Тов. Дмитрий Венско прислал мне обзор игры Lord of the Rings: The Card Game. Автор отмечает уникальную особенность этой игры — перед нами кооперативная ЖКИ (я о подобных экспериментах ранее не слыхал), сравнительно простая и подходящая для игр с ребёнком.
Наверное в мире сложно найти настольщика, который не слышал бы о коллекционной карточной игре — "Мэйджик" (Magic The Gathering). А мне даже довелось в нее чуточку поиграть — пусть и не в турнирах, пусть даже и не на столе, а в различные ее копьютерные реинкарнации.
В целом я негативно отношусь к карточным играм. Куча разнообразной информации надо высматривать в тексте каждой отдельной карты, вместо того чтобы сразу окинуть взглядом все поле битвы. А еще приход карт в руку всегда случаен, что сильно на любителя. Ну а в случае коллекционной карточной игры — можно и вовсе забыть о сне и положительном балансе своего банковского счета. И всетаки столкнувшись с Мэйджиком я не мог не отметить разнообразие возможных в ней действий и стратегий. Ни одна не карточная игра подобным разнообразием похвастаться пожалуй не сможет.
Не будь в Мейджике нескольких перечисленных недостатков, я быть может и отдал бы ей часть своей жизни. Ну а так — решил обойти ее стороной.
Два года назад, когда вышла "Игра Престолов" в формате "живой карточной игры", я предпринял попытку опробовать ее на себе — а вдруг подойдет? Ведь ЖКИ формат не совсем ККИ, да и тема такая мне несколько ближе, чем какой-то обобщенный "Мэйджик". И рулбук к тому же завораживал некоторой новизной и навороченностью.
Практические испытания однако быстро показали, что механика боя в "Престолах" просто невероятно усложнена для расчетов. Вобщем игра превзошла мои ожидания до уровня неперевариваемости. Ну а играть в это с сыном оказалось совсем нереальным, и от коробки я быстро избавился, как будто в ней был ночной кошмар, а не игра. Попытка опробовать новую карточную игру — провалилась.
Но в этом году мне захотелось заполучить какую-нибудь новую кооперативную игру. И в первую позицию списка сперва попала "Conquest of the Planet Earth" — помимо кооператива к ней бонусом прилагалась возможность игры соло или соревнуясь, а также неплохая тема и оформление. Впрочем большие сомнения вызывала примитивность игрового процесса. И тут выяснилось, что весной 2011 выходит кооперативная карточная игра "Lord of the Rings", которая кстати обладает аналогичными достоинствами, но вот на подобную простоту механики оснований жаловаться не имелось. Мой выбор был как никогда явным.
Итак, карточная _кооперативная_ игра в формате ЖКИ? Пожалуй это что-то новое. По крайней мере в таком формате проще играть с сыном — любую карту можно подсказать, если что.
На практике, вместо живого противника с собственной колодой, мы играем против жестко заданной колоды приключений (фиксированной по составу, но не по порядку следования). Вернее мы можем выбрать один из доступных сценариев, и для каждого будет своя фиксированная колода и некоторые дополнительные условия.
Можно не сомневаться, что игра против… игры/бота/колоды, вместо живого человека, будет иметь много противников. Фактически это близко к тому чтобы играть с компом. Но это если сравнивать игру в LotR _соло_ с другими карточными играми. Но зачем сравнивать LotR с играми вида "1 против 1", которых существует кстати и так не мало? А вот кооперативных карточных — почти нет вообще. И это пожалуй самый главный критерий, и точка для отсчета. Кооперативы существуют, и чувствуют себя весьма неплохо. Ведь одно дело биться друг с другом, и совсем другое — преодолевать испытания совместно.
Кроме того LotR — это не просто игра-битва и игра-конструктор, каковыми является Мэйджик. Это еще и игра-приключение.
Выбрав сценарий, игрокам предстоит выбрать и героев (до 3-х на игрока), с которыми они отправляются в дорогу. А в помощь им сформировать колоды карт из четырех "стихий" — Лидерства, Тактики, Знания и Духа. Один и тот же сценарий можно проходить многократно и по-разному. А также по отдельности или в режиме кампании. И каждый месяц нас ждут новые выпуски-расширения: с новыми приключениями, новыми врагами, новыми героями и картами стихий.
Нужно однако понимать, что подбор героев и составление колоды для игры — хоть и не является обязательным (можно конечно играть и "базовыми"), но именно в этом скрывается большая часть возможностей и разнообразия. Это наследие ККИ понравится не всем — т.к. требует дополнительного времени и/или финансов. А насколько база без дополнений (или даже без минимального анализа карт базы) удовлетворит вашу жажду приключений, точно сказать нельзя. Скорее всего, что даже если останетесь довольны, то всеравно задумаетесь о составлении колод и расширениях 🙂
Ведь почему карточным играм свойственно разнообразие? Помимо базовых правил, которые можно назвать "движком", игра состоит из большого набора карт (порой из тысяч разнообразных). И каждая карта — несет в себе что-то особенное, нарушающее базовые правила. Например вот этот воин бьет вне очереди, а эта карта позволяет получить дополнительные карты или те, которые обычно получить никак нельзя и т.д. Все вместе они образуют мириады потенциальных комбинаций, и игрокам можно значительное время тратить лишь только на анализ возможных тактик и стратегий. В базовой же коробке LotR пока еще только 120+ карт стихий, а каждый месяц можно ожидать примерно 30 новых. До 1000 ждать еще года три. Хотя в коробке еще примерно столько же карт сценариев и встречных, и там тоже есть на что посмотреть.
Пока что нам предлагается ровно 3 сценария. [Осторожно — спойлеры!] В первом игрокам предстоит просто прошагать через лес, в котором можно повстречать гигантских пауков или орков. На деле этот сценарий скорее обучающий (в нем не используются в частности карты Предательств и Целей). Второй сценарий полон кровавых сражений, а начинается он (всегда) битвой с Троллем. Третий сценарий примечателен уже тем, что подлые некроманты берут в плен одного из героев, и потребуется поредевшими силами срочно его спасать. Вобщем сценарии определяют не только разновидности врагов которые могут повстречатся на пути, могут меняться скажем и фазы игрового хода.
Несколько нетематично, но полезно будет сперва изучить сценарий, а затем с этим знанием сделать выбор героев и карт стихий. Можно конечно изучать сценарий экспериментально, в верном расчете, что всеравно играть каждый из них доведется не один раз.
Каждый ход герои сперва получают жетоны ресурсов (каждый своей стихии), а игроки тянут 1 карту в руку. Используя ресурсы можно с рук ввести в игру карты "союзников" и "предметов". Затем часть персонажей отправляется на поиск пути (Quest). Чем больше опасностей кругом — тем это сложнее, а опасности тут растут сами — как грибы. Поэтому другая часть героев выманивает врагов на себя и дает им бой. Помимо врагов опасность представляют и сами окрестности, поэтому герои нередко сворачивают с дороги, чтобы исследовать дополнительные локации, прежде чем их обитатели начнут исследовать остывшие тела героев. Сами враги также могут бросаться в атаку, без специального приглашения (равно как и некоторые локации обойти стороной нельзя). В случае нападения, одного из персонажей можно поставить в защиту, а в помощь ему еще желательно направить того, кто сразу лишит вражину головы. В течении всего хода с рук можно также играть карты "событий", эффекты которых бывают самыми разными. Например клич "За Гондор!" временно придаст сил для битвы, особенно представителям Гондора.
Что конкретно нужно добиться героям — зависит от сценария, вернее даже от этапа в нем. Когда-то нужно просто найти дорогу (собрать определенное количество жетонов исследования за Квесты). Когда-то нужно сразить названных врагов или заполучить определенный артефакт. В любом случае в живых должен остаться хотя бы один герой, а также общий уровень угрозы у игроков не должен превысить некоторой величины. А эта угроза как минимум растет на 1 в конце каждого хода, и любой игрок, приковавший к себе глаз Саурона, просто выходит из игры.
Многие карты выгодно играть на оппонента. В битвах лучники и стражники помогают разить врагов своего напарника. А предметов для обсуждения — больше чем можно себе представить. Кто пойдет на разведку? Как отбить очередную атаку и кто выдержит удар Тролля? Свернуть ли в сторону леса, или бежать напрямик? Кого благославит Леди и когда лучше позвать Гендальфа? И что вообще делать когда все плохо?
Для себя я отметил что игра _сравнительно_ проста для освоения — в том числе для компании без знания языка. Во-первых имеется четыре колоды стихий, и с каждой можно знакомится по отдельности — а это всего по 32 карты (вдвое меньше если исключить повторы). Освоив каждую — можно пробовать их мешать. Во-вторых карты отлично иллюстрированы и (обычно) легко запоминаются. В-третьих кооперативная природа игры позволяет свободно помочь соседу, если он что-то не помнит.
Правила предлагают также упрощенный вариант игры для расчета баталий. В полном варианте — когда противник атакует, ему "в темную" выдается дополнительная карта (Shadow), которая в последствии (иногда) имеет случайный негативный эффект. Например выставленный защитник может быть испуган и пропустит удар. Упрощенный вариант исключает применение Shadow карт — что делает сражения абсолютно предсказуемыми. Этим также ослабляются особо вредные враги, вроде Варгов и Назгулов, для которых карты тени имеют особый смысл.
Я не стану комментировать возможности построения колод или взаимодействия карт. На этот вопрос лучше пусть ответит опытный ККИ-шник. Хотя наверное по базе судить будет сложно, т.к. очевидно что возможностей будет больше с выходом дополнений. Приведу лишь парочку примеров для тех, кто в карточные игры не играл. [Осторожно — спойлеры!] У героя Гимли есть свойство повышать атаку на 1 за каждый понесенный в боях урон. Если ему вручить доспех дающий +4 здоровья (а лучше два доспеха) а затем намеренно подставить под крепкий удар, то он просто звереет. Есть в одной из колод свойство повышать уровень "разведки" и "защиты" за сброшенные с руки карты, а также герой позволяющий каждый ход тянуть 2 карты дополнительно. Совместив их можно как повысить разведку, так и скорость нахождениякритичных карт в колоде. Конечно карты нужно заранее положить в колоду и еще дождаться их прихода в руку… Карточным играм свойственна значительная доля (не)везения.
Ну и конечно надо отметить "недостатки".
ФФГ выдало стандартную коробку а-ля Галактика — тоесть даже вкладыш такой же. Как хранить карты — забота игроков. Конечно на БГГ уже появились материалы для изготовления коробок под карты.
В механике боя есть один странный момент. У всех "бойцов" есть аттрибуты Атака и Защита. Когда враг нападает на вашего персонажа, то вы либо обороняетесь — используете Защиту чтобы снизить урон, но тогда не сможете атаковать в ответ, либо не используете Защиту и получаете полный урон, чтобы иметь возможность Атаковать в ответ (подход этот в частности отличается от Мэйджика). На практике это означает что обычно один из персонажей принимает урон на себя (нередко погибая), а другой бьет в ответ. Зато будьте уверены, что ваши враги таким недостатком не наделены. Они и бьют, и обороняются совершенно без ограничений. Конечно существуют способы одним и тем же персонажем и на Квест пойти, и в защиту встать, и врагов побить — все за один ход, но это не является их базовым поведением.
Игра с расширениями будет зависеть от содержимого расширений. Будут ли новые квесты действительно разнообразными? Совсем не сложно убить хорошее начинание.
ЗЫ. Полезная ссылка: http://lotrlcg.com/
Обзор понравился, для простых людей написано.
> сравнительно простая и подходящая для игр с ребёнком
Не хотелось бы вводить в заблуждение. «Простая» — это сравнительно с некоторыми другими карточными играми, например Игрой Престолов. А «для игр с ребенком» — я бы не стал рассматривать как рекомендацию. Да и ребенку уже почти 10, не считая что играет в настолки он лет с пяти.
классный Голлум!
откуда такая фигурка?
Эммм…. Это как же в эту игру можно играть «в компании без знания языка»? Это сколько же будет длится партия, если сначала с каждым незнающим надо составить его колоду, для чего перевести ему все карты (и как показывает опыт не один раз)… А затем ещё и в ходе игры заниматься постоянно тем же самым для всех? Позволю себе усомнится, что игра-приключение да ещё и с картами и таким объемом текста может хоть в малейшей степени подходить для не знающей басурманские языки компании…
Мой сын языка не знает, а со мной свободно в LotR играет. Карты легко запоминаются.
Кто хочет попробовать есть версия игры на комп:
http://www.boardgamer.ru/forum/index.php?topic=5430.0