли попытку обратной экспансии в Старый Свет. Но атака захлебнулась. Балтия была завоёвана легко, испанцев также потеснили с Восточной Европы, но дальше дело не продвинулось. По условиям игры самая прибыльная по очкам земля — Германии — не имеет выхода к морю, и к ней нужно пробираться войсками в 2 приёма. А ходов не так чтобы много, тут и своё население бунтует, да и Старый свет не остался в долгу. Тем временем, Австрия и Британия высадились на Карибах и в Южной Америке, дав русским прикурить. 

Австрийцы также удачно воспользовались наличием кораблей в Африке и развезли рабов в Новый Свет, присоединившись к очкам по всей Америке.  В Германии ещё со второй Испано-Австрийской войны был аванпост Австрии, так что по итогам игры Австрия вырвалась вперёд  и заняла первое место. Сокрушённая Испания осталась на втором (или даже третьем месте), растеряв былое могущество. А русские рванули вперёд, но этого последнего рывка по очкам им не хватило. Хуже всех дела шли у прусаков, имея бесчесленное число денег с восточных колоний, они владели всего 2-мя территориями, которые давали 9-и очков. 

Итоги

Мне игра очень понравилась. При всей напряжённости и активной вовлечённости в процесс, при настоящем хардкоре геймплея и игре с неподготовленными игроками (правила знал только я), она заняла всего 2 часа 50 минут на пятерых. Это очень хорошо. Причём таймаута замечено не было  за столом — сами действия совершаются быстро, влияют на всех практически игроков, и рушат планы (или нет) для любой страны. 

Степень конфликтных столкновений высочайшая, т.к. логистика у игры сильно упрощена (корабль за ход может попасть в любую точку, а юниты — практически в любую, с некоторыми ограничениями и возможностью утонуть). Если пойти в атаку, к тебе вполне могут высадиться враги, позарившись на беззащитные территории. С другой стороны — войны разорительны (1 столкновение стоит 2 монеты, притом что порядок денег обычно около 8-10 монет на 5 ходов), приходится влезать в долги, а в конце игры отчаянно проводить политические реформы, пытаясь не допустить революции или хотя бы не стать аутсайдером по числу бунтовщиков. 

Игра не из лёгких, не для семейных посиделок, разве что с мальчишками от 12-и лет, явно не для игр с женой (только если жена не заправский варгеймер), и даже может не для всех посиделок в клубах. Но она, чёрт возьми, захватывает. В неё можно играть всемером, и это таки варгейм. 9 баллов. 100-е место в списке лучших игр на BGG.